Как оценить романовский период в истории России?
Может обществу стоит обратиться к суждениям свидетелей того времени, самыми авторитетными из которых являются священномученики?
В 103 годовщину Октябрьской революции и столетие завершения Гражданской войны гражданское общество России демонстрирует свою поляризацию по критерию оценки этих событий.
Вероятно, пришло время открытой дискуссии, результатом которой должно стать выявление точек зрения и обретение такого объяснения причин драматизма нашей истории, которое стало бы прочной основой консенсуса всего общества или большей его части.
Свою точку зрения я излагаю в своих статьях. Но сейчас предлагаю ознакомиться с высказыванием священномученика Илариона Троицкого, архиепископа Верейского, трудам которого наша Церковь обязана в большой степени восстановлению института Патриаршества на Поместном Соборе 1917 г.
«…Церковный Собор… За последние двенадцать лет эти слова не сходили с уст всех церковных людей… И однако… Собора все не было. Будто какое заклятье висело над соборной жизнью Церкви Русской.
Высочайшая резолюция 31 марта 1905 г. на докладе Святейшего Синода о созыве Собора: „Признаю невозможным совершить в переживаемое ныне тревожное время столь великое дело, требующее и спокойствия, и обдуманности, каково созвание Поместного Собора. Предоставляю себе, когда наступит благоприятное для сего время, по древним примерам православных императоров дать сему великому делу движение и созвать Собор Всероссийской Церкви для канонического обсуждения предметов веры и церковного управления».
Годы шли за годами; в несколько изменившихся условиях государственной жизни положение Православной Церкви становилось невыносимым. Церковная жизнь приходила во всё большее и большее расстройство. За Русскую Православную Церковь болели душой даже и чужие для нее люди. Прежде гонимые религиозные общины получили свободу. В древней православной Москве беспрепятственно заседали соборы раскольников, собирались съезды баптистов. Для Православной же Церкви всё ещё не наступало лето благоприятное.
Самодержавие царское, по Петровскому идеалу образовавшееся, всё время было враждебно к самостоятельности Русской национальной Церкви и в этом отношении себе на погибель осталось верно себе до самого конца. Потребовался стихийный переворот, ниспровержение самого царского престола, чтобы наступило и для Православной Церкви благоприятное время созвать Собор, которого она лишена была 235 лет. Отношение царствовавшей династии к Православной Церкви — это исторический пример неблагодарности. Триста лет назад Церковь требовала национальной династии, отвергая династию иноверную. Первосвятитель Русской Церкви святейший патриарх Ермоген претерпел за идею национальной династии мученическую кончину. А эта династия скоро обратилась в совершенно чуждую русскому народу, уничтожила патриаршество, поразила пастыря Русской Церкви и лишила рассеянных овец возможности собираться воедино, доведя тем самым Церковь до крайне бедственного состояния. Ужасным позором и тяжким всенародным бедствием оканчивается петербургский период русской истории, и в эти мрачные дни должна взойти заря новой, свободной церковной жизни».
Источник: канал «Россия не Европа»
Источник фото: канал «Россия не Европа»