Как я уже писал, в России производить не выгодно. Производство в нашей стране сходит на нет. Закрыты тысячи фабрик и заводов. Многие из оставшихся влачат жалкое существование.

Чтобы изменить ситуацию, нужны срочные и эффективные меры.

Одной самых актуальных проблем экономики является низкое качество нашей налоговой системы. Напомню слова первого вице-премьера Правительства и министра финансов А.Г. Силуанова: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами». Это он заявил в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в январе 2018 г. в Москве.

Именно проблемы налогообложения ставят на первое место российские предприниматели. Потом следуют проблемы администрирования, судебная система, необеспеченность прав собственности и др. Например, об этом говорили Г.О. Греф и Б.Ю. Титов на Санкт-Петербургском экономическом форуме в этом году. При существующей налоговой системе о нормализации предпринимательского климата не может быть и речи.

Видимо, эти сигналы дошли до Правительства РФ. Распоряжением от 17 января 2019 года № 20-р Д.А. Медведев утвердил План мероприятий «Трансформация делового климата», включающий более сотни конкретных мер по двенадцати направлениям на 105 страницах.

В правительственном Плане налоговым проблемам посвящено направление № 11 «Налоговое администрирование и фискальная нагрузка» (см. стр. 83 «Плана мероприятий»). По мнению Правительства, «Реализация мероприятий по настоящему направлению позволит снизить административную нагрузку на бизнес, обеспечить стабильность уровня фискальной нагрузки и предсказуемость при принятии решений в фискальной сфере».

В качестве «ключевого показателя» этого направления взята позиция РФ в рейтинге Всемирного банка по показателю «Ведение бизнеса». В период с 2019 по 2024 год планируется переместить нашу страну с 53-го места в рейтинге на 20-е место. Направление № 11, как и другие Направления «Трансформации делового климата», подкреплено конкретными мероприятиями.

Чтобы читатель мог оценить, решают ли мероприятия Правительства проблемы налогообложения, хотя бы указанные А.Г. Силуановым, привожу их полный перечень:

«1. Распространение на все субъекты Российской Федерации системы компенсации налога на добавленную стоимость иностранным гражданам при вывозе приобретенных в России товаров (система „tax free“), срок — январь 2021 г.

2. Включение оценки эффективности налоговых льгот и иных преференций в основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации, срок — июнь 2019 г.

3. Нормативное закрепление сроков принятия/обновления перечней льготируемого оборудования/товаров, срок — февраль 2019 г.».

И это — ВСЁ! Это — или полная некомпетентность экономического блока правительства, или они это делают нарочно. Никаких налоговых проблем они решать не собираются.

Мы предлагаем

1. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога со следующими ставками: 0% — доход до 20 тыс. руб./мес.; 13% — от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес.; 30% — от 250 тыс. до 1 млн руб./мес. и 50% — свыше 1 млн руб./мес.;

2. Снизить ставку НДС до 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости и ставки налога; оптимизировать льготы по НДС; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; 50% НДС оставлять регионам;

3. Снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию;

4. Уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн руб. в год;

5. Отменить налог на имущество предприятий;

6. Отменить все формы налогообложения фермеров (самостоятельных товаропроизводителей сельхозпродукции), оставив только налог на уровне розничной торговли;

7. Сократить объем налогового отчета (декларации) до 1–2 страниц.

Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в нашей стране и, в частности, вдвое снизят налоговую нагрузку на производство. При этом, за счет совершенствования администрирования и перераспределения имеющихся ресурсов дополнительные доходы бюджета составят от 3,0 до 5,0 трлн. руб. С расчетами и обоснованиями можно ознакомиться на нашем сайте www.modern-rf.ru в разделе «Наши труды».

У проницательного читателя может возникнуть вопрос: «Каким образом можно вдвое снизить налоговую нагрузку на производство и при этом получить в бюджет дополнительные доходы?».

Попробую объяснить на примерах.

Например, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз.[1] Это значит, что значительная доля НДС возмещалась незаконно, а именно (1-1:16×5,2) х 100% = 67,5%. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня. Экспорт России в 2018 году составил 450 млрд. долл. Мы предлагаем отменить возмещение НДС экспортерам сырья (нефти, газа, металла, удобрений и др.), доля которого составила около 80% российского экспорта, т.е. 360 млрд. долл. С 360 млрд. долл. был возмещен НДС по ставке 18% в сумме 360×0,18 = 64,8 млрд. долл. или 4,08 трлн. руб. при среднегодовом курсе доллара 62,93 руб. Если считать только незаконную часть возмещений, дополнительный доход бюджета составит 4,08×0,675=2,75 трлн. руб. Т.е. 2,75 трлн. руб. останутся в бюджете и не пойдут на незаконные возмещения НДС экспортерам сырья.

Возьмем другой пример. С отраслей, облагаемых НДС, в 2018 году, согласно Форме 1-НОМ ФНС, был собран НДС в сумме 3,37 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей, согласно Росстату, составила 63,92 трлн. руб. Т.е. эффективная ставка НДС составила не 18%, а 3,37:63,92×100% = 5,3%. Т.е. собираемость НДС составила 5,3:18×100% = 29,4%. При предлагаемой нами ставке НДС 8% и при его расчете без всяких возмещений как произведение добавленной стоимости и ставки налога с той же базы будет собрано 63,92×0,08 = 5,11 трлн. руб., т.е. на 5,11-3,37=1,74 трлн. руб. больше, чем было собрано при ставке НДС 18% и существующей методике его расчета.

Есть у нас и другие предложения. Например, существенные (6-8 трлн. руб.) дополнительные доходы в бюджет можно получить за счет повышения качества работы таможни и повышения эффективности изъятия природной ренты. О них я расскажу в следующей статье.

[1] Поварова А.И., «Неэффективное администрирование НДС как угроза экономической безопасности России», ИСЭРТ РАН, 2012

Источник: Эхо Москвы
Назад к списку
Поделиться