О вырожденной демократии
Считается, что у «мягкой силы» американского образа жизни две основных составляющих – это высокий уровень жизни и демократическое устройство.
Американские политики любят поговорить об американских ценностях и наказании тех, кто эту самую демократию не уважает, и при этом заявляют, вполне серьёзно, что какой-то там питерский ресторатор назначил Америке президента. В результате сами американцы засморкали демократическую идею так, как никакое RT, никакая Симоньян не смогли бы. Кто же будет такую демократию уважать?
Считается, что у «мягкой силы» американского образа жизни две основных составляющих — это высокий уровень жизни и демократическое устройство.
Первое пока сохраняется, и, несмотря на проигрыш производства великому коммунистическому Китаю, будет сохраняться неопределенно долго. Да, китайское производство превзошло американское, и уровень жизни там вырос, но потребление ресурсов на душу населения в США до сих пор кратно выше — а это важнейший интегральный показатель уровня жизни, потому что он материальный, реальный.
Когда, к примеру, Россия производит алюминия на душу населения больше, чем Германия, но потребляет средний немец этого алюминия в десятки раз больше, чем русский, то это означает, что жизненный уровень немца выше, чем русского (это касается, естественно, всех ресурсов, интегрально).
Впрочем, идея о том, что ресурсы принадлежат тем, кто их потребляет, а не тем, кто добывает — банальна и известна уже несколько веков.
Китай не сможет достичь уровня потребления США никогда, просто потому, что столько ресурсов на Земле нет. Например, нефти американцы используют на душу три тонны в год. Если Китай перейдет на этот стандарт потребления, сколько же это выйдет на без малого полтора миллиарда? Выравнивание может произойти, только если китайцы еще немного «приподнимутся», а США существенно «съедут».
Правда, есть страны, в которых уровень жизни выше, чем в США, но это отчасти результат разных методик подсчета.
Например, вроде бы в Швейцарии покупательная способность немного выше. При этом швейцарцы ездят затариваться продуктами во Францию и Германию (привет от «колбасных электричек»), а на границе их шмонает швейцарская полиция — несколько юмористическая ситуация, компрометирующая методику расчета покупательной способности.
Но даже и в ОАЭ и Саудовской Аравии средний уровень лишь ненамного выше американского, а если учесть, что он «средний по больнице», то Америка явно в выигрыше. Пока, во всяком случае, посмотрим, что будет в перспективе.
А вот с демократией дело другое, хотя давние и недавние иммигранты частенько объясняют свои решения прорваться в США именно тоской по демократии. И ведь она, американская эта демократия, была светочем для всего мира — это я говорю без шуток, без иронии.
Если перечитать выступления вождей на съездах ВКП(б) 30-х годов, то о США говорится как о демократической стране, с учетом, конечно, всех буржуазных минусов, но демократической. Основанной на свободе слова — буржуазной, но свободе.
Потому что избирательное право — всеобщее, прямое, равное и тайное, а ведь под этим лозунгом в России делалась революция. Это и нас, современных, касается, ведь не секрет, что всё у нас происходит при постоянном ревнивом сравнении с Америкой (даже и данная заметка).
Но вот прошли десятилетия, и весь мир увидел, что как-то не образец, не то, на что надо ориентироваться, и что «фэйк ньюс» — это совсем не свобода слова, а прямая его противоположность, что свободные всеобщие выборы выродились в управление армиями люмпенов, сидящих на пособиях, а свобода собраний — в проплаченные демонстрации.
Я не собираюсь предлагать верный способ построить в нашей стране идеальное государство на все грядущие века, а также конструкцию этого государства.
Я здесь просто излагаю свои наблюдения и свой вывод — демократическое устройство американского образца перестало или перестает служить образцом для нашего общества и для его политического класса, хотя раньше было им, и дело не в пропагандистских усилиях с нашей стороны и даже не в постоянной враждебности американцев к нам — просто в условиях относительной информационной открытости мы можем взглянуть на картину со стороны.
И теперь перед нами встала задача добиться «выборности снизу доверху и отчетности сверху донизу» (Устав помним?) самим, не оглядываясь на «образцы» и даже отвергая их.
Непростая задача, но мы ведь хотим жить в справедливом мире?
Источник: KM.RU