О вечной проблеме российской экономики
О налоговых ставках, офшорах и оттоке капитала
К дуракам и дорогам в России, а точнее, в её финансово-экономической системе давно уже присоединилась третья беда — отток капитала. Очередной этап борьбы недавно объявил Владимир Путин, отменив весной налоговые ставки «для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета». По сообщениям СМИ, он поручил пересмотреть налоговые соглашения с «транзитными» странами и разорвать договоренности с теми, кто не пойдет на изменения. «Дополнительные доходы должны направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным гражданам. Помимо Нидерландов, письма о повышении налогов получили Кипр, Мальта и Люксембург», писала тогда газета РБК. В начале августа Минфин объявил о начале денонсации налогового соглашения с Кипром. Никосия не согласилась на предложенное Минфином повышение налоговых ставок…
Вообще говоря, такие соглашения (об исключении двойного налогообложения) у нас существуют с 80-ю странами. Заключены они были в основном в 90-е годы, а некоторые даже и в 80-е (с Японией, например), и ныне действующие руководители к их составлению и подписанию непричастны. В целом они сохраняются, но некоторые из этих соглашений имеют «подводные камни», которые делают их для России крайне невыгодными. Местный уровень налогообложения (существенно ниже российского) в некоторых странах вызывает отток капитала из России. Там создаются компании-прокладки, в которые и идет прибыль. И вот Россия предложила — или повышайте налоги на дивиденды и проч. до нашего уровня или денонсируем.
Во как, а разве так можно было? Этим соглашениям-то больше 20-ти лет, они что же, наносили нам ущерб — почему же никто не шелохнулся-то раньше?
Причина такой решительности — как говорят некоторые чиновники «у нас везде дефициты». То есть цель таких мер — фискальная, немного пополнить бюджет за счет расширения налогооблагаемой базы. То есть идея в том, что если налоги будут одинаковы, то владельцы капиталов перестанут пользоваться иностранными юрисдикциями и перейдут в российские.
Но получится ли так? И если получится, то какая будет выгода?
Кипр, надо сказать, отказался идти на ужесточение налогов, и, как говорит Минфин, предложенные Кипром решения «размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ и будут способствовать безналоговому выводу из России значительных финансовых ресурсов».
Но что может произойти в реальности? Может ведь так случиться, что российские компании продолжат пользоваться офшорной юрисдикцией, а в Россию не вернутся. Да, они будут платить больше налогов — но не в российский бюджет. Им какая разница? И отток средств продолжится, просто он не будет безналоговым. И для нас дополнительных доходов не будет.
По разным оценкам, на Кипр, например, было выведено в 2018 году более 1,4 трлн рублей, а в 2019 — более 1,9 трлн. А обратно в виде инвестиций оттуда идет не более трети выводимых средств. И это давно известно, но ничего не делается. Вот проблема из проблем! Деньги выводятся «туда» не только из-за низких налогов — а еще и потому, что «им там свободнее», за границей ими можно распоряжаться без оглядки на российскую экономическую политику.
Мне кажется, что при всей видимой решительности мер, они не затрагивают основную проблему — низкий уровень реинвестирования. Получатели прибылей просто не видят, куда можно вложить их в российской экономике. Причины этого сто раз назывались и обсуждались, сдвиг может быть только в случае перехода к протекционистской экономической политике, когда внутренний производитель будет получать от государства помощь и защиту, а в этом направлении шаги пока неуверенные и половинчатые. И я совершенно искренне считаю, что-то улучшить в этом плане смогут только люди, знакомые с производящей экономикой, работающей в рыночном пространстве — а такие люди есть.
А, впрочем, нашим финансистам в их борьбе с офшорными убежищами дивидендов могу пожелать только успехов.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».
Источник фото: Российское экономическое общество