Про Тургояк и окрестности
Есть на Урале город Миасс…
Город промышленный и научный, расположен в красивом месте. Горы, леса, озёра, вот это всё. Есть возле города озеро Тургояк. Красивое, родниковое, с прозрачной водой. Жемчужина. В последнее время озеро стало подвергаться опасности. Вырубка леса на берегах, хаотическое строительство, сбросы стоков, замусоривание окрестностей и прочее. Проблема пока не катастрофичная, но явственная.
Правительство Челябинской области готовит план создания парка, так называемой особо охраняемой природной территории вокруг озера. Документы готовятся в тишине, народ нервничает. Кто-то боится, что ему запретят подходить к озеру и вообще ходить в лес, кто-то – что, наоборот, берега вырубят и застроят бетонными коробками, подозревают недобрые козни местных и областных олигархов.
Мне тоже это всё интересно, поскольку я в Миассе родился и вырос. Миасс отличается от многих городов Урала именно тем, что, являясь промышленным центром, сохранил этакую близость к природе, что придаёт ему некий курортный дух. Было бы неплохо, если б этот дух сохранился.
Упорядочение деятельности вокруг Тургояка и в ландшафте вокруг города – дело хорошее. Сохранение природы при сохранении доступности общения с нею способствует развитию туризма и экономики в целом, влечёт повышение благосостояния и качества жизни людей. Планы создания охраняемой территории пока не опубликованы, но попал в руки вот такой ДОКУМЕНТ.
Интересно. Что за «второй» этап, где «первый», предусматривается ли «третий» и «четвёртый» – не знаю, почитал.
Разрабатывается компанией под названием Московский центр урбанистики. Посмотрел, что это такое. Возглавляет Сергей Капков. Деятель либерального направления. Где-то рядом в его биографии мелькают Роман Абрамович, Ксения Собчак, Кирилл Серебренников. Возглавлял в 2011-2015 годах Департамент культуры Москвы. До этого руководил Парком Горького в столице.
Ну, Москву в последние годы причесали, и данный парк выглядит неплохо. Опыт у товарища имеется. Собчак и Серебренникова оставляем за скобками. Надеюсь, он их в Миасс не потащит.
Почитал проект.
Что сказать. В документе сквозит этакий бизнес-подход. Нацеленность на привлечение, возможно, большего количества посетителей и на извлечение из них дохода.
Маркетинговой стратегии посвящено 29 из 161 страницы документа.
Повышение узнаваемости, привлечение посетителей и прочее.
Поток туристов предполагается увеличить кратно, в два с половиной раза. Предлагается построить соответствующее количество гостиниц. В презентации много аббревиатур, в данном случае КСР – это коллективные средства размещения. То есть – гостиницы и пансионаты.
Береговую линию предлагается щедро заполнить туристическими кластерами. Можно ли будет обычным людям подходить к берегу на территории кластеров, как эти кластеры будут застраиваться, не уточняется.
Про транспорт сказано много. 16 страниц. Планируется создать так называемые ядра или туристические модули. Это, как я понял, перехватывающие парковки с информационными стендами.
По карте ядер:
Люди приезжают на авто к парковке, далее шаттлами едут к озеру.
Ну, с парковками и шаттлами, наверное, логично. Не знаю, правда, насколько это реализуемо.
Туристы массово приезжают к озеру в небольшое количество тёплых погожих дней, что будет создавать пики востребованности парковок и шаттлов. Что будут делать шаттлы в несезон? Будет переброска автобусов с городских маршрутов? Парковки должны располагаться в пешей доступности от озера, наверное.
Про сохранение природы, озера в документе не говорится почти ничего.
Одна из проблем – колебания уровня озера, из-за чего берега то зарастают кустарником, то эти кустарники оказываются затопленными, что влечёт попадание в озеро большого количества разлагающейся биомассы.
Про колебания уровня озера одна страница.
Про вывоз мусора четверть страницы.
Про канализацию тоже немного и расплывчато.
Про создание других точек притяжения, кроме озера Тургояк, про привлечение людей в другие места – ничего. Про сохранение лесов, про охрану животных – ничего. А это важно. Вследствие вырубки лесов прямо сейчас возле озера горят торфяники.
Про архитектурный облик, про рекомендации в отношении архитектурного стиля построек ничего.
Вывод.
Готовить концепцию сохранения и развития парка в тишине, издалека, из Москвы, трудно. Надо это делать открыто, надо такие концепции обсуждать с учёными и с местными жителями. Нужен открытый режим создания концепции.
Представленный план, может, и рисует определённую картину и является шагом вперёд, но его реализация в существующем виде повлечёт экологическую, эстетическую деградацию озера и окрестностей.
Надо делать упор не на привлечение людей к озеру и извлечение из этого дохода. Надо делать упор на привлечение людей в город Миасс и развитие города. А возле города должна быть жемчужина, и её надо сохранять. И жемчужин там есть не одна, а несколько, и все их надо сохранять. И при этом делать доступными.
Вот такие мысли.