Когда проигрывают почти все - Партия Дела
Присоединиться

В общественном французском интернет-издании AgoraVox появилась статья «О победе американцев на Украине» с парадоксальным утверждением: в нынешнем международном конфликте есть победитель и проигравший, и это не те, на кого можно подумать. Проиграла Западная Европа и её валюта евро, а победили (уже победили) США и доллар. И если разобраться, ничего парадоксального тут нет.

Не секрет, что дважды в XX веке США оказывались основными выгодоприобретателями из мировых войн. В результате в 1945 году на Земле появилась супердержава, производящая 50% мирового валового продукта и контролирующая мировую торговлю. И, соответственно, имеющая самую сильную валюту, единственную резервную для мировой экономики.

С 1945 года прошло много лет, кое-что изменилось; в относительно мирных условиях все, кто работает, стали жить лучше, и в мире появились конкурирующие с США экономические организмы, в первую очередь – ЕС и Китай. Появились новые валюты, о которых в начале XX века и не слыхивали – юань и евро. Американская экономика утрачивает лидирующие позиции, и это вовсе не нравится американцам. ЕС и Китай имеют независимые от США источники дешёвого сырья и рынки сбыта по всему миру, причём американцы не имеют достаточно воли, чтобы отказаться от дешёвых и всё более качественных китайских товаров.

Но что можно сделать, чтобы противодействовать негативным (с точки зрения США) тенденциям? Действовать чисто экономическими методами (удешевлять производство) не получается – это означало бы снижение жизненного уровня. Остаются методы неэкономические.

Как отмечает французский автор, градус русофобии, достигнутый Западом в последнее время, выглядит сильно наигранным: нет оснований для конфликта такого масштаба. Собственно, для простых американцев, которые, вообще-то, русских не любят, нет никакой разницы между русскими и украинцами.

По мнению французского автора, единственной причиной конфликта Россия-Украина является вовлечённость Западной Европы. И действительно, если посмотреть объективно, то именно она несёт экономические потери: она лишилась дешёвых ресурсов, что сразу сделало целый ряд отраслей неконкурентоспособными, европейские компании потеряли огромный рынок сбыта своей продукции на Востоке, на европейские бюджеты легли расходы по содержанию беженцев и восполнению потраченных военных арсеналов.

Что немаловажно, поддержка украинской экономики идёт за счёт некоторых отраслей экономики западноевропейской, это касается, в частности, сельского хозяйства и транспортных услуг. США же не получили ни дополнительной нагрузки от иммиграции, ни особых проблем от военной помощи киевскому режиму: туда отправляется в основном устаревшее оружие, которое всё равно надо утилизовать, а военные заказы со всего западного мира однозначно оживят американскую индустрию. Значительная же часть «экономической помощи» остаётся в самих США и является, по сути, правительственной программой поддержки собственного производства.

Естественно, продолжающийся конфликт наносит ущерб России. Но каковы масштабы американского выигрыша, или, точнее, так ли уж жизненно необходимо наносить такие потери России? В действительности, Россия для США не представляет экономической угрозы. Российские товары не конкурируют с американскими, рубль по роли в мировых оборотах даже близко не сравним с долларом. А в постсоветскую эпоху неконкурентны ни российские социальные идеи, ни российская массовая культура. И при всей мощи российских вооружённых сил, Россия не может напасть на Америку, а вот США могут создать и постоянно создаёт для русских массу военных проблем, хотя и непрямым образом.

Таким образом, основной выигрыш Америки лежит в сфере экономики, и он состоит в устранении основного конкурента, хотя и под видом дружеского участия. И этот конкурент не Россия. Это легко увидеть на доступных статистических данных: доллар отыграл потерю своих позиций по ряду позиций. Так, он снова занял львиную долю платежей по системе SWIFT – более 40%.

А если взглянуть на более подробный график, на котором указана динамика долей всех основных валют, то легко увидеть – этот рост полностью за счёт евро. Именно евро упал с 40% в 2021 до нынешних 20%, а вот другие валюты не пострадали, или как юань, даже немного выросли.

Это падение евро не первое: считается, что его подкосили «крымские события» 2014 года, точнее, связанные с этим санкции и контрсанкции между Россией и Европой. Но если посмотреть на график более детально, то хорошо видно, что Крым-2014 не был спусковым крючком. Падение евро и рост доллара начались немного раньше. Сейчас уже забылось, что отношения России и Запада испортились ещё в 2013-м (и это видно по финансовой статистике), и большинство западных лидеров даже демонстративно не приехали на открытие Сочинской Олимпиады. Кто сейчас помнит причины этого?

Все понимают, что «украинский кризис» без вмешательства США был бы просто невозможен. Речь идёт не только об Украине, буквально обсыпанной НКО на американском бюджете. Не надо забывать, что Европа в целом крайне зависима, что начальники генштабов европейских стран утверждаются Вашингтоном, а политическое руководство общеевропейских институтов, как правило, прошло «кадровое сито» Лондонской Школы Экономики.

Но если посмотреть на политику в Европе немного шире, то ведь нынешняя «военная тревога» Западной Европы – не единственное предприятие, издержки которого несут европейцы, а прибыли получают американцы. Например, «климатическая повестка» явно дирижируется из-за океана, даже данные о росте процента углекислого газа на Земле получаются из единственного источника – метеостанции США на Гавайских островах. При этом сами Соединённые Штаты вовсе не впадают в климатическое безумие, которое цветёт в Западной Европе буйным цветом.

Так что, как бы нам ни хотелось, чтобы гегемония доллара, наконец, завершилась, этого не будет в ближайшей перспективе. Доллар держится, пусть и не совсем экономическими инструментами, просто за счёт «гашения» конкурентов – но таковы уж «правила».