Как город Кольцово стал богатым и прогрессивным наукоградом - Партия Дела
Присоединиться

Кольцово сейчас по численности населения – одна семьдесят пятая соседнего Новосибирска. Годовой бюджет наукограда – 1,7 млрд рублей. У полуторамиллионного мегаполиса – 83 млрд. Но если умножить казну Кольцово на 75, то выйдет 127 млрд. В пересчёте на душу населения это в полтора раза больше. Да, наукоград живёт гораздо богаче, чем Новосибирск. И строится в нём по 4 квадратных метра жилья на одного жителя ежегодно, тогда как в России в целом сей показатель не дотягивает и до одного метра…

Попробуем проследить историю, механику и органику того, что произошло в Кольцово. Сие крайне важно для понимания, как мы должны поднимать страну в будущем, борясь с послевоенной депрессией, санкциями и последствиями более чем тридцатилетней деиндустриализации.

Итак, выборному мэру Кольцово удаётся неимоверными усилиями свой рабочий посёлок, что вокруг исследовательского биологического центра «Вектор», провести сквозь лихие 90-е. Он заботливо взращивает то созвездие частных фирм, иной раз – вчерашних научно-производственных кооперативов, что возникают в пору гибели СССР вокруг «Вектора». Помогает им чем может. Это сторицей вернётся потом, когда времена изменятся, а Кольцово станет наукоградом. Николай Григорьевич не искал личной выгоды и не набивал свой карман. Всё заработанное городом шло в дело, в развитие Кольцово. Его команда не сносила предприятий, чтобы нажиться на продаже земельных участков. Не выводила деньги в офшоры.

В 2003 году Кольцово обретает статус наукограда. В тот момент населения в нём 12 тысяч душ. А бюджет составляет ничтожные 12 миллионов рублей при долгах за оплату ЖКХ в 20 с гаком миллионов. Но команда Николая Красникова не плачет, а исповедует принцип: «Дайте нам статус наукограда и всего один рубль из бюджета, а остальное мы заработаем сами».

За минувшие двадцать лет замысел по развитию города удался. Каким же образом? На большие налоговые поступления город рассчитывать не мог. По закону местное самоуправление в стране имеет право лишь на часть подоходного налога и на подати за имущество и земельные участки. Первоначально мэр надеялся, что Кольцово, как наукоград, сможет рассчитывать на возврат до половины тех податей, что собираются на его территории. И первоначально такой механизм действовал: до 2006-го Новосибирская область действительно отдавала Кольцово 5-7% того, что фискальные органы собирали в его границах. Но когда налоговые поступления стали расти, регион отобрал у наукограда это право.

Потому у команды Красникова оставался один путь – прежде всего развивать частное предпринимательство и производство в городе. Как можно больше привлекать сюда энергичных, дельных людей, способных развивать предприятия и платить тот самый подоходный налог. Так и поступили. И в этом мэр напоминает мне первых курфюрстов Пруссии, которые, не имея в активе ничего, кроме песчанистых почв, поощряли переселение к себе промышленников, негоциантов, искусных мастеров со всей Европы. В Пруссию конца XVII столетия ехали не только немцы, но и чехи, французы-гугеноты, иудеи.

В Кольцово стало развиваться «созвездие» биотехнологических компаний. Всех и не перечислить. В 2011-м начинается строительство Биотехнопарка в Кольцово, решение о создании коего годом ранее принимает губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский. Возводятся и промышленные корпуса компании «СФМ-фарм». Это Сибирский центр электронно-лучевой обработки. Первый за Уралом специализированный центр стерилизации всего, что только можно, а также модификации материалов и обработки растительного сырья.

Сегодня в Кольцово приводят в пример и компанию «Вектор-Бест». Это одна из мировых величин по части разработки, производства и внедрения технологических решений лабораторной диагностики заболеваний человека и животных. Это генетический ПЦР-анализ, например, обширная линия клинической биохимии. Компания мощно поднимается, усиливается на производстве систем быстрой диагностики в пору охватившей мир «короны».

А вот компания «Ангиолайн». Она придумывает и производит полимерные трубки для хирургии. Например, стенты для операций на сердце и сосудах – отличная замена дорогого импорта.

Сегодня Биотехнополис вовсю развивается. Рядом с ним возникла кузница юных кадров – лицей «Технополис», где дети совмещают школьные занятия с работой в технопарке. А тут вам – и биотех, и роботика, и беспилотные летательные аппараты, и модели «умных домов», и «интернет вещей». Примечательная деталь: нынче город за свой счёт платит стипендии аспирантам в государственном центре «Вектор», мудро считая, что чем больше талантливых и мозговитых людей останется здесь трудиться, тем лучше для Кольцово. Тем более вероятно, что молодые затем станут основателями новых научно-производственных фирм. А те в свою очередь умножат силу и процветание наукограда.

Здесь работает классическая схема, известная по истории Кремниевой долины в США. Вокруг крупного государственного научно-исследовательско-производственного центра (здесь – вирусологического «Вектора») растёт целый мир амбициозных высокотехнологичных компаний. Биофармацевтический кластер. Потому что, как свидетельствует опыт и Америки, и Советского Союза, в больших государственных структурах создают потенциально прорывные разработки, однако доводить их до состояния коммерчески выгодной «конфетки» не умеют. Для сего требуются не скованные бюрократией частные научно-технические компании, основанные чаще всего самими разработчиками, проводившими исследования на государственные ассигнования. Умная власть это разрешает, ибо никто не сможет развить ту или иную технологию лучше, чем тот, кто её и создал. Слишком часто в СССР бюрократы просто складывали потенциальные прорывы в пыльные ящики, а технологии на их основе развивались на Западе, а не у нас.

Николай Красников терпеливо сеет семена грядущего. В планах – создать и промышленный парк совместно с Академгородком. По образу и подобию того, что развивается в Дубне. Дать жизнь наукоёмкой индустрии. Впрочем, только ли ей? Ещё в 2010-м начинается модернизация вошедшего в состав наукограда птицеплемзавода холдинга «Октябрьский». Уж не знаю, каким чутьём команда мэра предвидела, что в 2022-м задуют студёные ветры санкций, и стране придётся столкнуться с тем, что иностранцы откажутся поставлять в Россию племенных кур. Что надо своих разводить.

В такой дальновидности тоже нет ничего удивительного. Кольцово – город под властью не пустоголовых чиновников, не вчерашних «авторитетов» 90-х (золотые цепи на бычьих шеях), а русско-советских интеллигентов. Сам-то Николай Красников – математик, питомец мехмата Новосибирского университета, инженер и многолетний сотрудник «Вектора», автор научных работ в сфере математического моделирования и теории вероятностей. А глава городского Совета депутатов рабочего посёлка/наукограда –академик РАН Сергей Нетёсов, биолог. И рабочие тут – рабочие именно из грядущего, из Шестого технологического уклада. Они-то и смогли пронести сквозь смуту и деградацию лучшие достижения Советского Союза. И думают они о промышленности Будущего. Команда Красникова напоминает Академию из романа Азимова. Она обретала силу среди обломков прежней империи, развивая прорывные технологии – более эффективные и компактные, нежели старые.

Примечательная деталь: поскольку мэр Кольцово в отличных отношениях с компаниями, работающими в его городе, он привлекает их к благоустройству. И к социальным программам. Они охотно на это идут: ведь самим же приятно жить в удобной городской среде. То тут городу помогут, то там. И, как рассказал нам сам Николай Григорьевич, иной раз взамен просят установить памятную табличку. Скажем, «Подъёмник в парке установлен на средства таких-то фирм». Шутки шутками, а за счёт таких источников в год удаётся привлечь средства, сопоставимые примерно с десятой частью бюджета наукограда.