О среднем образовании, мягкой силе и шакале Табаки - Партия Дела
Присоединиться

Его знания ценны вне времени, и могут иллюстрировать реалии любой эпохи. А кое-что просто забавно, как, например, описание племени бандерлогов — поищите в Сети на досуге.

Но вот такая история. Президент Путин, описывая нынешнюю историю с «дипломатической войной» между Россией и лимитрофами использовал, надо заметить к месту, образ из «Книги джунглей» Киплинга, у нас более известную как история Маугли:

«Цепляют Россию то тут, то там без всяких причин. Конечно, вокруг них сразу же, как вокруг Шерхана, крутятся всякие мелкие Табаки. Все как у Киплинга. Подвывают для того, чтобы задобрить своего суверена».

Вроде очень метко обрисована ситуация, и всё всем понятно. Но вот, оказывается, непонятно. За рубежом — а там всё, что говорит Путин, и не только Путин, рассматривают под микроскопом — сразу началось гадание, а что же он сказал, и кто такой Табаки, и почему? Причем таким анализом занимались и польские журналисты (это существенный момент). В общем, суть проблемы в том, что в России знают, кто такой Табаки, а во внешнем мире, причем совсем рядом с нашими границами — нет.

Ситуация проста: понятно, что саму книгу Киплинга, как оказывается, «там» не читают. У нас, правда, не читают тоже, но у нас есть великолепный мультик, снятый в конце 60-х — начале 70-х. Он очень близок по идеям и образам к книжному оригиналу, единственно — у нас Багира — она, просто потому, что «пантера» в русском языке — женского рода, тут переводчик был в своё время прав, ну и мультипликаторы создали великолепный образ. Да там все образы хороши — и мудрый Балу, и тоже мудрый и страшный Каа, и бесконечно подлый и мерзкий шакал Табаки, и сильный и опасный индивидуалист Шер-хан, не признающий никаких законов, но апеллирующий к ним, когда ему выгодно.

Так вот в большинстве стран мира историю Маугли знают, но знают по диснеевскому мультфильму «Книга джунглей». Он снят одновременно с советским, и стилистика его и содержание очень сильно отличаются — это комедия, а не драма. Там есть некий моральный урок, нельзя сказать, что неправильный (грубо говоря, главное — «каждый должен найти свой путь и быть индивидуальностью») — но это немного не о том, о чем говорится в советском фильме. Возвращаясь к теме — в диснеевском мультике нет никакого шакала Табаки. Нет мерзкого интригана и предателя, разносчика слухов и бешенства, наказанного, кстати, по книге — там Серый Брат, один из друзей Маугли, убивает Табаки, ломает ему хребет.

В недавнем японском сериале про Маугли, Табаки есть, но он гиена. И сериал этот гораздо меньше известен, чем фильм Диснея.

Не было советского ребенка 70-х-80-х годов, который не видел этот мультфильм несколько раз. Это не предотвратило нашу катастрофу 91-го года, но, думаю, всё равно — в нашем обществе круг идей и образов из мультфильма сыграл и играет позитивную роль.

Зачем люди рассказывают истории, всегда, во все времена? Истории содержат моральный урок, объясняют слушателям, что хорошо, а что плохо, как надо поступать, а как не надо. Это, кстати, отлично понимают во всём мире. Например, то, что в вестерне главное — разговор о морали, хорошо знают сами создатели вестернов. Мораль, правда, бывает разная.

О том, как надо поступать, а как не надо, может быть сказано прямо, может быть косвенно, через образы. В каком-то американском фантастическом рассказе герой удачным сравнением со стервятниками изменил решение неких инопланетян в отношении человечества.

Так вот политики Чехии не видят ничего плохого в поведении, аналогичном поведению Табаки. Конечно, дело не только и не столько в том, что они не подозревают о его литературном существовании, но риторика тоже имеет значение и какое-то влияние на поведение оказывает. Бывший сотрудник МИДа Польши Сикорский в частном разговоре использовал другую лексику и другие образы, заимствованные, видимо, из голливудских криминальных драм: «отсасываем у американцев, как последние фраера, и ссоримся с соседями… всё от нашего комплекса неполноценности, такое негритянство!».

А смотрел бы он «Маугли» — может быть, нашел бы другие слова.

А также «шакал Табаки» оказался еще и маркером, так сказать, в политической археологии. Оказалось, что в Чехии и в Польше не знают советского мультика, хотя эти страны, казалось бы, были в советской культурной орбите вплоть до начала 90-х. Граждане этих стран не могли посмотреть его сами и показать своим детям, даже если бы захотели. Видео и кассеты появились уже в 90-е, а в 70-е и 80-е посмотреть фильмы можно было только по телевизору и в кинотеатрах — и то, и то в социалистических странах было государственным. Что же там показывали? Формально там было советское влияние, но ведь дело такое: скучные лекции — это одно, а красивая картинка с живым действием и умными словами — это совсем другое. Уже в 80-е, как рассказывали знакомые из Польши, телевидение там было уже западным — боевики, реклама, потребление западного типа. Мультик про Маугли, конечно, не разрушил бы культ потребительства, но он был элементом, кирпичиком «мягкой силы» нашей страны, он так или иначе добавил бы симпатий к нашей стране и нашему образу жизни. Поэтому он и был устранен в Восточной Европе — уже тогда, еще до распада СССР и роспуска СЭВ — теми силами, которые хотели нашу «мягкую силу» уменьшить и ограничить.

Это не преувеличение. И в наше время идут пропагандистские атаки против российских мультиков — «Маша и медведь» и «Смешарики». Что, дескать, они опасны. Ну да, они опасны, потому что увеличивают нашу «мягкую силу». Как и всё другое, из чего формируется образ нашей страны и нашего проекта. Потому-то российский спорт, российское искусство (хотя бы и детское), российская медицина — постоянно под угрозой провокаций самого разного уровня, и всё для чего? Ослабить нашу идеологию, что вроде бы странно — мы ведь сейчас в стадии олигархического капитализма — но на самом деле ничего странного нет.

Я повторю мудрые слова А. Г. Малыгина «среднее образование нужно не для того, чтобы готовить всех к карьере ученого. Оно нужно, чтобы люди в нашем обществе могли общаться между собой на понятном всем языке». Только надо понимать, что среднее образование — это не только школа. Нет, это и молодежная, и детская политика, это всё должно работать в комплексе. Это отлично понимали у нас в 20-е — 30-е годы, вспомните, сколько было у нас детских писателей и поэтов. Это же было неспроста.
Как говорили на Востоке «учение в юности — резьба по камню, учение в старости — надписи на песке». В детстве формируется характер, да и сама судьба человека, и в этом деле нет ничего малозначительного и несерьезного. Хотя бы и мультики.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»

Источник фото: fishki.net