50 оттенков серого - Партия Дела
Присоединиться

Я не о нашумевшем фильме с таким названием, я его не смотрел, но название запоминающееся. Я про тему родственную — про дороги. Сейчас, когда в результате автопробега (ехать надо было быстро) машина в ремонте — есть время и можно спокойно писать заметку. Итак, почему «50 оттенков серого»? Потому что про асфальт.

Как ни странно, даже многие российские дорожники не знают, насколько трудным и дорогим делом они занимаются, по сравнению с дорожниками других стран. Норматив для московского региона — 40 раз за зиму температура «гуляет» через ноль, то есть вода в трещинах то замерзает, то снова тает. Покрытие, естественно, разрушается, даже если по нему никто не ездит. А если ездит — то каждый прогон колеса через лужу вызывает гидроудар — по тому же самому дорожному покрытию. А у нас «зона избыточного увлажнения» — то есть влага не сразу не сразу испаряется или впитывается в почву, несмотря на то, что осадков у нас в европейской части поменьше, чем, скажем, в Западной Европе. Поэтому лужи на дороге, лужи в кюветах — вот в Германии я только раз видел у дороги болотный камыш, рогозом именуемый по ботанической науке, а у нас это обычная картина.

В общем, даже если дорога сделана по самым высоким европейским стандартам, ремонтировать ее надо быстрее и чаще, чем в ЕС (кстати, у нас ведь еще и резина шипованная полгода — а в ЕС она запрещена). А сейчас Росавтодор, другие дорожники совсем не сидят сложа руки — много построено в прошлые годы, много строится и сейчас — а это значит, что и дорожных ремонтов будет требоваться всё больше и больше. И вот когда оказался я проездом в Европе, очень было интересно — а как там у немцев? Как себя чувствуют их известные автобаны?

Оказалось, что чудес нет, зима, хоть и европейская, ускоряет износ дорожного полотна, да и без зимы — ничего ведь вечного нет. И вот въезжаю я на хорошей скорости, где-то под Дрезденом, на такой вот отремонтированный участок, после участка с новым асфальтом. Впереди — сразу вспомнилось то самое название — заплатка на заплатке, все немного отличаются визуально по тону. Я напрягся — сейчас запрыгаем — а ничего не произошло! Немцы, как оказалось, умеют класть заплатки на ямки и дырки так, что уровень заплаток не отличается от уровня основного асфальта! Вот это произвело впечатление. Так-то наши новые дороги не хуже немецких, а, пожалуй, и получше — и полосы чуть пошире, и обочины имеются — немцы с этим бывают поэкономней, правая полоса может быть впритык к барьеру-отбойнику. Но это пока новые.

И надо быть реалистом. Не потянут наши дорожные службы такой интенсивности капитальных ремонтов, чтобы везде были дороги как в Германии. Но вот мелкий ремонт могут, по-моему, и потянуть. Но, увы, пока этот ремонт делается по дедовской технологии — это где делается. Десяток лопат горячего асфальта в выбоину, и как застынет — так и застынет. В результате, когда наезжаешь на такую заплатку — эффект не сильно отличается от того, какой был бы от собственно дырки.

Что касается технологий, то мы почти всё в дорожном деле берем извне. Техника в основном импортная. Технологии «оттуда» — не сказать что плохие, фрезеровка асфальта например — отличное решение, очень повышает качество и производительность ремонта. Но беда в том, что условия у нас очень отличаются от европейских, плотность населения низкая, дороги длинные.

Нам позарез нужна недорогая дорожная техника для вот этого самого «ямочно-дырочного ремонта». Не надо этого стесняться, «по одежке протягивай ножки», лучше уж такой ремонт, чем оставлять подвеску на дороге. Чтобы выбоины за один проход, одной машиной с одним оператором разделывались, чистились, прогревались, заполнялись «пломбой», которая бы оформлялась заподлицо с дорожным полотном по жесткому нормативу, чтобы было не хуже, чем у немцев. Была бы такая техника — ремонт был бы куда дешевле, чем полный ремонт дорог целыми участками, на который в масштабах страны нет у нас ни средств, ни ресурсов.

У нас есть свои производители дорожной техники (кстати и в том же Череповце). Они могут и разработать то, что нужно, и произвести — но для этого нужен госзаказ. Сами наши заводчане свободных средств, как правило, не имеют, а коммерческие банки на такие разработки кредит не дадут, это проверено. В этом деле нет прямой коммерческой выгоды, бесплатные государственные дороги, если нет госфинансирования, вообще ремонтировать невыгодно — как монетизировать хорошую, но бесплатную дорогу? Сделать все дороги платными? Это тупиковый путь, говоря точнее — большая ошибка эти платные дороги, причем ошибка и политическая. Только государство может решить эту проблему.

Считается, и этому учат в ВУЗах и колледжах, что главная функция государства — это исполнение законов. И, действительно, первый юридический документ нашего государства — это судебник, «Русская правда». Так вот в этом документе есть и такой, как бы непрофильный раздел — о плате за дорожное строительство и ремонт, конкретно о плате строителям мостов (ст.43 Краткой редакции и ст.97 Пространной). Потому что проблема дорог у нас государственная, политическая — и это было понятно и тысячу лет назад.