Потолок цен на нефть - Партия Дела
Присоединиться

В введении эмбарго на российскую нефть и правила потолка цен для нее, которые ранее согласовал Евросоюз, страны «Большой семерки» и Австралия, есть один существенный момент. Почему-то об этом не говорят, но это – общая обстановка с нефтедобычей.

Сейчас на рынке нет свободной нефти. То есть нет превышения предложения над спросом и, самое главное, по общему мнению, нарастить добычу не получится. Насколько это осознанный шаг со стороны нефтедобытчиков или это просто объективная ситуация, то самое плато нефтедобычи, о котором уже десятки лет говорят, это вопрос дискуссионный. Но, скорее всего, дело именно во втором. Ресурсы нефти не безграничны, поэтому бесконечно наращивать добычу, как это было последние десятки лет, уже просто больше не получается.

Что касается политико-экономических решений Запада, то, скорее всего, главным пострадавшим от них будет Западная Европа, в частности, крупный потребитель российских нефти и газа – Германия.

Во-первых, ограничения касаются морских перевозок нефти. Поставок по нефтепроводу «Дружба» они не касаются, и там довольно большой резерв мощности. Сейчас перекачивается примерно 35 млн тонн, а можно раза в 2 больше. То есть, те страны, которые плотно сидят на этом нефтепроводе, выведены из-под этих ограничений.

Но, что касается ценового потолка и ограничений на поставки морем нефти (а где-то с будущего года и нефтепродуктов из России), в какой-то степени это скажется на наших общих объемах экспорта нефти. Но очень похоже на то, что в значительной степени произойдет просто переориентация на азиатские рынки, что уже происходит. Мы уже значительно больше поставляем, чем раньше, в Индию и Китай. А наши освободившиеся ниши в Европе займет Саудовская Аравия. Катастрофа не произойдет.

Есть еще подковерные моменты, которые трудно оценить. Запрет касается использования морского танкерного флота. Но вообще не всегда понятно, кому он принадлежит: все плавают под флагами, под которыми удобно. По одной из версий, у России появились собственные сильно б/у-шные танкеры. Из таких, которые несколько лет могут поработать, а потом их надо отправлять на иголки. Так вот, проблема в том, что для эксплуатации необходимо, чтобы суда были застрахованы, иначе их не пустят через порты, каналы. А пул страховщиков, который под Западом, отказывается страховать наши танкеры.

Да, у нас есть собственные страховщики, вопрос в том, признают ли их. В Индии признают, а вот в Китае – не везде. Есть другой выход – азиатские страховщики, которые никак не привязаны к США и Западной Европе. Но надо отметить, что эти ограничения введены «большой семеркой», куда входят и другие страны.

В конечном итоге, можно предположить, что эти решения в общем-то сильно на нас не повлияют. Если очистить ситуацию от шелухи, то проглядывается одна из целей – заставить страдать Западную Европу и немного уменьшить опасность гегемонии Германии в Европе.

Для России же ситуация не катастрофическая, она не приведет к краху и капитуляции нашей экономики. Но стоит учитывать важный момент – эпоха дешевых ресурсов в мире заканчивается. Это касается не только нефти, но и газа, и угля, который всё сложнее и дороже добывать.

 

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».