Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики
На 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов
Решил почитать документ с таким названием. Он утверждён Минфином в конце сентября и нигде особо не обсуждался.
Я убеждён, что наша страна имеет все условия для динамичного развития, кроме одного: отсутствует разумная экономическая политика. В частности, проводятся странная денежно-кредитная, неконструктивная налоговая и безыдейная таможенно-тарифная политика.
Для того, чтобы понять логику действий экономических властей, и решил почитать этот 83-страничный документ.
Сперва выписал вопросы, которые у меня накопились к авторам современной политики, затем попытался в документе найти ответы на них.
Вот что получилось:
1. Как оценивается состояние российской экономики, её технологический уровень, темпы развития, уровень благосостояния граждан, каково отношение к зависимости от сырьевых рынков, к сидению на сырьевой игле?
«В 2023–2024 годах экономика продолжит расти темпом около 3,0% — то есть выйдет на траекторию, соответствующую национальным целям развития». При этом отмечается, что темп развития мировой экономики будет 6% в период восстановления после кризиса, в 2021, потом будет 4,4% в год.
«В настоящее время ситуация близка к полной занятости».
«Предусматривается… постепенное прекращение мер поддержки, принятых на период пандемии».
Про необходимость преодоления сырьевой зависимости, про необходимость создания приоритетных условий для обрабатывающих секторов, про развитие сельского хозяйства нет ничего. Совсем.
2. Бюджет имеет существенный профицит. Государство собирает денег столько, сколько не может переварить. Почему не снижают налоги?
Основная мысль всего документа: Мы экономим денежки. Это правильно. В кризис, связанный с пандемией, мы немного потратили ранее накопленное, и поэтому у нас всё хорошо. Поэтому будем копить дальше.
Авторы документа полагают, что из России надо выводить около трёх триллионов рублей ежегодно. Возвращать назад, вкладывать в развитие страны можно лишь малую часть, и ту, впрочем, на сугубо коммерческих условиях:
Необходимо «обеспечить безусловную возвратность средств Фонда и формирование рыночного уровня доходности.
Объем средств ФНБ, инвестируемый в самоокупаемые инвестиционные проекты, который не будет оказывать значимого влияния на параметры денежно-кредитной политики и стабилизационной действенности бюджетных правил, составляет порядка 400 млрд рублей в год.
При этом проекты должны быть интересны частным инвесторам.»
Надо заметить, что пополнение фонда, по плану и так немедленное, идёт с опережением. На 1 сентября этого года в фонде было более 14 триллионов, что перекрывает цифры, заявленные для конца года.
3. Почему не повышают экспортные пошлины на сырьё — металлы, нефть. Это могло бы снизить цены на внутреннем рынке и сделать переработку более выгодной.
Ответ: повышать экспортные пошлины запрещает ВТО.
Отмечается, что металлургические предприятия зарабатывают очень много, предполагается поднять для металлургов налоги. Предлагаются при этом меры, которые не могут привести к снижению цен на металлы на внутреннем рынке.
4. Почему богатые платят налогов меньше, чем бедные? Что насчёт прогрессивной шкалы?
Ответ: ничего про это не говорится. Нет такой проблемы.
5. Почему не возвращают инвестльготу? Как вообще с идеей поменьше брать налогов с обрабатывающих секторов экономики?
Ответ: системно вопрос решаться не будет, максимум, возможны льготы в индивидуальном порядке: возможен «переход к новому порядку предоставления налоговых льгот инвестиционного характера, предусматривающего заключение инвестиционных соглашений между получателем льгот и Правительством РФ».
6. Зачем поднят пенсионный возраст?
Ответа нет. Вернее, ответ всё тот же: деньги нужно отправлять в ФНБ. Там они нужнее.
7. Отношение к политике ЦБ.
Отмечается: развитые страны уже много лет проводят политику, предусматривающую дешевизну кредитов. Эта политика сохранится и в будущем. Ставка ФРС США в последние 0,00–0,25%, Европейский центральный банк сохранял базовую процентную ставку по кредитам на нулевом уровне, ставку по депозитам на уровне -0,5%, Банк Японии продолжал в 2021 году удерживать ключевую процентную ставку на отрицательном уровне -0,1%.
Политика Центробанка России согласована с Минфином и в любых условиях должна предусматривать дороговизну кредитов.
8. Таможенная политика. Какова её логика?
Ответ: за импортные пошлины отвечает ЕврАзЭс, это не к нам. Что касается экспортных пошлин на сырьё, их повышать нельзя. Запрещает ВТО и вообще это не нужно.
Итого: авторы документа полагают, что российская экономика должна развиваться медленнее, чем мировая, основой этой экономики должен быть экспорт сырья. Должно быть сильное имущественное расслоение в обществе, не должно увеличиваться количество качественных рабочих мест.
Делают и намерены дальше делать всё возможное, чтобы ситуация не изменилась.
Вообще-то это всё противоречит тому, о чём говорит Президент, противоречит Стратегии национальной безопасности.
Надо бы это всё обсудить в Торгово-промышленной палате. Такие вещи должны широко обсуждаться.