О нвых путях
Министр транспорта Савельев обеспокоен новой логистикой
Власти работают над поиском новых логистических маршрутов. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на главу Минтранса РФ Виталия Савельева.
«Те санкции, которые наложили сегодня на РФ, практически поломали всю логистику в нашей стране. И мы вынуждены искать новые логистические коридоры», — отметил он.
По его словам, очень важно в этом плане Каспийское направление международного транспортного коридора «Север — Юг», в который входят три порта — «Оля», «Астрахань» и «Махачкала». Россия в данный момент анализирует это направление, включая не только порты, но и подходы к ним, мосты и дороги.
Мы в большинстве не спецы в «большом» транспорте, который чуть больше, чем отвезти рассаду на дачу, так вот насколько эта тема важна и жизненна? Важна, конечно, но это не вопрос жизни и смерти.
Жизнь повернулась таким образом, что многие вещи и даже пути оказались для нас сейчас, в 2022 году, недоступны. По иронии истории это случилось не совсем «вдруг», был и своего рода «угрожаемый период» – с весны 2020-го года сообщение с «цивилизованным миром» оказалось для нас затруднено. Я это ощутил лично: в марте того года я был в Восточной Европе туристом, на машине, с семьей. В Чехии мы выпивали с владельцем маленькой сельской гостиницы, и он предупредил нас, что, по слухам, вводится карантин; на следующее утро мы прервали поездку и тронулись домой, и проскочили границу с Польшей чудом: там уже устанавливали заграждение на границе. Потом писали, что на этой границе на несколько дней застряли несколько сот машин автотуристов из России и Прибалтики… Вообще это выглядело, как эпизод из фильма-катастрофы, когда бежишь, а за тобой захлопываются огромные двери.
Вот с тех пор начались, точнее усилились, осложнения: «там» не признавали сделанные здесь прививки, были какие-то сложности с выдачей виз, сократилось количество рейсов и маршрутов, но люди, кому надо, как-то приспосабливались. Из Лондона ухитрялись прилетать сюда на прививку (там поначалу были большие сложности для не имеющих приоритета, а иностранцев и вообще не прививали), ездили и по семейным обстоятельствам, например, встречались с израильскими родственниками… в Турции (Турция, вообще говоря, на каждом этапе обострения обстановки в мире только выигрывает). Но в основном, можно сказать, люди как-то пересмотрели свои приоритеты и выбрали иные стили поведения в жизни, поэтому период 2020-2021 гг. с нынешней точки зрения не выглядит катастрофой. Теперь вот ни из Европы к нам, ни от нас в Европу не полетишь, но, кому позарез надо, летают через Стамбул или еще как-нибудь.
Мир велик, и стоит ли зацикливаться на привычном? Я помню, с каким изумлением мои знакомые обнаружили, что отдых во Вьетнаме ничем не хуже, но существенно дешевле, чем в Таиланде. Ну да, и говорят, что и Иран владеет очень неплохой курортной зоной. Конечно, Италию заменить трудно… но посмотрим, как дело пойдет дальше.
А вот что касается транспорта грузового и особенно новых непроходимых рубежей на наших западных границах, то вот какое дело: а ведь это не такое уж для нас страшное явление.
В начале 2000-х был я по служебным делам в Сибири, недалеко от казахстанской границы. Места интересные, недооцененные до сих пор во всех отношениях. Меня заинтересовал один момент: плотный грузовой поток в тех не слишком населенных местах. Это и грузовой автотранспорт, да и железная дорога от Новосибирска в сторону Европейской России тоже загружена оказалась прилично. Чем же это загружено?
Но простой здравый смысл объясняет всё очень просто. Стоит зайти в любой промтоварный магазин и наугад ткнуть в любой товар на прилавке – с вероятностью 90% это будет китайский товар. На нём может быть, правда, иногда лейбл с другим названием страны…
Помнится, я как-то купил в двух местах две дорогие литиевые батарейки одного типа. На упаковке одной было написано «США», другой – «Германия». А штрих-код у обеих был одинаковый, и как вы думаете какой страны?
Так вот, как все эти ТНП (товары народного потребления) попадают на наши прилавки? Два основных пути: морской и сухопутный. С морским есть сложности – порты наши довольно маломощные и на Черном, и на Балтийском морях. А сухопутный – основной. Китайский товар идет через грандиозные оптовые склады на западе Китая, в Урумчи, затем попадает в Семипалатинск (Казахстан), а затем в Новосибирск. Там он перегружается на железную дорогу. Можно бы сразу на железную дорогу, она ведь идет и в Китай, но у китайцев своя ширина колеи, нужна на границе перегрузка, а, кроме того, восточнее Новосибирска пропускная способность нашей железной дороги резко снижается.
Так вот, в современных условиях в этой схеме мало что поменяется. Нет у нас критической зависимости от грузов из Европы. Нас и так обеспечивает Азия. Зависимость есть (тот же германский автопром), но не критическая. Всё можно заменить на товары с Востока, не всегда на 100% такое же, но можно.
Посетил я недавно выставку строительных товаров – ну, в общем, есть в мире поставщики, которые спят и видят, как бы им занять «экологические ниши», освобожденные европейскими брендами. Это и иранские, и индийские, и пакистанские фирмы, и многие другие. Кое-что мы и раньше знали – например, латунная фурнитура оттуда, качественная и разнообразная – но, на самом деле, там всё производится, рынки-то там грандиозные.
Но есть одна сложность, которая сразу видна при взгляде на карту: а ведь нет у нас прямого пути в Индию. Давно искали его и Афанасий Никитин, и Петр Первый экспедиции отправлял, но нету. Морем, если плыть оттуда, – через Индийский океан, Красное море, Суэцкий канал, а потом через Средиземное в Черное – а когда там обстановка нормализуется? А в другую сторону, через Сингапур и китайские моря и того сложнее, с Дальнего Востока добраться в Европу немногим проще.
Вот и получается, что чисто геометрически самый простой путь – до иранских портов, а потом, пусть и с перевалкой, через Иран – и на Каспий. Или даже сухим путем через Иран на Каспий (благо по пути уже мирный Афганистан). Вообще-то, дороги там хоть и малоизвестны, но давно используются: например, один из каналов поступления подержанных машин из Эмиратов был именно такой: паромом в Иран и из Ирана через Азербайджан в Европейскую Россию или через Среднюю Азию – в Сибирь. И занимались этим ребята, не знавшие ни слова ни по-английски, ни по-арабски, ни по-фарси.
Есть в Иране и амбициозный проект судоходного канала из Персидского залива в Каспийское море, но это, видимо, дело далекого будущего.
Южный логистический коридор – не блажь, не фантазия, это насущная необходимость. Мы и сейчас получаем многое оттуда, например, чай и кофе, но, зачастую, через посредничество европейских фирм, которые, на самом деле, совершенно лишние (в Европе ни кофе, ни чай не растут). А ведь это большие объемы, например, мировая торговля кофе уступает только нефтяной. Главная же с ним проблема не в доставке товаров из Азии – главное, как обеспечить переориентацию наших традиционных экспортных товаров туда, в Азию, причем экономически эффективным способом. Как доставлять лес, который раньше закупали финны, удобрения, которые раньше получали европейцы, да и оружие и сельхозтехнику. Вот это надо сделать.
Что ж, лучше поздно, чем никогда. Нынешние грозные события стали толчком для реализации проектов, которые, на самом деле напрашивались уже давно.