Цивилизационный выбор: ключ к кооперации с Украиной остается в Москве - Партия Дела
Присоединиться

Технически восстановить кооперационные связи с Украиной действительно возможно, это даст взаимную выгоду нашим странам. Однако Россия говорит об этом не первый год, но не готова начать реализовывать свою промышленную политику. Без этого все слова остаются благими пожеланиями. При этом элиты наших стран давно разучились создавать крупные промышленные проекты.

Дело в том, что технически восстановление этих кооперационных связей действительно возможно. Честно говоря, это сейчас было бы самым разумным. Например, если в РФ авиационные конструкторские бюро фактически разгромлены, то на Украине КБ Антонова сохранилось. Это заслуга уже покойного Балабуева (Петр Балабуев, генеральный конструктор КБ Антонова в 1984–2005 годах), который сохранил бюро. В Запорожье есть предприятия с очень высокой культурой производства двигателей. Харьковский «Турбоатом» очень хорошо оборудован для производства продукции для атомных электростанций. Весь вопрос в том, что в РФ нет активной промышленной политики, она не может выступить организатором такого совместного развития, вот в чём беда. Если бы мы занялись этим сейчас, то Москва многие вопросы очень быстро могла бы перетянуть на свою сторону. Уже давно Запорожье и Харьков могли бы быть «завязаны» на Россию. Могли бы «Ан-70» уже не один год производить в России. Могли бы начать производить «Ан-148» и прекратить «суперджетовщину», прекратили бы эту комедию. Такие проекты, как «Суперджет» резко противоречат этой интеграционной логике.

Есть еще один момент — нельзя выстраивать такую кооперационную политику, если ты одновременно входишь в ВТО. Здесь нужна действительно своя активная промышленная политика, протекционизм, свои правила игры. А тут получается, что мы вступили в ВТО и еще пытаемся что-то свое делать — так не получается. Поэтому, я думаю, что все эти слова останутся только благими пожеланиями. Тем более, что подобные вещи уже звучали. Когда подписывались «Харьковские соглашения», Янукович тогда только пришел к власти, тоже говорили о совместных промышленных проектах, но делать это надо связно, последовательно, системно. Пока, к сожалению, этого не получается.

Наша правящая элита происходит от тех, кто разваливал страну для освоения советских богатств, а такие вещи лучше делать поодиночке, самостийно. Тот же «Суперджет» задумывался как самостийный проект, где Украины нет никаким боком. В верхах России есть люди, которые не заинтересованы в кооперации с Украиной. То же самое касается украинских «элит». Они уже давно ведут свою игру, которая не имеет ничего общего с интересами Украины. Они одержимы желанием войти в Европу, хотя их там тоже никто не ждёт. Украинская элита успешно занималась процессом деиндустриализации, и поворачивать процесс вспять, она, в общем, не умеет. Основная часть этой «элиты» уже утратила навыки организации крупных промышленных проектов — они тоже заняты сырьём — углём и продукцией примитивного передела.

Если Украина подпишет договор об ассоциации с ЕС, её промышленность, скорее всего, тихо умрёт. Зачем Европе самолёты, которые производит Украина, когда у них свои есть? А если почитать текст этого соглашения, то это игра в одни ворота, фактически Украина открывает свой рынок для Европы, а в обратном направлении этого не происходит. Все самостийники рисуют фантастические планы, но реальность будет совершенно другой — для Украины это будет дальнейшая деиндустриализация. Она будет заниматься поставкой удобрений, угля, зерна. А если украинские самостийники честно скажут, что «мы развалили СССР, чтобы войти в Евросоюз, где нас никто не ждёт» — это будет самоубийство для них, вот и они и продолжают играть в эту игру.

Но ключ к кооперации лежит в Москве. Нужно не декларации делать, а сначала дело, а потом уже озвучивать декларации. Создается, однако, впечатление, что Москве и собственная промышленность не очень нужна.

Источник: «Накануне. RU»