Сибирский вопрос - Партия Дела
Присоединиться

Посмотрим на бюджет города Новосибирска-2014: дефицитен! Он ждет помощи от бюджета области. Но и область не сводит расходы с доходами, у нее – тоже дефицит казны.

Доходная часть бюджета НСК составит 34,7 млрд рублей, расходная – 36,2 млрд рублей. Дефицит бюджета составит 1 млрд 450 млн рублей. При этом город надеется на то, что область пособит четырьмя миллиардами рублей. Бюджет полуторамиллионного города неприлично мал: менее одного миллиарда долларов.

Такой бюджет не дает возможности городу развиваться – строить метрополитен, дороги и развязки, начать сооружение третьего моста через Обь. (При той же численности населения, в Будапеште – шесть мостов!). Львиная доля денег уйдет на финансирование образования, социальной политики, культуры и спорта (более 63 процентов бюджетных средств). Приходится выполнять майские указы Путина (2012 года), который повелел наращивать социальные расходы и зарплаты работникам бюджетной сферы, но – за счет нищих городов и регионов. А не за счет федеральной казны, которая устраивает триллионные олимпийско-футбольные кутежи. Эта политика обеспечивает крах городских и региональных бюджетов, в том числе – и в Новосибе с областью.

В 2014-м в городе будут построено всего семь детских садиков. Из бюджета вообще убрали газификацию города и строительство третьего моста через Обь. При принятии бюджета-2014 власти заявили, что «строительство необходимой инфраструктуры в городе — не такой уж затратный вопрос. И включить его в бюджет можно будет позже, при помощи поправок».

А включат ли? Ведь для этого городу нужно получить из области помощь в 4 млрд «рэ». А Новосибирская область в 2014-м сама нуждается в подмоге. Доходы бюджета региона закладываются на уровне 95,8 млрд рублей, из которых 86 млрд составляют собственные доходы. Расходная часть бюджета запланирована в объеме 105 млрд рублей, при этом доля социального сектора в общих расходах составляет порядка 75 процентов. (Спасибо майским, 2012-го, указам ВВП). Дыра в бюджете области – почти 10 млрд.

За счет чего области помогать Новосибирску, коли ей нужно из всех сил, на крохи, как-то обеспечивать развитие жилищного строительства, переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда и капитальный ремонт жилья. Как-то надо обеспечить развитие здравоохранения и образования, выполнение программы газификации, реализацию программы «Чистая вода». При дефиците почти в 10 млрд?

Губернатор Василий Юрченко, делая хорошую мину при скверной игре, назвал его некритичным: «Есть параметры, определенные Бюджетным кодексом, и мы далеко не используем возможности по дефициту – 10 процентов на год, предельным может быть 15 процентов. Сегодня мы также имеем порядка 30 процентов от предельных объемов государственного долга, что также не является критичным».

Переведем случившееся на простой русский язык. Итак, Путин, решив побыть в 2012-м «благодетелем народа», даровал ему большие социальные подачки. Но не за счет федерального центра, а за счет бюджетов регионов и городов, которые и без того трещали по всем швам. В итоге бюджеты эти (включая оные в Новосибирске и области) угодили в критическое положение.

Что это несет простым новосибирцам, а также – и всем гражданам РФ? Это значит, что из 34 млрд рублей годового бюджета НСК 63 процента — 21,42 млрд — пойдут на социальные расходы. А на то, чтобы что-то строить в городе и ремонтировать, остается всего-навсего 12 млрд 58 млн рублей. Из этой суммы как минимум треть уйдет в разные интересные схемы местного чиновничества. То есть, бюджетники, конечно, получат повышение зарплат, но вдобавок к этому новосибирцы получат:

— рвущиеся зимой сети теплоснабжения, ибо реконструировать старую инфраструктуру не на что;

— очереди в детские сады, потому что строить новые – нет средств;

— пробки и транспортный коллапс, потому что денег на строительство новых дорог, развязок, мостов через Обь и метрополитена не хватает;

— вырубку зеленых «легких» города и чуму точечной застройки, жмущейся к центру города, потому что иначе строить невозможно – нет денег на прокладку новой инфраструктуры в других районах Новосибирска;

— нерешенные экологические проблемы.

Если Калашников-Кучеренко, аки Ли Куан Ю в Сингапуре, на посту главы Новосибирска полностью уничтожит коррупцию, то это добавит городу чуть более 4 млрд рублей. Что совершенно недостаточно для превращения Новосибирска в город с человеческими условиями жизни.

Выходом из положения может быть только изменение положения на общегосударственном уровне. Нужно изменить налоговую политику, чтобы дать «кислород» регионам и городам, «размосквичить» (по выражению Ю.Крупнова) РФ. Наша партия настаивает на снятии федеральных налогов с несырьевого сектора с Сибири и Дальнего Востока. Москва может добрать выпадающие (очень небольшие) доходы за счет других источников, о чем мы уже не раз говорили. Естественно, отказавшись от бессмысленных «имиджевых мегапроектов», причем мы городскими референдумами должны заставить ее пойти на это. Более того, перенести столицу в Новосибирск, как центр южносибирского пояса новой, высокотехнологичной индустриализации.

Насколько благотворен может быть такой шаг для развития страны? Об этом написал наш коллега по партии, специалист по налоговой политике, Михаил Абрамов.

«…В Сибирском (СФО) и Дальневосточном (ДФО) федеральных округах на площади, составляющей две трети всей территории России, проживают около 19 процентов ее населения – 26,5 млн человек. Одна из проблем – отток населения. Например, наш Дальний Восток за последние 20 лет покинули 1,5 млн человек – почти пятая часть населения. В настоящее время там проживают 6,5 млн человек (плотность населения 1,2 человек на кв. км). Между тем, приграничное население Китая составляет около 140 млн (плотность – 124 человек на 1 кв. км); оно с интересом смотрит в нашу сторону и постепенно ее осваивает. Этому процессу способствует подписание в 2009 году Программы сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири Российской Федерации и Северо-востока Китайской Народной Республики на период 2009-2018 годов, включающей более 200 ключевых экономических проектов. Видимо, из опасения, что последствия реализации Программы, по меньшей мере, неоднозначны, наше правительство намечает и другие меры. Например, рассматривается введение в законодательство термина «территории опережающего развития», дополнительное финансирование институтов развития, в том числе нового ОАО «Развитие Дальнего Востока», переезд на Дальний Восток головных офисов некоторых госкомпаний и др.

Общий объём инвестиций, который нужен Дальнему Востоку до 2020 года, вице-премьер Юрий Трутнев оценил в 3,3 трлн рублей. А если развивать и Сибирь, сумма существенно возрастет.

Откуда возьмут деньги? Если даст государство, то значительную часть разворуют при минимальном эффекте. Чтобы пришли частные инвесторы, надо менять предпринимательский климат.

Сегодня в России производить невыгодно. Тракторный завод, принадлежащий российским собственникам, находящийся в Канаде и получивший в 2012 году прибыль в размере 16,4 млн долларов, в российских условиях имел бы убыток 21,7 млн долларов. (см. блог К.А. Бабкина), то есть не мог бы работать. Главная причина – высокие налоги в России. Завод в Канаде в 2012 году заплатил в виде налогов 47,9 млн долларов. В России такой завод должен заплатить 74 млн долларов, то есть на 26,1 млн долларов больше. При этом на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а в России для такого завода потребуется 65 бухгалтеров. Есть и другие факторы – высокие ставки по кредитам (в Канаде – 2,3 процента), дорогая электроэнергия (в Канаде для промышленных предприятий в среднем 1,70 рубля за кВт (0,055 доллара). В России тариф в 2,20 раза выше – 3,70 рубля) и т.д. Но налоги – главное.

Аналогичные результаты мы получили при сопоставлении налогового бремени на предприятие в России и США. Еще бы! Ведь в США нет НДС (у нас – 18 процентов), нет налога на имущество (у нас – 2,2 процента), приобретаемое оборудование стоимостью до 2 млн долларов списывается на себестоимость (у нас – сначала заплати 20-процентный налог на прибыль, а потом постепенно амортизируй), социальные взносы – 13,3 процента (у нас – 30 процентов), прогрессивный налог на прибыль (от 15 до 35 процентов) и прогрессивный подоходный налог (до 39,6 процента) – чем беднее предприятие или гражданин, тем меньше ставки налогов. Более половины населения США освобождено от уплаты налогов. У нас вопреки Конституции РФ (пункт 2 Статьи 7) берут 13 процентов даже с доходов ниже прожиточного минимума.

Существующая у нас налоговая система исключает развитие России. Именно налоговая система может стать тем «звеном», за которое можно «вытащить цепь»…» […]

«…Некоторые рекомендации Партии Дела направлены на развитие производства за Уралом. Прежде чем обсуждать эти предложения, целесообразно посмотреть, какие налоги поступают в консолидированный бюджет (см. табл.).

Сбор налогов в РФ, Дальневосточном (ДФО) и Сибирском (СФО) федеральных округах в 2012 году (млрд рублей) 

Наименование налога

РФ

ДФО

СФО

Сумма ДФО и СФО

Объем консолидированного бюджета

23435,15

Налог на прибыль

2355,70

258,03

453,81

711,84

Подоходный налог

2261,48

136,42

242,48

378,90

Страховые взносы (эффективная ставка 23,6%)
(расчет 4303,73:(2261,48:0,13)х100%=23,6%)

4103,73

247,65 (расчет)

440,19 (расчет)

687,84

НДС на товары, производимые и реализуемые в РФ

1886,45

17,23

147,45

164,68

НДС на ввозимые товары

1659,69

15,16 (расчет)

129,73 (расчет)

144,89 (расчет)

Таможенные пошлины

4099,78

Акцизы

783,64

19,20

116,49

135,69

Налог на имущество предприятий

785,49

35,10

86,92

122,02

Налоги на совокупный доход (по РИА Новости)

271,29

Налог на имущество организаций

536,27

58,37

25,93

Налог на имущество физических лиц

17,63

0,76

1,83

2,59

Транспортный налог с предприятий

22,88

1,16

2,17

3,33

Транспортный налог с физических лиц

67,28

2,82

6,27

9,09

Налог на игорный бизнес

0,29

0,00

0,01

0,01

Земельный налог

140,98

4,43

18,27

22,70

Налоги за пользование природными ресурсами

2484,51

46,31

175,89

222,20

Налог на добычу полезных ископаемых

2459,40

26,80

175,50

202,30

Налог за пользование животн. и биол. моря

2,26

1,68

0,06

1,74

Госпошлины

21,40

1,21

2,54

3,75

Местные налоги

158,93

5,19

20,13

25,32

Налоги предприятий на специальных режимах
(УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО)

295,42

35,94

32,59

68,53

Итого всех налогов (сумма налогов в таблице)

24274,02

854,33

2052,33

2906,66

Доля в консолидированном бюджете

100%

3,65%

8,76%

12,41%

Цифры в таблице вызывают вопросы и наводят на размышления.

Например, мы постоянно слышим разговоры о необходимости развития малого бизнеса. Почему бы не снизить вдвое налоги на предприятия, работающие на специальных налоговых режимах? В России в 2012 году их было около 2 млн. Бюджет ничего не потеряет. Ведь их доля в консолидированном бюджете РФ равна 1,26 процента; в том числе ДФО в бюджете РФ – 0,15 процента, СФО – 0,14 процента, а в сумме – 0,29 процента. Можно предположить, что расходы на содержание бухгалтеров и налоговых инспекторов, обслуживающих эти предприятия, существенно превышают доходы бюджета от их налоговых поступлений.

Почему бы не снизить вдвое налоги на сельхозпредприятия и обрабатывающие предприятий несырьевого сектора СФО и ДФО? Их доля составляет не более 20 процентов поступлений от всех предприятий. Потери РФ составят около 1 процента доходов.

Партия Дела предлагает также отменить отчисления налогов Дальнего Востока и Сибирского федерального округа в федеральный бюджет. Все доходы от бизнеса в этих регионах должны идти в местные муниципалитеты на развитие промышленности и местного самоуправления. Никто ничего не потеряет. Зато не будет встречных потоков (и потерь по «дороге»), и собранные средства будут расходоваться более эффективно…» […]

«…Кроме того, было бы полезным разрешить руководителям СФО и ДФО использовать на их территории рекомендации Партии Дела по совершенствованию налоговой системы и для этой цели провести соответствующую работу с участием авторов рекомендаций. В частности, сократить налоговый отчет до 1-2 страниц, списывать на себестоимость расходы на приобретаемое оборудование и новые технологии, НДС считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (тем самым сделать ненужными возмещения НДС, необходимость уплаты НДС с авансов и уплаты НДС за реализованную, но не оплаченную продукцию и т.д.), и др.».

источник: блог Максима Калашникова

фото: gelio@inbox.ru