Новосибирск как русский город-новатор (часть 1) - Партия Дела
Присоединиться

Зачем мы идем на новосибирские выборы?

Потому что нам надо выходить в реальную, широкую политику и делом доказывать то, что Партия дела способна наладить управление мегаполисом, обеспечив его развитие. Создав настоящее, а не словесное, народовластие. Потому, что нам нужны свои Канны: согласованные, сходящиеся удары по кризису и отжившей свое системе. Ударов как сверху, на общерусском уровне, так и снизу, со стороны городов. Городов, которые не хотят жить при новом феодализме: сырьевом, коррупционном, со всевластием продажных чиновников.

Сломать нынешний сырьевой, чиновничий, насквозь воровской феодализм, в силах лишь русский город-новатор. Само провидение требует, чтобы таким городом стал Новосибирск.

Ново-Новосибирск…

Град далеко не обреченный…

Что мы предложим Новосибирску? Программу "Ново-Новосибирск", создания инновационного города. Уничтожение дефицита городского бюджета за счет рационального использования денег, борьбы с воровством и расточительно-бесполезными затратами. Что немыслимо без участия гражданской общественности в управлении Новосибирском. Но об этом – ниже.

С самого начала мы введем в Новосибирске тот принцип, который отстаиваем на общенациональном уровне: принцип референдумов по всем крупным проектам, требующим больших затрат бюджетных денег. Если что-то должно строиться в Новосибирске за наш счет – пусть горожане одобрят (или "задробят") такой проект. Так город избежит всяких "черных дыр" и рассадников коррупции, своих "сочинских олимпиад". А воплощаться станут только самые нужные горожанам проекты. Может, нам не развязку на Южной площади в полтора миллиарда рублей нужно городить, а эти деньги на обновление теплотрасс пустить!

Тем более, что мы предложим Новосибирску снижение затрат на ЖКХ за счет перевооружения городского хозяйства на передовые технологии городского жизнеобеспечения. Они есть – не только зарубежные, но и отечественные. Скажем, полимерные "вечные" трубы канализации и водоснабжения компании "Полимертепло". Нужно снизить расходы города на ремонт инфраструктуры, на топливо, на вывоз и переработку мусора. Мы сможем привлечь к делу компании-носители таких технологий. Мы широко откроем для них двери. Мы привлечем к решению проблем Новосибирска интеллектуальный потенциал и Академпарка, и СО РАН. Мы намерены пресечь сопротивление бюрократов на пути реконструкции и развития Новосибирска.

Огромные резервы рационализации расходов – в налаживании системы конкурсов. Рецепты и технологии такой отладки давным-давно известны. Есть передовые информационные системы, позволяющие на 25-30 процентов снизить затраты на закупки всего необходимого для города. Опыт Киева (не Майдан в данном случае) в применении подобных систем.

Наше кредо: радикальное увеличение доходов города (нынешний бюджет недопустимо мал для такого города) и качественных рабочих мест за счет создания в Новосибирске новых производств. Национально-патриотические бизнесмены давно говорили о том, что надо, скооперировавшись, взять (на выборах или купив должность губернатора) регион и сделать его "конфеткой". (Насколько это возможно в условиях РФ, ибо невозможно сделать "остров счастья" среди моря деиндустриализации и деградации, посреди "медвежьего царства"). Максим Калашников предлагает сделать то же самое, но в третьем по величине мегаполисе РФ. Хотя это и не регион, но тоже важная площадка. Делать это нужно на самом серьезном уровне.

Считаю, что при мэрии необходимо создать общественный совет национально-патриотического бизнеса. Он, действуя за свой счет, может сформировать предложения по подъему городской экономики. А также – и предложения по внедрению в систему управления новых систем управления. Такой совет даст возможность привлекать и внебюджетные средства для пилотных проектов. Ибо подчас это позволит обходить бюрократию с ее волокитой и саботажем.

Мы здесь власть!

Мы предложим Новосибирску подлинное самоуправление. Миллионный город как коллективный организм намного умнее любого мэра, будь он хоть трижды крепкий хозяйственник и до шестого колена местный житель. Город – это сотни тысяч глаз, ушей, изобретательных умов. Мы задействуем их в управлении городом.

Как?

Во-первых, сразу задействовав новые системы участия граждан в управлении городом. Есть система "Компас" Валерия Водянова, есть системы с использованием мобильных телефонов. Более того, есть возможность создать систему вовлечения граждан на принципах построения сети нейронов головного мозга.

То есть, есть система районных форумов, которые формулируют свои консолидированные предложения и претензии, каковые (уже как общие требования) выносятся на городской форум, где вырабатывается общая программа. Такая система органически включает в себя и ТОСы.

Но далее должен следовать более масштабный шаг: создания полноценной системы районных Советов. Мы намерены создать реально действующий механизм выдвижения депутатов в районные Советы, их реальной оценки избирателями – и механизм отзыва таких депутатов в случае невыполнения ими своих обязанностей перед избирателями. (Причем отзыва в любой момент, не дожидаясь выборов). В то же время, в городской Совет должны выдвигаться лучшие депутаты районных Советов. Каковые также получают оценку своей деятельности и могут быть отозваны теми районными Советами, что их выдвинули.

Конечно, такая система "непрерывного народовластия" потребует изменений в законодательстве, причем не только городском. Но мы выступим с такой инициативой и найдем временную схему работы параллельно с имеющейся системой городской представительной власти.

В чем будет наша инициатива? В предложении нового законодательства по местному самоуправлению. Городом должны править не чиновники и не партийные дельцы (ибо городские думы-советы формируются партиями), а сами горожане.

Предлагаю здесь вспомнить добрую советскую традицию выдвижения инициатив с мест. Мы еще не забыли того, как с самыми разными предложениями по части экономики или общественной жизни выступали коллективы заводов, коммунисты воинских частей или власти какого-нибудь района. Будь то бригадный подряд или превращение грядущей пятилетки в "пятилетку качества", например. Конечно, в СССР все это было фикцией, рождаемой в начальственных кабинетах. В Новосибирске мы сможем сделать подобное действительно национальной инициативой.

Только представьте себе: о введении системы новых Советов говорит не какая-то партия или группа энтузиастов, а полуторамиллионный город! Тут требование народа не замолчишь, не объявишь умствованиями каких-то полоумных маргиналов.

Мне бы хотелось бы стать мэром (городским головой) мегаполиса вот с такой вот системой народоправства. Потому что именно так мы делаем мегаполис тем самым умным городом с сотнями тысяч глаз, ушей и думающих голов. (И этот вариант автор сих строк описал в книге "Будущее человечество".) Это —

Выгоды непрерывного народовластия

Давайте посмотрим, какие выгоды дает подобная система власти, где депутаты выдвигаются за реальные заслуги перед избирателями – и ими же могут быть отозваны. Где люди выбирают лишь тех, которых реально могут проконтролировать.

Во-первых, автоматически обеспечивается власть большинства граждан. Никто не может обманом представить себя выразителем воли народа. Ибо народ сам ее изъявляет и в жизнь проводит.

Во-вторых, снимается национальная проблема. Ведь реально правит большинство граждан, а Новосибирск – град на 94 процента (если считать с великороссами еще и украинцев-малороссов, и белорусов) – русский. А значит, никакие этнические группировки не смогут добиться для себя привилегий, подкупить бесконтрольных чиновников, захватить те или иные части города, рынки, бизнесы, профессии.

Да и против всяких абызовых-олигархов Новосибирск теперь выступает сплоченной силой. Выкормышу Чубайса принимаются реально обламывать рога. А там, глядишь, и вовсе лишат Абызова "отреформированной" собственности, возродив нормальное "Новосибирскэнерго".

В-третьих, под контроль народа попадает аппарат чиновников. Теперь их действия всем видны, теперь умный город отлично выявляет все их попытки запустить лапу в бюджет или порадеть "своим человечкам": фирмам, кланам, родственникам.

В-четвертых, мы тем самым на деле начинаем экономить бюджет и снижать и тарифы на ЖКХ, и цену на проезд, например, в городском транспорте. Ибо власть новых, динамических Советов сразу же делает Новосибирск жадным потребителем всего того, что изобрели, разработали или внедрили в производство наши сограждане. Это ведь и промышленникам на благо пойдет. Потому что будет сломлено чиновничье, шкурное сопротивление полезным новациям в городе. Здесь народовластие соединит силы народного большинства с устремлениями национальной несырьевой индустрии.

Давайте приведем примеры.

Скажем, решил мэр Городецкий закупить для города нужные снеготопочные машины. Но покупает их в Канаде, а не на работающем новосибирском заводе "Труд", где снеготопки могли бы сделать не хуже, и намного дешевле. При этом деньги, потраченные городом, остались бы в Новосибирске, а не ушли кормить канадских бизнесменов и рабочих. Ибо, как мы прочли в "Эксперте-Сибирь", "Труд" уже делает гораздо более сложные комплексы для добычи золота, наладил их сервис и, кстати, при этом обладает сильным конструкторским бюро.

Если бы в Новосибирске существовала та самая власть нео-Советов, о которой говорим мы, то снегоплавильные машины начали бы производиться в городе, давая работу и зарплаты новосибирцам, а не канадцам. При этом город еще бы и в иные грады-веси смог бы снеготопки продавать, на сем зарабатывая.

Возьмем гипотетический пример. Приходит к воображаемому мэру Голень-Сельскому некий промышленник Иванов, и предлагает: "Давайте я вам в Новосибирске положу асфальт по русской технологии, который морозостоек, влаги не боится и лежать сможет десятки лет без ремонта. Получите почти древнеримские по качеству и долговечности дороги!"

В нынешней РФ Голень-Сельский пошлет Иванова куда подальше. Ибо такая технология невыгодна городскому чиновничеству. Ведь чем чаще дороги приходят в негодность, тем больше их приходится чинить за счет города, позволяя бюрократам получать откаты и взятки на подрядах. Что при этом городская казна страдает и деньги на нужные людям проекты кончаются, чиновника не волнует. Потому Иванова – пинком под зад. (Практически полностью описываю мытарства астраханской компании "Лаверна" с ее сверхстойкими бетоном и асфальтом).

Но горожанам Новосибирска такие технологии как раз и нужны: чтобы город мог и медицину финансировать, и детские сады строить, и пенсионерам бесплатный проезд в городском транспорте обеспечивать, и пособия достойные на детей выплачивать! Потому при той системе власти, что мы описали, Иванов моментально найдет горячий прием.

Город станет жадным потребителем инноваций, которые рождаются и в Академгородке, и в Академпарке, и во всей стране! Новых технологий, что буквально сразу станут экономить деньги и позволят Новосибирску даже при нынешнем бюджете делать гораздо больше.

Приведу еще один пример, из жизни, пускай и не новосибирской.

Евгений Капранов, член-корреспондент Академии инженерных наук и бывший вице-губернатор Магаданской области, — реальный инноватор в области альтернативной энергетики. …в бытность свою вице-губернатором, построил в 2000 году комбинированную (теплонасос + дизель-генератор) теплонасосную станцию в посёлке Клёпка, причём вопреки желанию тогдашнего губернатора Цветкова (вот для этого и нужна президентская рука). Стоимость тепла снизилась в 13 раз, станция окупила себя за четыре месяца отопительного сезона, сэкономив 600 тонн топлива. Затем Капранов в сотрудничестве с канадскими производителями, предложил за их счёт построить в Магадане ( на базе очистных сооружений) теплонасосную станцию на 35 гигакалорий мощности. Она могла бы сделать ненужным ежегодный завоз в регион 75 000 тонн угля на ТЭЦ. После этого Капранову намекнули, что его могут устранить физически, ибо на завозе кормится своя стая чиновников и чем больше сжигается мазута и угля, тем больше откаты от госзаказов из бюджетных денег. На этом всё и закончилось.

С помощью канадского капитала Е.Капранов договорился с тверским губернатором о строительстве теплонасосной станции в его области. Канадцы (с участием, помимо всех прочих, госкорпорации этой страны по продвижению продукции канадского машиностроения на внешних рынках) согласились профинансировать строительство. Но с одним условием: М.Горбачев, как популярная в мире фигура, должен выступить с хорошими словами по поводу канадского оборудования на одном из международных форумов. Договорились, что в Калгари. Но М.С. эту встречу сорвал. Вся схема рассыпалась. Е.Капранов пробовал работать с помощью РСПП, собрал пул проверенных технологий, в том числе и повышения эффективности больших электростанций (снижение удельного расхода топлива на ТЭЦ на 15-20 процентов, утилизация остаточного тепла). К сожалению, и тут он стал биться о стену. Не помогла даже поддержка академиков РАН В.Фортова и А.Шейндлина. Не удалось внедрить новшества в "Мосэнерго".

А теперь представьте себе, что Евгений Капранов пришел работать в Новосибирск, где действует народная, наша власть. И город с готовностью принимает его новации, наплевав на всех чиновников. Наконец, и сам мэр Калашников-Кучеренко в таком городе не ворон считает, а реально обеспечивает развитие НСК-града с помощью новых технологий и полезных разработок.

Перед моими глазами – опыт еще "красного директора", владельца ЖБК-1 в Белгороде Юрия Селиванова. Как он поднял завод в условиях тотального развала после 1991 года, как увеличил число рабочих мест с трехсот до 4 тыс. за счет расширения производства? Задействовав потенциал рабочих и ИТР, авторов рациональных предложений и изобретений.

Он понял, что рабочему или инженеру с рацпредложением пойти некуда. Придет к мастеру – а тот скорчит недовольную рожу. Зачем что-то менять и улучшать? Если же рацпредложение (изобретение, инновация) и будет принята, мастер потребует вписать и его в авторы. А потом и начальник цеха потребует себя вписать в изобретатели тоже. В конце концов, самого автора – рабочего или ИТР – выкинут из списка авторов и все награды получит начальство. Все это на корню губит изобретательность работников.

Юрий Селиванов придумал иную систему. Во-первых, издал диктаторский приказ: за "замыливание" и удушение инноваций/рацпредложений любой начальник беспощадно увольняется. Во-вторых, создал "опричную" инстанцию, в которую, минуя начальство, может придти инноватор – хозрасчетное "Интеллект-Сервис-ЖБК-1". Маленькая эта структура получает 10 процентов от полученного экономического эффекта, а ее глава в любой момент получает доступ к руководству заводом. А потому – может каждый день сообщить о начальнике-саботажнике полезных инноваций.

И это начало работать! Завод постоянно получает выгоду и развивается, рационализаторы поощрены и работают. Начальство не может ничего "замылить" по самодурству или корыстным соображениям. (Ибо иной раз начальники внутри корпорации не хотят снижать издержки, ибо имеют откаты за счет закупок или затрат на тот же ремонт).

В общем, на уровне одного предприятия Юрий Селиванов построил некий гибрид из фордовской системы, научно-инновационной опричнины (Спецкомитета Берии при Совмине СССР) и Агентства передовых разработок – мечты Максима Калашникова.

А если применить принцип Селиванова во власти Новосибирска? Создать аналогичную структуру при мэрии? Вы представляете, каким может быть эффект для мегаполиса?

При этом, что найденные новации охотно принимаются и защищаются депутатами Советов.

Думаю, так Новосибирск не "хабом" станет, а русским городом Будущего…

(Продолжение следует)

в публикации использована картина Алексея Беляева-Гинтовта из проекта "Новоновосибирск"

источник: блог Максима Калашникова