Нам рассказывают о планах повышения подоходного налога до 15%, о вводе повышенных акцизов на бензин и т.д.

Они делают то, что делали до сих пор. В результате их действий промышленное производство в России сходит на нет. По сравнению с 1990 годом к 2016 году катастрофически сократились объёмы производства большинства видов промышленной продукции в натуральном выражении, в том числе на 94,8%, то есть до 5,2% упало производство металлорежущих станков, тракторов — до 3%; экскаваторов — 6,3%; бульдозеров — 3,5%; зерноуборочных комбайнов — 9,8%; кузнечнопрессовых машин — 8,9%; грузовых машин — 20%; троллейбусов — 8,1%; мотоциклов — 1,7%; шерстяных тканей — 2,3%; хлопчатобумажных тканей — 20,1%; производство льняных тканей — 5,8%; кожаной обуви — 10,2%; трикотажных изделий — до 13,8% и т.д. Причин много. Но главный фактор — никуда не годная налоговая система.

Наша налоговая система неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, контрольную, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Наша налоговая система сложна, запутана и противоречива.

И это — не оценочное суждение, а результаты многолетних исследований Института развития налоговой системы, Института социально-экономических проблем народонаселения РАН и Экспертно-аналитического центра по модернизации и технологическому развитию экономики (ЭАЦ «Модернизация»). Эти результаты отражены в следующих научно-исследовательских работах, выполненных ЭАЦ «Модернизация» по заданию Председателя Совета Федерации в 2011 году:

— «Налоговая доктрина. Пути совершенствования российской налоговой системы» [1] (рук. авт. коллектива В.А. Кашин, д.э.н., Государственный советник налоговой службы II ранга, с 2001 по 2011 год Первый зам. директора Института развития налоговой системы при ФНС);

— «Модернизация подоходного налога и снижение социального неравенства» [2] (рук. авт. колл., д.э.н., директор Института социально-экономических проблем народонаселения Российской Академии наук А.Ю. Шевяков).

Исследования проблем налогообложения продолжались в последующие годы. Их результаты обсуждались на многочисленных конференциях, «круглых столах», форумах и т.д. Возражений по существу мы не слышали. Но и те, кто занимается налогами по обязанности, нас в упор не видел и не слышал.

Одна из главных проблем — слишком высокая налоговая нагрузка труд. Например, на каждые 100 руб. зарплаты, выплаченной на руки работнику, надо заплатить 73,4 руб. в виде налогов (НДФЛ, социальные взносы, страхование от травматизма на производстве и НДС). Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику на 73,4% больше.

Наконец-то это начали понимать и в Минфине: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», — заявил Силуанов в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в Москве.

К сожалению, чтобы дойти до этой простой истины Минфину потребовалось уничтожить российскую промышленность. Из-за высоких налогов производство в России неконкурентоспособно по сравнению с другими странами.

На основе выполненных исследований мы предлагаем:

— ввести в России прогрессивную шкалу со следующими ставками:

 Годовой доход, руб.  Ставка налога   
до 240.000 (20 тыс. руб./мес.)  0%
свыше 240.000 до 3.000.000 (250 тыс. руб./мес.)  13%
свыше 3.000.000 до 12.000.000 (1 млн. руб./мес.) 30% 
свыше 12.000.000 руб.  50%

— снизить ставку НДС до 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; льготы по НДС сократить; 50% НДС оставлять в регионах; экспортерам сырья НДС не возмещать;

— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т. е. отменить регрессию;

— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США — $2 млн. в течение года);

— сократить объем налогового отчета (декларации) до 1–2 страниц;

— отменить налог на имущество предприятий.

Сравним налоговую нагрузку при существующей и предлагаемой нами шкале налогообложения для модельного предприятия со следующими параметрами:

1. Численность — 100 чел.

2. Средняя зарплата — 40.000 руб./мес.

3. Годовой ФОТ — 48,0 млн. руб.

4. Реализация — 150,0 млн. руб.

5. Стоимость основных средств и имущества — 100 млн. руб.

6. Годовая прибыль — 30 млн. руб.

7. Добавленная стоимость — 100,0 млн. руб.

8. Стоимость покупных — 50 млн. руб., в том числе:

— у плательщиков НДС — 20 млн. руб.

— у неплательщиков НДС — 10 млн. руб.[3]

— основные средства — 20 млн. руб.

Результаты вычисления налоговой нагрузки на предприятие при существующей и предлагаемой системах налогообложения представлены в таблице:

Показатели налогообложения Россия сегодня Предлагаемая шкала
  Ставка Сумма, млн руб. Ставка Сумма, млн руб.
Подоходный налог 13% 6,24
0-50%   
3,12
Социальные взносы 30% 14,4 20% 9,6
Налоговая база НДС   110,0   100,0   
НДС 18%    19,8 8% 8,0
База налога на прибыль   30,0   10,0
Налог на прибыль 20% 6,0 20%    2,0
Налог на имущество    2,2%    2,2 0    0
Итого к уплате   48,64   22,72

Из таблицы видно, что предлагаемые нами меры позволяют снизить налоговое бремя на модельное предприятие в два раза, что в корне улучшит предпринимательский климат.

Одновременно оптимизация ставок и совершенствование администрирования налогообложения даст бюджету страны дополнительно не менее 5 трлн. руб. ежегодно (расчеты и обоснования см. здесь).

[1] http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_3df0254cbd59c7ef9ef95c69da0d645e

[2] http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_5acd066f6ef9a0c334af3a3ab8e70c10

[3] Сегодня стоимость покупных, приобретаемых у неплательщиков НДС, полностью включается в налогооблагаемую базу НДС

Источник: «Эхо Москвы»

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
Что у нас не так в сфере государственных финансов