Сумма доходов 1% нашего населения превышают сумму доходов остальных 99%, а налоговое бремя на малое производственное предприятие в России в 4-5 раз выше, чем на такое же предприятие в США. России нужен новый Налоговый Кодекс.[1] Необходимо пересмотреть и ставки налогов, и всю налоговую систему в целом.

До введения нового Налогового Кодекса мы предлагаем следующие меры:

  1. Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога. С учетом мирового опыта и российского менталитета мы предлагаем на первом этапе подоходный налог со ставкой 13% оставить до 250 тыс. руб. в месяц ($8 тыс. в месяц – верхняя планка дохода представителя среднего класса в США). Таким образом, среднего класса новая шкала не коснется. Минимальный необлагаемый налогом доход должен быть хотя бы 15 тыс. руб. в месяц, как в Китае, при том, что ВВП на душу населения в Китае в 2 раза меньше, чем в России. В Бразилии не облагают подоходным налогом 24 тыс. руб., в странах Европы – около 30,0 тыс. руб. в месяц. Для дохода от 250 тыс. до 1 млн. руб. предлагаем ставку налога 30%; свыше 1 млн. руб. в месяц – 50% (как, например, в Австрии, Бельгии, Японии и др. В Швеции – 58%, в Дании – 65%). В Англии – 45% берут с месячного дохода свыше 625 тыс. руб.; в Израиле – 50% с дохода свыше 610 тыс. руб.; в Китае – 45% с дохода свыше 430 тыс. руб.; в Германии – 45% с дохода свыше 900 тыс. руб., в США сейчас – 39,6% с дохода одиночки свыше 1 млн. руб., но в 1964 г. был 91%, а в 1980 – 70% и т.д. Благодаря необлагаемому налогом доходу в 15 тыс. руб. в месяц, снижение налоговой нагрузки почувствуют 99% россиян, и лишь менее 1% должны будут платить повышенный налог. Введение прогрессивной шкалы подоходного налога в России – обязательное условие ее развития.

  2. Ввести местный налог на недвижимость на первом этапе стоимостью свыше 30 млн. руб. ($1 млн.), независимо от того, зарегистрирована она или нет; за налоговую базу принимать самооценку, но не менее 50% рыночной стоимости.

  3. Возложить на ФНС обязанность проверять соответствие крупных расходов граждан их доходам и данным налоговых деклараций.

  4. Установить амортизационную премию в размере 100% при покупке оборудования стоимостью до 7,5 млн. руб. за единицу (в США - $500 тыс.) и общей стоимостью до 30 млн. руб. в год (в США – $2 млн.); при превышении этих сумм – 50% списание, затем – обычная амортизация, как и в США. Упростить режим зачета амортизационных премий. Расширить понятие НИОКР, включив в них приобретение необходимых приборов и материалов, обучение специалистов и их заработную плату в рамках проекта.

  5. До 10% снизить ставки НДС, социальных взносов и налога на прибыль для предприятий-производителей продукции машиностроения, легкой и полиграфической промышленности, деревообрабатывающей промышленности и производителей мебели.

  6. В два раза снизить налоговую нагрузку на предприятия, работающие на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ЕСХН, ЗАТО).

  7. Ликвидировать льготы по НДС и снизить базовую ставку НДС до 8-10%. 50% НДС оставлять регионам. Разрешить регионам вводить налог с продаж со ставкой до 5% (при условии снижения базовой ставки НДС до 8-10%).

  8. Отменить или существенно снизить (например, до 5%) размеры возмещения НДС для экспортеров сырья и полусырья (как это сделано в Китае).

  9. Отменить регрессию при начислении социальных взносов (ввести «плоскую» шкалу) и передать обязанности по сбору социальных взносов Федеральной налоговой службе.

  10. Упростить налоговую отчетность; сократить объем отчета, сдаваемого в налоговую инспекцию с 40-60 до 1-3 стр. (проект формы разработан). При начислении НДС за налоговую базу принимать реальную добавленную стоимость предприятия за отчетный период, определяемую по данным бухгалтерского учета как сумму зарплаты, налогов, прибыли и амортизации. Это решит проблему возмещений, уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью), сделает ненужными книги покупок и продаж, наполовину сократит число налоговых дел в арбитражных судах, существенно сократит объем работы бухгалтера и т.д.

С подробностями и обоснованиями можно ознакомиться в проекте «Что делать?» в разделе «Налоговое регулирование – эффективный инструмент промышленной политики» на сайте Партии дела.


[1] Первый этап создания нового Налогового Кодекса России – «Разработка Налоговой доктрины и направлений совершенствования российской налоговой системы» был выполнен экспертами ЭАЦ «Модернизация» в 2011 году по поручению Председателя Совета Федерации РФ, С текстом отчета можно ознакомиться по адресу:

http://www.modern-rf.ru/netcat_files/93/47/h_3df0254cbd59c7ef9ef95c69da0d645e

Поделиться