Отдых — дело государственное - Партия Дела
Присоединиться

Это те деньги, которые можно идентифицировать как российские (в основном безнал). Сколько потрачено наличных — трудно сказать. Вывезено 11 млрд. только задекларированных, а декларировать надо, начиная с 10 тысяч евро, меньшие суммы в учет не попадают. Так что если принять суммарно 50 млрд., то не сильно ошибемся. Это примерно столько же, сколько из страны выводится ежегодно капитала. При этом поступления от инотуризма в Россию на порядок меньше.

То есть, получается, что зарубежный туризм — это вопрос государственного масштаба, для государства и всех нас желательно, чтобы валюта из страны не вытекала, а наоборот.

Что же можно сделать?

Вот такое личное наблюдение. Мне как-то довелось попасть в редкий туристический тур по довольно туристической стране — Италии. Там есть, наверное, красивейшая в Европе Лигурийская велодорожка (Лигурия — прибрежная область на границе с Францией). Она проходит по берегу, с одной стороны — море, со скалами и яхтами, с другой — цветущий берег, поселки, туннели, едешь на своем или прокатном велосипеде — никому не мешаешь, жаль, что всего 30 км. Начинается дорожка в курортном городке Сан-Ремо (припоминаете название?). И идет она по полотну бывшей Лигурийской железной дороги. Железная дорога эта никуда не делась, она упрятана в тоннель, в массиве тамошних гор, и реконструирована под скоростные поезда.

Сам Сан-Ремо производит своеобразное впечатление. Когда спускаешься к нему с автотрассы, первое, что бросается в глаза — множество теплиц на окружающих склонах, причем некоторые явно заброшены. Как оказалось, город этот — не просто приморский курорт. Когда-то это была цветочная столица Италии. Но в последние десятилетия цветочный бизнес переехал в более дешевые места — Джибути, Эритрею, там и зарплаты ниже, и затраты на отопление никакие, и даже транспортное плечо окупается. И, как нам сказали, знаменитый музыкальный фестиваль Сан-Ремо финансируется, кроме местного казино, также и цветочной индустрией. Однажды он даже проводился в здании Цветочного рынка, а не как обычно — в театре Аристон. Впрочем, даже и сейчас, несмотря на кризисы и пандемию, фестиваль существует, музыка красивая, голоса отличные, даже и без Тото Кутуньо и Челентано.

У начала велотрассы стоит величественное здание отеля «Рояль». Я полюбопытствовал. Не старинное, но старое, в саду стоят статуи каких-то богинь, увы, с пулевыми отметинами — как объяснил портье — германские солдаты развлекались во время войны. Отель дорогой (сейчас цены за номер начинаются от 25 тысяч руб. за сутки — в Сан-Ремо масса отелей втрое дешевле). Комфортабельный, роскошный, всё есть. Впрочем, ничего сверхъестественного: ну где сейчас нет ресторана и массажного салона? Невдалеке исторический, еще дореволюционной постройки русский православный храм Христа Спасителя и Серафима Саровского.

И вот по пути в следующий пункт — городок Империя — я вспоминал: что же всё это смутно напоминает?

Сочи. Вот что похоже. Но только… только…

До сих пор железная дорога в районе Сочи идет прямо по берегу, на пляж из местных поселков надо проходить под дорогой. По ней с грохотом носятся поезда и электрички. На холме за Сочи стоит красивое здание — это санаторий им. Орджоникидзе. Архитектура — да, слегка похожа, впрочем это такой тип, довоенный. Наш санаторий побольше, состоит из нескольких корпусов, побольше и территория, а на пляж проведена подвесная дорога. Как он выглядит изнутри? Если интересно — посмотрите фильм «Старик Хоттабыч» (старый фильм, не сериал), он снимался как раз в этом санатории.

Только вот он сейчас заброшен. Самый величественный «заброс» на побережье, туда ходят гулять, фотографироваться около него. Здание, к счастью, охраняется.

Комплекс (а там всего 13 зданий), было время, приватизировался, но собственник «не потянул». Одного ремонта там на 22 миллиарда (рублей). В общем, произошла обратная национализация, но пока ничего не сделано.

И это не один комплекс с такой несчастной судьбой. По всем берегам Черного моря полно таких санаториев, гостиниц, в разной степени заброшенности или незавершенности. Грандиозный комплекс в п. Морской (Крым) — продается, да только что-то нет покупателей; огромный отель в Лазурном. Особенно жалко уникальный «Дельфин» в Судаке — это был специализированный отель для дайверов, со входом в воду прямо из здания. Все они к началу 90-х были почти готовы… но так и остались грандиозными бетонными коробками.

Ну так что же надо противопоставить Турции, Египту и т. д.? Понятно, что Рим и Флоренцию мы не заменим. Но еще в 70-е годы тогдашнее руководство Крыма собиралось обеспечить летний отдых для 15 миллионов граждан, и это было достижимо. Все 50 млрд. в год сэкономить не удастся, но и малая доля из этой суммы очень неплоха. Чего же нам не хватает?

Первый минус — климат. Наши южные моря холоднее Красного и Средиземного; и продолжительность сезона короче. В общем летний сезон традиционно где-то с 10-го июня. 1-го сентября основная масса уезжает, «бархатный сезон» уже не для всех. А содержать-то хозяйство надо постоянно. Но ведь не везде, как в Таиланде, сезон круглогодично. Как же выходят из положения курорты умеренной зоны?

Как ни странно, море у берегов Канарских островов, которые, казалось бы, эталон курорта — довольно холодное. Оно не бывает теплее 23 градусов — холодное течение. Естественных пляжей мало, они, кстати, с темным вулканическим песком, как в Крыму у Карадага. Зато температура воды почти постоянна, и те же 20–21 градусов и зимой. Так вот тамошние отели обычно занимают целый квартал и построены вокруг бассейнов, с пресной или чаще морской водой. Отдыхающие поэтому могут купаться и зимой (тамошней зимой), и зачастую морской воды даже и не пробуют. Конечно, такой «пляжный отдых» у бассейна не для всех, но очень многим и такого способа отдохнуть недельку вполне достаточно, с выходами на прогулку вдоль берега или по улицам курортного городка.

Вот этот момент — доступность бассейнов — очень важен. И в более холодной Европе они как правило есть, зачастую с крытой и открытой зонами, и не только у моря.

Можно ли добиться того же и у нас, в Крыму и на Кавказе? Можно, только вложения будут нужны такие, что частному инвестору вряд ли под силу. Но зато сезон можно будет начинать не с июня, а с апреля по крайней мере — солнце-то уже будет. И до октября.

Второй наш минус — необустроенность рекреационных зон. Берег местами кем-то занят, хотя по закону береговая полоса (минимум 20 метров от воды) не может быть приватизирована или еще каким-то образом закрыта для посещения гражданами. Но и дальше 20ти метров — много ли удовольствия загорать в нескольких метрах от железной дороги…

Можно ли облагородить береговую полосу? Ну, некое наведение порядка сейчас идёт, но вот что касается, например, удаления железных дорог — опять-таки задача государственного уровня. «У них» некоторые вещи производят впечатление, например в Монако, а это совсем небольшая территория, многие автомобильные дороги убраны под землю, в толще горы есть даже кольцевые развязки. Естественно, это делалось государством. Зато жизнь там сильно облегчена.

Как создавались курорты Египта? Иногда на пустом месте. Вплоть до того, что на песок стелили пленку, сверху землю и сажали пальмы — и парк при отеле готов. Естественно, без водопровода это всё ненадолго. Почти все современные курортные зоны созданы недавно. Например Паттайя (Таиланд) еще лет 60 назад была рыбацкой деревней, курорт там начался с американских казарм, где отдыхали американские солдаты из Вьетнама. Шарм-аш-Шейх, Хургада — всё недавнее. Турция, Эмираты… и всё создавалось частным бизнесом — но при участии, иногда решающем, государства.

У нас есть необустроенные, но потенциально очень привлекательные места. Например, по крымскому берегу Азовского моря на десятки километров тянется песчаная коса — Арабатская стрелка. Она может быть вся застроена отелями, там отличные морские купания, песчаное дно, более теплая вода, чем в Черном море, и естественный купальный сезон чуть не на месяц длиннее. И немаловажно — коса обращена к восходу солнца. Почему она не застроена, как похожая зона в Майами? Нет инфраструктуры, в первую очередь воды, и дорога — грунтовка.

Похожее место с другой стороны Крыма — коса Беляус. Чрезвычайно популярное место, но проблемы те же. Сейчас — ближайший мусорный бак в 20-ти км, сами понимаете. Ну и — вода, электроснабжение, дорога.

Конечно, проблемы Крыма, особенно с водой, известны. Но они решаемы, и призом за решение будет для государства оживление экономики, вместо финансирования чужих экономик.

Некоторое время назад проходила информация, что в правительстве подумывают о проекте «Южного кластера» — рекреационной зоны на побережье Кавказа, в частности об удалении железной дороги и т. д. Но по хорошему — программа должна охватывать и Крым, это должна быть общегосударственная задача, и нельзя ее сваливать на местные власти. И так-то, между нами говоря, есть некоторая ревность между нашими южными регионами, и, похоже, восточные соседи Крыма не очень заинтересованы, скажем, в облегчении его транспортных проблем. Им это выгоды не приносит.

И начинаться такая программа должна с изучения «производительных сил», обследования рекреационных возможностей морских берегов и соседних районов. А то, говорят, в Крыму и кадастра-то с достоверной информацией о землях нет.

Есть и третья проблема нашего курортно-туристического бизнеса: — цены и комфорт, увы, уступают, и сильно, конкурентам. Но эта задача как раз по силам частному бизнесу, надо только дать ему возможность развернуться. Собственно, почему у египтян, турок и тайцев это получилось? Чем мы хуже?

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»