«Роснано»: запланированная катастрофа
Выйдет ли Чубайс и на сей раз сухим из воды?
То, что случилось с «Роснано» (сотни миллиардов государственных денег в никуда и фактическая несостоятельность) можно считать запрограммированной катастрофой. Рисующей истинное положение дел в стране. Вот только для Чубайса все может кончится легким испугом. Как всегда.
Почему мы говорим о запланированной катастрофе? Само создание стопроцентно государственной компании «Роснано» (фактически с 2007 года) было проведено вкривь и вкось.
Первое: «нанотехнологизацию» решили проводить без общего курса на новую индустриализацию РФ и необходимый для этого протекционизм (одна из главных идей Партии Дела). Ибо если не поднимутся тысячи новых заводов и фабрик — кто будет предъявлять спрос на прорывные нанотехнологии? Наоборот, само слово «индустриализация» избегается даже в Кремле, а протекционизм там не устают проклинать. И что толку, что «Роснано» покупает зарубежные стартапы? Ведь на перевод их технологий в РФ нет реального спроса.
Второе: в итоге возник некий монстр, который сам себе работу придумывает и сам за нее отчитывается, причем при полной непрозрачности ведения дел. Заказчиком «Роснано» не сделали даже «Ростех», который мог бы заказывать Чубайсовой лавочке решение реальных производственно-технологических задач и мог бы спросить с «Роснано» за срыв реальных, а не придуманных Чубайсовой оравой «манагеров» заданий. В наблюдательный совет корпорации не ввели даже видных представителей реального сектора.
Третье: само устройство «Роснано» вышло туманно-запутанным, этакий венчурный фонд за госсчет. Хотя умные люди уже изначально предлагали сделать «РН» аналогом Объединенного института ядерных исследований в Дубне (ОИЯИ). То есть, с полноценным научно-техническим советом, со своими научно-исследовательскими и опытно-промышленными подразделениями. Взамен сего создали непонятную лавочку из новоявленных «рыночных» бюрократов.
Четвертое: во главе дела поставили сомнительную фигуру Чубайса, который в своей жизни не управлял ни одним сложным технологически заводом, ни одним НИИ соответствующего профиля, ни одной успешной частной фирмой, работающей на поприще научно-технического творчества. Поставили того, кто везде — чем бы они ни занимался — оставлял после себя развалины, катастрофы и огромные убытки для РФ.
Каков поп — таков и приход. И команда «манагеров» в «Роснано» подобралась соответствующая. С закономерным итогом: финансовой несостоятельностью корпорации и провалом ее работы.
Вот — образец полнейшего кадрового и управленческого провала нынешней власти. Чубайса пустили в огород почти на десятилетие. Он, правильно оценив плоды своей деятельности, вовремя смылся в спецпредставители Кремля по климатическим изменениям и устойчивому развитию — бороться за возобновляемую и водородную энергетику и за уменьшение выбросов углекислого газа. И ведь высшая власть позволила ему совершить такой финт.
Анатолий Борисович много лет говорил о том, что при вложениях в новейшие нанотехнологии нужно иметь право на ошибку (в США это действительно так), что «выстреливают» дай бог 10% стартапов, покрывая убытки от других не столь удачных вложений. Но получилось иначе: под предлогом права на ошибку в «Роснано» организовали перекачку наших с вами денег в частные карманы и сомнительным дельцам. А чего вы хотите? Из Чубайса и его присных — такие же предприниматели в области высоких технологий, как из меня — балерина. И вот — закономерные итоги.
Теперь оказывается, что по указаниям Чубайса заключались договоры на кредитование сомнительных проектов под гособязательства, что гарантировало интерес банков и практически неограниченный кредитный лимит. То есть, ГК влезала в огромные долги за счет гарантий государства, за наш счет!
Затем часть денег переливалось в офшоры через доверенные фирмы, а проекты объявлялись несостоятельными со ссылками на венчурный (рисковый) характер кредитования. В этой схеме участвовали ряд фигурантов списка «Форбса»: те же Вексельберг, Авен и разыскиваемый за мошенничество и хищение 300 млрд рублей из ПФ давний партнер Чубайса — лондонский беглец Минц.
И вот к концу 2020 года, когда Чубайс покинул пост руководителя госкомпании, «Роснано» нуждалось в дополнительной докапитализации в 116 миллиардов рублей. Наменеджерил!
Из 69 проектов «Роснано» 15 пребывали в стадии ликвидации, 35 — не окупили вложенные инвестиции. Да, достточно вспомнить аферы со светодиодным «Оптоганом», с «МТ-фармой» и «Лиотехом», с пресловутым гибким планшетом-учебником для школ и другое. Вплоть до вложений «Роснано» в частную американскую фирму «Три Альфа Энерджи», занимающуюся созданием установки термоядерного синтеза. Там речь шла о ста миллионах долларов. Хотя где эти технологии, перенесенные в РФ? Хотя, заметим, аналогичные и более продвинутые работы по созданию компактной установки ТЯ-синтеза, шедшие в Физическом институте РАН (ФИАН), шедшие по инициативе Александра Мозгового, «Роснано» не заинтересовали. (Речь шла о финансировании в неполную сотню миллионов не долларов — а рублей). Вот бы СК поинтересоваться: а куда делись денежки наши, потраченные Чубайсом на американский термояд?
Большинство первоначальных инвестиционных меморандумов «Роснано» по созданию промышленных активов не достигли заявленных финансовых или продуктовых целей.
Ни одну российскую портфельную компанию, созданная ГК «Роснано», не приобрели крупные, известные зарубежные инвесторы. Провалом кончилась попытка вывода их на IPO ведущих мировых бирж. Вскрылись непрозрачные схемы неоправданно высоких выплат высшему менеджменту. Контракт на управление фондом «Роснаномединвест» с компанией ООО «РМИ Партнерс» принесли менеджменту ГК «Роснано» вознаграждение в 2 миллиарда рублей, а также опционы в портфельных компаниях. Сам Анатолий Чубайс, председатель правления, по итогам 2020 года получил около 150 миллионов рублей. Нехило так…
Всего, по оценкам правоохранительных органов, таким манером было выведено (преимущественно в Нидерланды, на Кипр и в Сингапур) около 120 миллиардов рублей. Потому мы с полной уверенностью можем утверждать: под прикрытием права на ошибку Чубайсова группа просто нагло качала наши деньги за рубеж и в частные карманы. Ибо ни одного действительно прорывного и успешного проекта, создающего некую принципиально новую технику (сравнимого с изобретением если не радио, то хотя бы айфона) за 14 лет Чубайс не предъявил.
А теперь вопрос: нынешняя власть утрется и просто послушно покроет все убытки, причиненные Чубайсовой оравой стране — или все-таки займется непотопляемым Анатолем-Борисычем? Увидим ли мы реальные уголовные процессы против сей группировки — или у нас в тюрьмы будут садиться несчастные производственники? Как обувщики из «Зендена» за якобы недоплаченные налоги?
Пока все говорит о том, что АБЧ может выйти сухим из воды и безнаказанным. Как Сердюков. Как и сам Чубайс после ваучерной аферы и залоговых аукционов, после строительства пирамиды ГКО (с катастрофой в августе 1998-го) и списания еще советских кредитов странам Третьего мира (в бытность «ржавого Толика» министром финансов РФ), после «реформы» электроэнергетики, после которой тарифы начали дико расти (а не падать, как обещал главреформатор), а распределительные сети оказались опасно изношенными.
Чубайс неприкосновенен что при Ельцине, что при Путине. И это — очень плохой симптом для государственности РФ…
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»