Девиз «Пусть падающий упадёт» в отношении Почты России не подходит - Партия Дела
Присоединиться

Почта – важнейший атрибут государства. Настолько важный, что у государства может армии не быть, а вот почта обязательна. Суверенитет государства над территорией на международном уровне определяется наличием почтовых отделений. Поэтому у нас на арктическом архипелаге Земля Франца-Иосифа есть почтовое отделение, хотя ему там особо нечем заниматься. В некоторых странах, где часты общественные беспорядки, в США, например, почта даже рассматривается бунтовщиками как ненавистное федеральное учреждение, и почтальоны подвергаются нападениям наравне с пожарными и полицией.

У нас наличие почты воспринимается по привычке как что-то естественное, как явление природы. А ведь это сложнейшая, разветвлённая структура, и недешёвая в эксплуатации. Времена меняются, и мы больше не пишем писем и открыток. Выросло поколение, которое не знает почтовых марок (ещё 20 лет назад треть госбюджета Монако формировалось за счёт продажи почтовых марок и блоков). Журналов и газет мы не читаем. Почтовые ящики полны, но это рекламки и т.д. Значит ли это, что почта не нужна, а, значит, не нужна и Почта России? Да нет, необходимость в ней есть. Есть и корреспонденция (бумажный документ иногда незаменим), есть и посылки, да и сопутствующие товары как-то приятнее покупать на почте. Может быть, это ностальгия, но характерный запах горячего сургуча, что называется, ласкает душу.

Проблема только в том, что в последние годы Почта России не получает дополнительного финансирования из бюджета, а её затраты превышают поступления. Работает она в убыток. Это произошло немного неожиданно: прекращение поддержки относится к 2014 году, а финансовый провал случился только в прошлом году. Но сейчас он только усугубляется.

Причины этого известны. Кроме прочего, у Почты России много сильных конкурентов. Во-первых, это негосударственные почтовые службы, некоторые из которых вообще иностранные. Во-вторых, логистические компании, типа СДЭКа. А в-третьих, но по важности, во-первых – компании интернет-торговли, «маркетплейсы», которые развили собственные службы доставки. И они «подвинули» не только Почту России, но и её негосударственных конкурентов.

Можно ли вернуть традиционную почту в её, так сказать, первобытное состояние? Нет, люди уже не смогут отказаться от мгновенной передачи информации электронным способом. Но вот такое дело: подсознательно мы представляем, что это мы отправляем и получаем информацию напрямую к адресату и от адресата. Но на самом деле это делает сложнейшая и дорогущая структура, по уровню технологии, наверное, в числе первых достижений человечества. И эти структуры кому-то принадлежат и кем-то контролируются. Вот, мессенджеры. Они бесплатны. Но есть айтишная мудрость «бесплатные приложения торгуют своими пользователями». И это так, вся информация, которую получают устройства, используется. В коридоре залаяла на игрушку собака, и на компьютере хозяина появляется контекстная реклама устройства «Антилай».

Я это к тому, что у нас, после многих лет эйфории, всё же возникло понимание того, что суверенитет должен распространяться и на телефонную связь, и на мессенджеры. То есть, понятно, что ходить по кривым дорожкам либеральной экономической модели не надо, и «пусть падающий упадёт» в отношении почтового оператора – девиз не подходящий. Почту России надо сохранить, на всякий случай. Не вариант, кстати – приватизация, поскольку практика уже показала: приватизированные структуры, может быть, и улучшают свои показатели, но они не склонны следить за государственными интересами, поскольку прибыль и хорошие отношения с финансово-банковскими институтами для них становятся более важными.

Итак, в прошлом году Почта России впервые за девять лет получила убыток 27 млрд руб. Выручка компании уменьшилась на 4% год к году, до 208,4 млрд руб. Понимает ли руководство причины этого? Есть плохой знак, попытка обвинить в происшедшем западные санкции. Дескать, трансграничный трафик упал (выручка в трансграничных операциях действительно снизилась на 11,4 млрд руб.), вот, дескать, и негативный фактор. Но тут наблюдается некая неискренность: ведь тогда должны бы были снизиться и операционные расходы, а они выросли, на 16 млрд.

Звучали также жалобы на увеличение расходов на логистику, стоимость обслуживания техники и т.д. Это правда, но это неточный анализ. Правительство настроено эту чёрную дыру законопатить, естественно, деньгами, но при двух условиях: независимый аудит и ясность, где эти деньги брать. Ведь их нужно будет где-то взять не разово, а с учётом тенденции – вплоть до финансовой нормализации.

Аудит, конечно, вещь полезная, хотя вряд ли достаточная. Не все технологии Почты России оптимальны, это видно при сравнении с конкурентами. Конечно, госкомпания находится в рамках многих ограничений, которые не мешают другим. Например, у других проще порядок получения отправлений. Каждый раз думаешь об этом, заполняя графы квитанции, в которой, кстати, при всём желании невозможно написать номер паспорта в отведённой графе, как будто разработчики макета не знали, как он, номер российского паспорта, выглядит. Кому это нужно? Но, боюсь, провести независимую экспертизу технологий и структуры почты просто некому.

Особенно заметно неравенство условий конкуренции на поляне маркетплейса. Конкуренты свободны в территориальном размещении своих отделений, и не будут их держать в невыгодных местах; а Почта России вынуждена обеспечивать сеть отделений везде.

Поэтому, скорее всего, для покрытия убытков будет введён особый налог на маркетплейсы, который составит какую-то незначительную долю процента от их оборотов. Естественно, им это не нравится, а кому понравится, когда с него собираются слупить 33 миллиарда? Тем не менее это, видимо, неизбежно, больше денег ни с кого не взять. Хотя верны и возражения: что в конечном итоге такой налог будет оплачен конечным покупателем за счёт роста цен на товары.

Есть, правда, мягкий вариант такого побора, чтобы овцы были относительно целы. Представители маркетплейсов предлагают взамен загрузить инфраструктуру оператора и использовать мощности Почты России в доставках товаров по территории страны и за рубеж, а также реализовать партнёрство в области выдачи и оплаты заказа в отделениях почты, приёма и возврата средств, примерки и иных услуг. Это, кажется, очень разумная идея.