Зачем России Африка
Из-за принятой картографической системы кажется, что северные страны очень велики. Например, Гренландия на карте мира выглядит сравнимой с Африкой. Но это не так. Африка огромна. Крупнейшие её страны в несколько раз больше любой европейской страны, кроме России. По населению – Нигерия больше России (180 млн), столица Конго Киншаса больше Москвы – 15 млн жителей. А ещё Африка очень разнообразна, и в ней есть всё – и пингвины, и джунгли, золото, нефть и алмазы, и там живут и самые высокие люди на планете, и самые маленькие. Говорят, что каждый, кто там побывал, хотел бы возвращаться туда ещё и ещё.
Но это лирика, а есть и практические моменты. Россия сейчас начала участвовать в африканской политике. У некоторых это вызывает удивление – «зачем»?
Есть несколько причин, почему России может быть выгодна иная, чем сейчас, политическая конфигурация Африки. Нам просто с практической точки зрения выгоднее более независимая Африка. Да, африканские страны сейчас независимы. Но…
Почти вся Африка ещё недавно (исторически) была поделена между европейскими державами. Колонизаторы формально предоставили своим колониям независимость, но рычаги влияния сохранили. Европейские языки там выполняют роль государственных – особенно английский, французский, португальский. Есть и культурное влияние, и политическое, и экономическое. И это с нашей точки зрения самое существенное.
Африка в мировом разделении труда – поставщик сырья, разнообразного. Как и мы. Почти у каждой нашей статьи экспорта есть конкуренты из Африки. Думаете, уральский малахит уникален? Нет, нигерийский и лучше, и больше по запасам. И так далее. Хорошо бы нам поддерживать с сырьевиками Африки отношения, ну, чтобы зазря не сбивать цену на рынке… но не получится. Тамошнее сырьё африканцам не принадлежит.
Вот полуанекдотичный пример: несколько лет назад блок западных стран угрожал лишить Россию кофе и шоколада. И в принципе мог бы, хотя ни кофе, ни какао в этих странах не растёт и не производится! Но в готовый продукт это растительное сырьё превращается под контролем западных стран. Этой блокады, правда, не получилось по другим причинам, связанным с экономическими интересами крупных производителей продовольствия, которые поправили политиков. Шоколадки и кофе на прилавках наших магазинов сейчас есть, но сама возможность «шоколадной блокады» осталась, и это нетерпимо.
Совершенно та же ситуация и с другими источниками сырья; им распоряжаются западные страны, с помощью коррумпированных местных политиков, зачастую оставленных там ещё колонизаторами при уходе. Для них «национальные интересы» – пустой звук, в лучшем случае они учитывают интересы своего племени. Ну вот недавно произошёл переворот в одной африканской стране, которой правила династия президентов с 60-х годов прошлого века. Выяснилось, что уран из этого государства обходился французам минимум в 7 раз дешевле цен мирового рынка, а может, и ещё дешевле. И это неединичный казус.
И нам выгодно, чтобы африканскими странами руководили независимые от Запада политики, не пророссийские – это невозможно – но хотя бы такие, с которыми можно договариваться.
Есть и второй момент: в современном мире даже великие державы не могут действовать в одиночку, всем нужны союзники, хотя бы ситуативные. Африка как крупнейший источник сырья очень интересна великой индустриальной державе – Китаю. Китайцы имеют и финансы, и технологические возможности для инвестиций в африканские проекты. Африканцы тоже в этом заинтересован, но у Запада иное мнение: «это наша корова, и мы её доим». Инструменты, чтобы мешать, у Запада есть. Но они есть и у нас. И когда мы читаем, что «российские ЧВК спасли китайских граждан от террористов» – то это оно и есть:
Сейчас Запад перешёл от старых, колониальных методов подавления к новым, непрямым – значит, и Россия будет применять какие-то иные формы и методы, отличающиеся от тех, которыми пользовался Советский Союз, помогая антиколониальной борьбе. Оказалось, что в области обеспечения безопасности у России нет конкурентов. Уже в нескольких странах с помощью наших специалистов устранена опасность местному населению со стороны террористов – Центрально-Африканская Республика, Мали, некоторые другие. И что немаловажно: мы обеспечиваем безопасность и для других, например, иностранных специалистов, работающих в этих странах. Причём наши ЧВК успешны там, где не справились военные контингенты Запада, в частности, французские, американские.
Есть и третья группа факторов в пользу развития отношений с Африкой. Россия – поставщик некоторых критически важных товаров. У нас не так много ресурсов и свободных денег, но Россия является надёжным поставщиком продуктов питания (зерно и растительное масло), удобрений, энергоносителей, и участвует во множестве проектов, горнодобывающих (у нас есть для этого компетенции) и прочих. Советская/российская военная техника оказалась самой лучшей в африканских условиях, касается это и некоторых видов транспорта. И отечественным производителям сельхозтехники не мешает подумать, посмотреть: а что за комбайны и машины там могут быть наиболее востребованы? Может быть, мы способны что-то предложить африканским фермером, разумеется, на принципах взаимной выгоды?
Так что возможно взаимодействие, причём на основе взаимной выгоды, а не благотворительности. Поэтому и было принято решение о регулярном проведении саммитов Африка-Россия, с тем чтобы заинтересованные во взаимодействии с Россией африканские страны могли встретиться с российским руководством и обсудить какие-то конкретные вопросы. Заодно такие встречи – это ещё и индикатор настроений, потому что умозаключения о “заинтересованности и выгодности” это одно, а реальная картина настроений – это другое. Ну что ж, оказалось, что заинтересованных среди 54 стран Африки много.
Благостного будущего не будет, всё будет нелегко. Из-за бурного роста населения все страны Африки опасаются голода. Кое-где наступает пустыня, культурные земли деградируют. Во многих государствах идёт война против террористов. И самое главное: Запад не хочет сдавать свои позиции (ну ещё бы, уран в 7 раз дешевле). Есть у Запада и клиентура – правящие кланы во многих странах, тесно связанные со своими европейскими и заокеанскими хозяевами. Например, крупнейшая по населению страна Нигерия является важным поставщиком нефти в США, а её правители имеют особые отношения с Англией (страна эта англоязычная). И армия нигерийская, пожалуй, самая мощная южнее Сахары. Помнят ли там, что СССР построил там крупнейший металлургический комбинат в своё время?
Надо понимать, что РФ возобновила там активную политику, а не начала с чистого листа. Даже царская Россия, хотя не имела в Африке колоний, всё же кое-что там делала, например, помогала православной Эфиопии в её борьбе против колонизаторов. А уж помощь СССР хорошо известна. И хотя она была вполне бескорыстна (это кстати, часто критикуется у нас), всё же нацелена она была на высшую выгоду: мир, состоящий из независимых стран, для нас лучше, чем некая пирамида, на вершине которой сидит “золотой миллиард”.
Есть такое мнение в «белом» мире, что африканцы не совсем полноценны. Это мнение маскируется сейчас, но оно есть. Есть у него и обоснования: «вот, а где африканские средневековые города? А почему африканцы легко попадали в рабство, причём продавали их зачастую сами же африканские вожди?». Смысл тот, что к самостоятельной жизни они не готовы и никогда готовы не будут. Я не буду это обсуждать, только отмечу один нюанс: то же самое говорилось, и давно, и совсем недавно на Западе про славян и жителей Кавказа. Через западную Европу, по оценкам историков, прошло до 5 миллионов порабощённых славян и жителей Прибалтики в Средние века (их продавали в основном арабам), через Крым – тоже до 5 миллионов, полонённых на южных окраинах Руси и Польши, и взятых в качестве дани на Северном Кавказе.
То, что у славян всё-таки были города и государства, западные пропагандисты объясняли просто: “а потому что правители там были из германцев”. Это заявлял ещё небезызвестный австрийский художник, доведённый до самоубийства в 1945 году. И не только он, мелькали в Европе такие заявления, что “славяне – это белые негры”.
Так что мы вполне можем чувствовать солидарность с жителями Африки, тем более что, по мнению учёных – все мы африканцы, потому что род человеческий из Африки вышел.