О «практических мечтателях» 1920-го
Весной 1920 года страна вела тяжёлую войну с поляками и Врангелем, что пытался наступать из Крыма. На заседании комиссии ГОЭЛРО Глеб Кржижановский сообщает о состоявшемся заседании президиума ВСНХ (Высшего совета народного хозяйства). Оказывается, там предлагают завезти в Советскую Россию гастарбайтеров: 50 тысяч квалифицированных рабочих и техников из Германии. Вроде логично: у немцев в Веймарской республике – страшный кризис. Работы нет. Промышленность не разрушена, но инфляция жуткая. Булочка в миллиард марок обходится. Работы нет. А нам не хватает грамотных работников. ВСНХ предлагает создать из немецких рабочих да техников «ударные группы» и распределить по как можно большему числу предприятий. Не ставя их, однако, в привилегированное положение с русскими коллегами.
Но Кржижановский взбешён. А что, надо всё время немцам в рот глядеть? У нас своих рабочих и техников нет? Глава комиссии ГОЭЛРО связывается с профсоюзом строительных рабочих Богдановым. Происходит встреча с большой группой инженеров-строителей. Ищет их поддержки плану электрификации. И находит её!
24 апреля 1920-го докладывает сельскохозяйственная секция ГОЭЛРО. Сообщение «Обзор сельского хозяйства в Западной Сибири и возможность его электрификации» делает А. Успенский.
8 мая… Инженер Август Вельнер докладывает о водных силах Ангары. Указывает на удачное расположение села Братское. Ибо выше него по течению – озеро Байкал, ниже – связь с Восточной Сибирью и Енисей с его колоссальными возможностями. Там и железная дорога, и уголь, и железо, и золото. Есть возможность соорудить несколько мощных станций, энергии хватит на все задумки.
Тут творцы ГОЭЛРО заглянули в 1961-1966 годы. Именно тогда вошла в строй Братская ГЭС и стал развиваться модный Братско-Усть-Илимский ТПК, территориально-производственный комплекс. Лесопромышленность и производство алюминия. Вот что примечательно: в 1920 году всё это казалось такой же фантастикой, как сегодня – поселения на Марсе.
«Мечтатели с упоением считали сотни тысяч, миллионы киловатт, оперировали миллионами золотых рублей, миллионами бочек цемента, миллионами пудов железа… Ничего этого у молодой республики не было и в помине, но Глеб Максимилианович не гасил энтузиазма.
— Мечтайте! Мечтайте! Проектируйте! Не построим сегодня – построим завтра…» (В. Карцев, указ. соч., с.278).
На глазах рождался каркас будущего Советского Союза. 22 мая 1920 г. комиссия ГОЭЛРО слушает доклад группы Северо-Западного промышленного района. Она доказывает: электрификация позволит развернуть здесь мощную химическую промышленность и производство алюминия. Благо, в Тихвинском районе есть залежи бокситов. А ещё – серного колчедана, нужного для выработки серной кислоты. Тут же – возможность развить торговое судоходство на судах отечественной постройки с базой в Мурманске. Каковой должен стать и одним из центров судостроения.
Досье: Совтором этого доклада стал Александр Горев – выдающийся наш электротехник и лауреат Сталинской премии. Выпускник питерского Политехнического, он трудился в нём и с 1919 года стал профессором института. После разработки плана ГОЭЛРО работал в Госплане СССР и в Главэлектро – отраслевой структуре Высшего совета народного хозяйства. Вторым соавтором плана развития Северо-Запада и Мурманска стал еще один из разработчиков плана ГОЭЛРО — Адольф Селестинович Шварц. Швейцарский инженер, ведущий инженер компании «Браун-Бовери» с 1915 года, работавший на заводе «Вольта» в Ревеле в Таллине. В общем, он был практик из практиков.
«Здесь выпускали динамо-машины, электродвигатели, выполнялись электромонтажные работы. При активном участии А.С. Шварца были разработаны жизненно необходимые русскому флоту проекты турбогенераторов и даже получены первые поковки роторов. Однако в 1917 году фронт приблизился к городу, и завод «Вольта» срочно эвакуировали на Урал. Шварц с супругой переехали в Петроград. Пока решался вопрос, где же делать турбогенераторы, Шварц поступил на службу в правление фирмы «Сименс-Шуккерт».
С началом 1919 года А.С. Шварца пригласили техническим директором на завод динамо-машин фирмы «Сименс-Шуккерт». На этот момент Адольф Селистинович был единственным в СССР специалистом с опытом работы на крупном электромашиностроительном производстве. Его стараниями завод быстро обогатился квалифицированными кадрами, была создана передовая по меркам своего времени технология. В 1922 году завод «Сименс-Шуккерт» переименовали в «Электросилу».
Его усилиями в начале 1920-х годов на заводе был создан высококвалифицированный инженерный коллектив и научно-исследовательская база. Это позволило поднять производство на более высокий уровень и выполнить заказ по созданию первых советских гидрогенераторов для Волховской ГЭС, а затем, в 1928 году, генераторов для Днепровской ГЭС, по ряду показателей превосходивших американские аналоги. Именно благодаря настойчивости Шварца ему и его сотрудникам удалось одержать эту крупную победу. «Электросиле» было поручено изготовление четырёх гидрогенераторов для Волховской ГЭС…
Большая заслуга принадлежит А.С. Шварцу в создании машин для металлургии. Под его руководством и при непосредственном участии на «Электросиле» были разработаны машины для первого советского блюминга.
В самом начале 1930 года Адольфа Шварца арестовали. Ареста этого, вероятно, ждали. Его содержали в тюрьме «Кресты», и его супруга Эрна Юльевна регулярно носила передачи на Арсенальную набережную. Адольф Селистинович был человеком немногословным и терпеливым, с острым умом, формулировавшим логически безукоризненные, математически выверенные построения. На допросах все обвинения он категорически отрицал и ничего не подписывал. По всей видимости, это его и спасло, последним аргументом инженера стала большая хрустальная чернильница, которую он схватил со стола и запустил в голову следователя – удивительно, но Шварца выпустили.
В 1937 году А.С. Шварца снова арестовали и вновь освободили, в значительной мере благодаря подписанной Серго Орджоникидзе справке, которая характеризовала заключённого «как лучшего советского инженера». Адольфу Селистиновичу, сохранившему гражданство Швейцарии, разрешили покинуть СССР и даже выделили железнодорожный контейнер для имущества. Через Эстонию семья Шварц вернулась на родину. В Советскую Россию один из основателей отечественного энергетического машиностроения никогда не возвращался — до самой своей смерти…», — пишут о нём на официальном сайте «Силовых машин» в разделе «Истории машиностроения».
Горько это читать? Да, не скрою. По-свински поступили. «Отблагодарили» человека – благодаря бесконтрольно лютовавшим искателям «врагов народа». А ведь мог сей инженер и до смерти своей трудиться на благо СССР…
Да, всё-таки интересные «практические мечтатели» собрались в 1920-м в комиссии Кржижановского! А главное – во что затем реально вылились их грёзы! В совершенно материальный технологический суверенитет Советского Союза…