Обостряется борьба бизнеса, желающего уклоняться от уплаты налогов, и государства, желающего получать от бизнеса как можно больше. Проблема состоит в том, что бизнес не однороден – одни не доплачивают, чтобы выжить, а другие из  принципа: зачем платить, если можно не платить. Отличить одних от других государство не может и стрижет всех под одну гребенку.

Жестокая борьба разворачивается вокруг НДС. Сложность сбора (администрирования) НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с  уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не  меньше, чем в прошлый раз. Для этого в каждом регионе установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть здесь. Сегодня собираемость НДС не превышает 30-40%. Но в связи введением в 2015 году Федеральной налоговой службой системы АСК НДС-2, обеспечивающей контроль уплаты НДС всеми участниками цепочки поставщиков и покупателей, все нарушения будут выявляться. И  именно от ФНС теперь будет зависеть скорость дальнейшего разрушения российской экономики. Например, по данным ЦМАКП только в марте 2015 года обанкротились около 1,5 тыс. предприятий. Возможно, не все из-за НДС. Но и НДС сыграл свою убийственную роль.   

При подготовке статьи мне попался в Интернете такой текст: «…Тема НДС, его администрирования и возмещения приобрела черты национального бедствия… Идет «подковерная борьба», преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый возврат НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и  многочисленные льготники по НДС, и те поправки, изменения и дополнения к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени…».

Я думал, что речь едет о России. Оказалось, это сказано на Украине депутатом Одесского облсовета в 2006 году, спустя два года после «майдана-2004». На «вопиющий в пустыне глас» никто не обратил внимания. Через десять лет – «майдан-2014», разруха, гражданская война.

Примерно в те годы по приглашению организаторов я принимал участие в налоговой конференции в  Киеве и делал доклад на тему совершенствования НДС. Говорил примерно то же самое, что и сегодня. Помню, после конференции один из организаторов мне сказал: «у нас (т.е. у них на Украине) – демократия, у вас (т.е. в России) – диктатура, а бардак – одинаков». По поводу диктатуры он, конечно, клеветал, а по поводу бардака мы были единодушны. Налоги уничтожают производство и у них, и у нас.

В Послании 1 декабря 2016 года В.В. Путин поставил задачу поправить нашу налоговую систему. Надеюсь, что теперь идеи нашего Центра (в том числе по НДС), с которыми мы носимся и постоянно шлифуем много лет, наконец-то будут востребованы.

В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в  Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до  20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.

НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб., в т.ч. 1.510,6 млрд. руб. за импорт. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и  порядку реформирования этого налога.

Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны.

О собираемости НДС (резервах бюджета) говорят данные ФНС о собранном НДС и данные Росстата о добавленной стоимости (см. Таблицу): 

Таблица. Структура НДС, собранного ФНС (форма 1-НОМ), и добавленной стоимости (Росстат) по отраслям, млрд. руб.

№№

п/п 

Отрасли народного хозяйства

Собран

НДС, в 

2015 г. по отраслям

Доля отраслей в собран-ном НДС    Валовая добавленна cтоимость отраслей России, в 2013 году Доля отраслей в добавленной стоимости России
Эффективная ставка НДC для отраслей

7 = 3 : 5 х 100%

1

2

  
3 4 5 6 7
  По России, в том числе:      2.589,4 100% 57.476,9          100%

4,51%

     1 Добыча полезных ископаемых 168,9   6,52% 6 217,9 10,82% 2,72%
     2 Обрабатывающие производства         509,7    19,68%      8 519,3 14,82%

5,98%

     3 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды      208,9      8,07%      1 949,8      3,39%      10,71%
     4 Строительство      299,4      11,56%     4 159,2      7,24%      7,20%
     5 Оптовая и  розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов      384,0      14,83%      10 471,6      18,22%      3,67%
     6 Гостиницы и рестораны 31,9      1,23%  582,8  1,01%   5,47%
     7 Транспорт и связь
271,2
  10,48%  4 885,4 8,50%  5,55%
 8 Финансовая деятельность      105,5    
     4,07%      2 819,2      4,90%      3,74%
     Операции с  недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг      471,4      18,2%      6 922,7      12,04%      6,81%
 10 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг      55,3      2,13%      944,5      1,64%      5,85%

Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4.100,0 млрд. руб., в т.ч. 2.589,4 млрд. руб. за продукцию, произведенную и  реализованную в России (форма 1-НОМ), и 1.510,6 млрд. руб. за импорт (данные ФТС).

Из таблицы видно, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 4,51%. Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать НДС, как мы предлагаем, прямым способом как произведение официальной добавленной стоимости предприятия (зарплата+прибыль+амортизация+налоги) на ставку налога, то  за продукцию, произведенную и реализованную в России бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если, по примеру Китая, отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей и частично сократить льготы, дополнительные доходы бюджета будут еще больше. Будут компенсированы и потери (около 750 млрд. руб.) из-за снижения ставки НДС на импорт. А если выявить теневую добавленную стоимость, которая по некоторым данным превышает 40% ВВП, то  дополнительные доходы бюджета станут еще больше. И существенное (c 18% до 8%) снижение ставки НДС будет этому способствовать. И никаких возмещений НДС и споров с налоговым инспектором по этому поводу! И «обналичка» будет почти не нужна. И населению это понравится, т.к. будут снижены розничные цены, которые включают в себя НДС. 

Назад к списку
Поделиться
Следующая запись
«Ученые идиоты» и экономика России