О стратегии национальной безопасности - Партия Дела
Присоединиться

Нам ни к чему сюжеты и интриги

Про всё мы знаем, про все чего ни дашь

Я, например, на свете лучшей книгой

Считаю Кодекс уголовный наш

И если мне неймется и не спится

Или с похмелья нет на мне лица

Открою Кодекс на любой странице

И не могу — читаю до конца.

В. Высоцкий

2 июля президент подписал новую Стратегию национальной безопасности.

Документ, как в нём написано, «является базовым документом стратегического планирования, определяющим национальные интересы и стратегические национальные приоритеты Российской Федерации, цели и задачи государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу».

Слышал, что документу придаётся большое значение. Интересно. Решил почитать.

В стратегии 43 страницы. Осилить можно.

Почитал заодно, для сравнения, и предыдущую редакцию, выпущенную в 2015 году.

Что могу сказать. Впечатление от новой стратегии положительное, но не очень. В области экономических вопросов стратегия не лишена внутренних противоречий, она не предусматривает позитивного поворота экономического курса, однако в ней утверждаются некоторые правильные вещи. Поэтому на документ можно ссылаться, использовать его как основу для работы по продвижению идей Разумной экономической политики.

В стратегии много места уделено вопросам обороны, борьбы с терроризмом, информационной безопасности, вопросам экологии.

Утверждается, что важны защита русского языка, сохранение российской самобытности, культуры, традиционных духовно-нравственных ценностей и патриотическое воспитание граждан.

Отмечается, что повышение рождаемости становится обязательным условием для увеличения численности населения России.

Написано много правильных слов. Может, для нас они являются очевидными, но в некоторых утверждениях можно увидеть поворот политики. Так, до недавнего времени убыль населения вполне официально предполагалось восполнять за счёт стимулирования иммиграции. Теперь же «обязательно» надо повышать рождаемость. Хорошо.

Впрочем, меня больше интересовала экономическая политика. Смотрим, что написано про неё.

В положительном плане отмечается, что «продолжается работа по снижению зависимости от импорта в ключевых отраслях экономики. Повысился уровень продовольственной и энергетической безопасности».

«Важными условиями обеспечения экономической безопасности Российской Федерации являются опора на внутренний потенциал страны, самостоятельное решение стоящих перед Россией задач при сохранении открытости для взаимовыгодного сотрудничества с другими странами».

Комментарий: теперь мы не стремимся, по Кудрину, «встроиться в мировые производственные цепочки хотя бы на вторых ролях», а строим самостоятельную, комплексно развитую экономику. Это хорошо и правильно.

Утверждается:

Необходимо «обеспечение устойчивого развития реального сектора экономики, создание высокотехнологичных производств, новых отраслей экономики, рынков товаров и услуг на основе перспективных высоких технологий».

«Переход от экспорта первичных сырьевых ресурсов и сельскохозяйственной продукции к их глубокой переработке, развитие существующих и создание новых высокотехнологичных производств и рынков наряду с технологическим обновлением базовых секторов экономики, использованием низкоуглеродных технологий приведут к изменению структуры российской экономики, повышению ее конкурентоспособности и устойчивости».

Комментарий: здесь можно усмотреть, что перерабатывающим отраслям отдаётся приоритет перед сырьевыми. Опираясь на это утверждение, можно требовать повышения экспортных пошлин на углеводороды, металл, необработанную древесину. Можно требовать налоговых послаблений для перерабатывающих отраслей экономики.

Об угрозе «сохранение экспортно-сырьевой модели развития экономики» говорилось и в предыдущей, 2015 года, стратегии. Это, однако, не помешало тому, что наибольшее благоприятствование продолжает создаваться для сырьевого сектора. Сделано всё для того, чтобы сырьевые компании побольше вывозили необработанной продукции за рубеж, а остатки этой продукции продавали в России по ценам выше мировых.

Налицо противоречие между проводимой политикой и решением стратегических задач.

Про науку:

Необходимо «создание единой государственной системы управления научной, научно-технической и инновационной деятельностью».

«Основными факторами, определяющими положение и роль Российской Федерации в мире в долгосрочной перспективе, становятся высокое качество человеческого потенциала, способность обеспечить технологическое лидерство, эффективность государственного управления и перевод экономики на новую технологическую основу. Состояние науки, инновационной сферы, промышленности, системы образования, здравоохранения и культуры превращается в ключевой индикатор конкурентоспособности России».

Необходимо «достижение Россией лидирующих позиций в области физико-математических, химических, биологических, медицинских, фармацевтических и технических наук».

Комментарий: написаны правильные слова. Отмечается, что единой системы управления наукой нет. Это действительно острая проблема. Например, до сих пор на бумаге и в теории существуют 15 НИИ, занимающихся вопросами механизации сельского хозяйства, реально действующих нет ни одного. Связи разорваны, село и промышленность не ощущают поддержки от этих структур. Никто научную деятельность не координирует. Построить современную промышленность, не занимаясь наукой, невозможно.

Можно усмотреть, что, по мнению авторов стратегии, реформа Академии наук не дала результата и не приблизила страну к решению стратегических задач.

В стратегии отмечается:

Важнейшей задачей является «увеличение реальных доходов населения, сокращение числа малообеспеченных граждан, снижение уровня неравенства граждан в зависимости от их доходов».

Комментарий: добиться этого можно, с одной стороны, развивая экономику, с другой, правильно регулируя распределение благ. Напрашивается мысль, что для «снижения уровня неравенства» надо брать налогов с бедных меньше, чем с богатых. Надо переходить от регрессивной к прогрессивной шкале налогообложения.

Про денежно-кредитную политику:

«…необходимо принять меры, направленные на… формирование самостоятельной финансово-банковской системы».

Главная задача ДКП — «сохранение макроэкономической устойчивости, поддержание инфляции на стабильно низком уровне, обеспечение устойчивости рубля и сбалансированности бюджетной системы».

Необходимо «обеспечение сбалансированности роста кредитования физических лиц, ограничение рисков, связанных с повышенной долговой нагрузкой на них».

Комментарий:

Подходы к денежно-кредитной политике стали более размытыми. В предыдущей стратегии были такие утверждения: задачей является «снижение банковских ставок, доступности кредитования за счёт „длинных“ денег, возврат российского капитала и сокращение его вывоза за рубеж.», «Деятельность Центрального банка Российской Федерации как участника стратегического планирования осуществляется в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов».

Теперь есть только про инфляцию, стабильность и про поменьше кредитовать.

При этом утверждается, что самостоятельной финансово-банковской системы нет. Она, действительно, зависит от доллара, от SWIFT, и крайне чувствительна к санкционному давлению. Мер по преодоления этой зависимости в стратегии, однако, не обозначено.

Выводы.

Стратегия не лишена внутренних противоречий. Декларируется цель строительства современной, сильной и самодостаточной экономики, руководство Центробанка странным образом освобождается от этой задачи.

Налицо и противоречия с проводимой правительством политикой. Опираясь на слова, написанные в стратегии, мы должны требовать радикальной смены налоговой, внешнеторговой политики, политики в области науки и образования.

В этом и состоит польза этого документа: он показывает, что либеральная доктрина, которой руководствуются экономические власти, противоречит целям развития страны.

Стратегия без тактики — это медленный путь к победе, а тактика без стратегии — это много бесполезного шума и суеты перед поражением.

М. Драгомиров

Документ должен заставить нас задуматься о важнейших вещах, должен породить дискуссию о путях развития страны.

Какова должна быть следующая редакция стратегии? Как, опираясь на существующую редакцию, развивать промышленную и в целом экономическую политику? Как действовать гражданам, предприятиям и общественным организациям?

Обсудим всё это 27-го сентября в Торгово-промышленной палате, на заседании Совета по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Регистрация на мероприятие по ссылке — https://clck.ru/XVcpZ