Текст к презентации на заседании Экспертного совета «Справедливой России» в ГД РФ 05.07.17.

Доклад подготовлен по материалам Программы практических мер по восстановлению производительного потенциала России на основании результатов исследований, выполненных ЭАЦ «Модернизация». Свои рекомендации мы направляли во все инстанции, но им это не интересно. И на заседании Экспертного совета «Справедливой России» я выступал неоднократно с аналогичными рекомендациями. Но, видимо, время еще не пришло. Но оно приближается.

Одна из наиболее актуальных проблем России — сложность налогового администрирования. При подготовке доклада я попросил жену (она бухгалтер малого машиностроительного предприятия численностью 12 чел.) распечатать квартальный отчет по НДС как иллюстрацию особенностей налоговой отчетности.

На экране компьютера появился текст — «…Количество печатных листов отчета 1444. Печать данного количества листов не является целесообразным. Продолжить?». Нет, не надо. Вот такая у нас отчетность. Сдавать отчет на бумаге не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Мы предлагаем форму отчета на одной странице по всем налогам, как это делают, например, в Швеции для всех предприятий, независимо от их размера. При этом заполненный отчет на предприятие присылает налоговая инспекция. Если согласен, подписывай и возвращай; если нет — пиши замечания. Есть страны со сложными отчетами. В России выбрали самый сложный.

Проблемы администрирования мешают работать, но с ними можно смириться. Главная проблема — в России работать не выгодно по сравнению с другими, даже развитыми странами. Могут работать лишь предприятия, не имеющие ограничений по цене продукции.

Мы сравнили условия работы «модельного предприятия», предложенного Минфином в «Основных направлениях налоговой политики…», в США и в России. У нас налоговая нагрузка в 8 раз больше, чем на такое же предприятие в США. В США личный доход до 8,5 тыс. долларов в год подоходным налогом не облагается, нет НДС и налога на имущество предприятий; налог с прибыли до 2-х млн. долларов в год не взимается, если прибыль расходуется на производство.

Поскольку производить невыгодно, промышленное производство в России сходит на нет. Доля производства в натуральном исчислении в 2015 году относительно 1990 года составила: металлорежущих станков — 5,2%, тракторов — 3%, экскаваторов — 6,3%, бульдозеров — 3,5%, зерноуборочных комбайнов — 9,8%, кузнечно-прессовых машин — 8,9%, грузовых автомобилей — 20%, троллейбусов — 1,9%, мотоциклов — 1,7%, шерстяных тканей — 2,3%, хлопчатобумажных тканей -20,1%, льняных тканей — 5,8%, кожаной обуви — 10,2%, трикотажных изделий — 13,8%. Возможно, делается что-то другое.

За годы реформ 1990–2016 уничтожено более 70 тыс. средних и крупных предприятий, в том числе 35 тыс. предприятий прекратили существование с 2005 по 2015 год.

Теперь говорят, что спад кончился, и экономика начала расти. Еще рано! Будем «падать», пока не уничтожим последнее. Тогда спад кончится. Спад прекратится и в том случае, если правительство прислушается к нашим предложениям. Но это маловероятно.

Рушится промышленность, рушится и социальная сфера. В 2015 году по сравнению с 1991 годом в России стало меньше: школ на 25600 (1,6 раза); поликлиник — на 6900 (в 2,2 раза); больниц — на 5000 (в 1,3 раза); детских садов — на 45000 (в 2,1 раза).

Что надо делать конкретно? Прежде всего, надо увеличивать покупательский спрос. А для этого надо вводить прогрессивную шкалу подоходного налога. Мы предлагаем шкалу, при которой доход до 20 тыс. руб. в месяц налогом не облагается; до 250 тыс. руб. в месяц — ставка 13%, от 250 до 1 млн. — 30% и свыше 1 млн. руб. в месяц — 50%.

Бюджет получит дополнительно не менее 2–3 трлн. руб. ежегодно. Можно будет существенно увеличить расходы на науку, образование, здравоохранение, культуру; повысить пенсии инвалидам и пенсионерам.

Увеличение налоговой нагрузки почувствует не более 1% населения. Это подтверждают специальные исследования, которые определили, сколько надо зарабатывать, чтобы попасть в 1% самых богатых в разных странах. Так вот, оказывается, в России для этого надо зарабатывать 47 тысяч 83 доллара в год. Если считать 60 рублей за доллар, то получается около 235 тысяч рублей в месяц. Мы предлагаем ставку 13% до 250 тыс. руб. в месяц (3 млн. руб. в год). Для справки: в США 1% населения имеет годовой доход более 151354 долл., в Швейцарии — 171832 долл., в Германии — 95150 долл., в Польше — 46371 долл. и т. д.

В немедленном реформировании нуждается НДС. Мы предлагаем ставку НДС установить равной 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога. И никаких возмещений. При этом доходы бюджета вырастут на 2–3 трлн. руб. ежегодно. Сегодня собираемость НДС не превышает 25%. При расчете прямым способом собираемость вырастет до 80–90%. Как мы считали? Есть данные Росстата о добавленной стоимости России. Есть данные Федеральной налоговой службы о собранном НДС. Делим одно на другое, получаем 3,5 процента. А у нас ставка 18%, т. е. собираемость равна около 20%. Есть мнение, что так считать нельзя. Для проверки мы взяли реальные данные ИФНС Курской области и получили собираемость НДС 22%. Введение ФНС системы АСК-2 НДС позволяет выявлять все нарушения, связанные с уплатой НДС. Но даже в ФНС, видимо, понимают, что применять эту систему следует осторожно, т. к. применение АСК-2 НДС в полной мере загубит остатки производства.

Мы предлагаем:

— установить единую ставку НДС, равную 8%;

— сократить число операций, не облагаемых НДС. У нас, например, спекуляции на бирже НДС не облагаются. Спекулянты создают добавленную стоимость, а НДС не платят;

— считать НДС прямым способом, как произведение добавленной стоимости на ставку налога. Налог называется налогом на добавленную стоимость, но согласно Налоговому Кодексу, его базой является не добавленная стоимость, а реализация;

— 50% НДС оставлять регионам. Сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет. При этом 90% регионов — дотационные. Если 50% НДС оставлять в регионах, то, во-первых, у них появится стимул увеличивать производство добавленной стоимости, а во-вторых, дотационными останутся десяток регионов, не больше;

— отменить возмещение НДС при экспорте сырья. Это — опыт Китая. У нас сырье составляет примерно 70 процентов экспорта — нефть, газ, металл, удобрения и так далее. Экспортеры сырья, как и все экспортеры, возмещают НДС, хотя НДС был создан для того, чтобы стимулировать экспорт продукции с высокой долей добавленной стоимости. И что интересно! Экспорт в России за 12 лет вырос в пять раз, а возмещение НДС выросло в 16 раз. Больше половины НДС возмещается незаконно. Эффект для бюджета только за счет отмены возмещения НДС экспортерам сырья — не менее одного трлн. рублей.

Реализация предлагаемых мер по НДС улучшит предпринимательский климат, повысит собираемость НДС с 20–30% до 90% и даст бюджету дополнительно 2,0–2,5 трлн. руб.

Социальные взносы. Ставка социальных взносов 30 процентов. Но есть предельные ставки: для ПФР — 876 тыс. руб., для страховых взносов — 755 тыс. руб. — свыше этих сумм взносы не берут.

Мы предлагаем ликвидировать предельные ставки и снизить общую ставку с 30% до 20%. Это упростит администрирование, и с той же базы бюджет получит дополнительно около 300 млрд. руб.

Если Правительство начнет с нами работать, мы предложим и другие меры, реализация которых улучшит предпринимательский климат России и даст бюджету дополнительно 13–16 трлн. руб. ежегодно за счет более разумного перераспределения имеющихся ресурсов. В том числе:

— 2,0–2,5 трлн. руб. — за счет совершенствования НДС

— 2,0–3,0 трлн. руб. — совершенствованием подоходного налогообложения

— 2,0–2,5 трлн. руб. — наведением порядка на таможне

— 2,0–3,0 трлн. руб. — изменением порядка добычи нефти и газа

— 5,0 трлн. — вывод предприятий из офшоров.

В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы.

Реализация предлагаемых нами мер будет способствовать развитию российской промышленности и увеличению доходов бюджета.

Источник: «Эхо Москвы».

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Почему у Китая ВВП растет, а у нас — нет?