Об опыте стахановского движения
Что ж, настало время хотя бы в главных чертах изучить уникальный опыт сталинской «экономики чуда»: стахановского движения. Оно отнюдь не сводилось к потогонной системе «нарубить как можно больше угля». Берите выше: предпринималась попытка создать нового человека, всё больше стирая грань между физическим и умственным трудом; умного творца, применяющего самые высшие формы труда: научно организованного, направленного на снижение издержек и рост производительности труда. С высокой же культурой производства и участием труженика в судьбе предприятия. Создавался мощный источник пополнения слоя управленцев, штурманов исторической Победы. Причём стахановство сращивалось с движением изобретателей и рационализаторов.
Как это начиналось? И почему замысел удался лишь частично? И почему нам придётся использовать оную социальную технологию?
Свидетельство из 1985 года
Как вспоминал тогдашний глава Госкомтруда СССР, выдающийся русско-советский строитель Юрий Баталин (1927-2013 гг.), в 1985-м случилось ему принимать делегацию из Японии. На тот момент – страны поразительно динамического развития, средоточия самых современных производств, которая буквально дышала в спину СССР, оспаривая у него второе место в мире по силе экономики. Приехал тогда к нам председатель верхней палаты парламента господин Сакато.
Он тогда сказал Ю. Баталину: «Мы ввели систему поощрений за рацпредложения. Взяли её, кстати, из вашего движения рационализаторов и изобретателей, полностью его скопировав. Начали развивать – стали появляться свои, японские особенности и формы. Найдено было много нового, учитывающего специфику управления в Японии и национальные черты характера…» (Цитирую по воспоминаниям самого Юрия Петровича).
Двумя годами раньше, в серии репортажей Владимира Цветова с предприятий «Мацусита Дэнки», показанных по телевидению СССР, мы могли видеть рабочие кружки качества, где члены оных носили значки «Вверх 10». То есть, они добивались роста производительности труда на 10% ежегодно.
Но если открыть журнал «Техника-молодёжи» за январь 1936 года, то можно увидеть истоки этого не просто движения, а удивительной социальной инженерии. Тот номер журнала целиком посвящён движению стахановцев. И написан отнюдь не суконным языком брежневских времён. Теперь мы понимаем, что стахановское движение годно даже для несоциалистических экономик.
И не нужно страдать комплексом национальной неполноценности. Тот же Сакато в беседах с Баталиным откровенничал: «Послевоенное изучение трудов представителей разных экономических школ показало, что наиболее цельная концепция экономического развития принадлежит всё-таки К. Марксу. Мысли основоположника марксизма о человеке, как об основной производительной силе и о становлении науки в качестве самостоятельной производительной силы легли в основу японских концепций экономического развития». (Юрий Баталин. «ЮП», тематический номер журнала «Россиянин» — #5-6, 1996 г., стр. 206).
Сакато тогда говорил, что Япония, поднимаясь после поражения, стремилась побудить японцев постоянно поднимать свой культурный, образовательный и научный уровень. Ибо это ведёт к ускорению научно-технического прогресса, повышает благосостояние граждан и увеличивает «бюджет свободного времени» для работы людей над собой. Как этого добиться? Немного поднявшись из руин после Корейской войны 1950-1953 годов, Япония сделала ставку на использование передовых научно-технических достижений. Но уровень фундаментальных и прикладных научных исследований сильно отставал от такового в США и Западной Европе. И тогда накопления были пущены на покупку патентов и лицензий, которые быстро пускали в дело и тем самым увеличивали японские капиталы. Дополняя все это своим вариантом стахановско-рационализаторского движения, заимствованного творчески у Советского Союза.
Ресурсы увеличивались – и японцы стали вкладывать больше в развитие фундаментальных исследований. Но, поскольку они понимали, что развитие науки по всему фронту способны вести лишь США и СССР, то сосредоточились японцы на тех направлениях, которые позволяли воспользоваться чертами их национального характера. Превратив их в мощное оружие для успешной конкуренции. То есть, японские усидчивость, прилежание, внимательность, дисциплинированность и стремление повысить свой профессиональный уровень. Потому выбрали развитие электроники и производство недорогих автомобилей высокого качества. На сие наслоили систему пожизненного найма рабочих. С оплатой труда по стажу и конкретному вкладу (снова привет cтахановскому движению Сталина) в производство. Сакато объяснял в 1985-м:
«Мы пришли к выводу, что оценка труда должна быть непрямолинейной. Что такое прямолинейно? Сделал десять штук чего-то, получи за десять, сделал 15 – получи за пятнадцать. А у нас – иначе. Если человек знает, что при пожизненном найме его будущее обеспечено, то он спокойно работает и старается максимально выложиться. Изменение отношения к труду, возможность проявлять инициативу и творческий характер труда дают огромный эффект. Это тоже оплата по труду, но другого характера…»
И тут японец напоминал, как они заимствовали идеи cтахановского и рационализаторского движения СССР времён Сталина. Вопреки мнению левацких догматиков, японцы успешно применили гениальную находку советской социальной инженерии в своей отнюдь не социалистической, капиталистической экономике. (А вернее – в экономике смешанной, где частные сектор и инициатива отлично совместились с вполне социалистическим планированием). И хотя японцы сами не смогли до конца выдержать оную логику (смотрим на кризис 1991 года и долгий японский застой после), хотя у них всё привело к страшному демографическому кризису и духовному опустошению населения, сегодня их путь во многом успешно повторяет Китай.
У нас же со смертью Сталина в 1953-м началось угасание cтахановского движения. Выхолащивание его. Вплоть до того, что от самого его имени отказались. Не являюсь сторонником полного копирования сталинской модели (ибо она оказалась внутренне неустойчивой и сама породила своих могильщиков, номенклатуру), но вижу, какие гениальные находки той модели можно творчески использовать сегодня.
Ещё недавно в РФ царили совершенно иные настроения. Мы безнадёжно отстали, мы ничего не можем производить, кроме сырья, мы всегда проиграем китайцам, европейцам и американцам. Мы навсегда отстали и даже пробовать рвануть вперёд не надо. Всё в мире производится, все места на рынке заняты. А у нас что ни делай – «Жигули» выходят. Да у нас наука ещё в СССР скончалась. И вообще – у русских руки-крюки, и растут они не оттуда…
« – А я хотел бы поработать в Америке простым рабочим, – сказал Зайцев. – Мы любим всех учить, а в нас самих ещё много отсталости, только слава что инженеры… Мне орден не за хорошую работу дадут. За порыв, за выдумку. Этим у нас все богаты. Такое иногда выдумаем, что весь мир ахнет. А вот изо дня в день, минута в минуту, одно и то же, сегодня, как вчера, это мы ещё слабы, не привыкли…»
Вы думаете, те строчки, что выше, написаны сегодня? Нет, это отрывок из детектива «Голубой ангел» Льва Овалова, увидевшего свет на страницах журнала «Огонёк» в начале 1941 года. Ещё до Великой Отечественной войны. Уже тогда начиналась гнильца. Так что рассуждения о том, что в массовом производстве русские неконкурентоспособны, отнюдь не новы. То, что «конвейер» надо отдать китайцам с корейцами, а самим стать главными мировыми придумщиками, – это не более чем современная вариация. Нашедшая пик в высказывании одного из высокопоставленных членов РСПП в начале 2000-х: «Да зачем нам новая индустриализация? Наше место в мировом разделении труда – других ресурсами снабжать».
Но вернёмся к истоку и внимательно вчитаемся в речь Иосифа Сталина на первом Всесоюзном совещании стахановцев 17 ноября 1935 года.
Продолжение следует…