О смысле русской жизни
Даже если некоторые из нас формально атеисты, то и они Делу своему Отечеству служат истово, как пламенные верующие. Мы даже создали особый феномен, своего рода «техноцерковь». Считая, что одухотворённые новые технологии и прорывные изобретения помогут нам и самим выжить, и повергнуть наземь мировое зло.
Поясним, о чём идёт речь. В Советском Союзе, после Большого взрыва в виде форсированной индустриализации, превращения отличного образования в доступное для самых широких масс и подъёма ввысь огромной массы прежде «низового» населения, народился целый отряд общества, каковой условно назовём «техноцерковью». То есть людей (в основном – научно-технической интеллигенции, но попадали в сей разряд и рабочие), свято веривших в то, что наука, техника и производство – могучие силы, способные буквально создать рай на земле. Решить застарелые проклятые проблемы. Обеспечить стране историческую победу в цивилизационной схватке. Такие люди читали не Священное Писание, а прекрасные научные и научно-популярные журналы. Такие как «Техника – молодёжи» (особенно когда его возглавлял легендарный Василий Захарченко), «Наука и жизнь», «Знание – сила», «Химия и жизнь». Добавим сюда и великолепные альманахи «Эврика!» и одноимённую серию книг издательства «Молодая гвардия». И телепередачу «Очевидное – невероятное». И студии научно-популярных фильмов в СССР. Все они звали в великое грядущее и показывали его лики, прославляли смелых изобретателей, творцов в науке и технике. Считали науку величайшей производительной силой и недолюбливали советскую партхозноменклатуру, тормозившую возможности прорыва. При всей внешней атеистичности под оболочкой советского «технаря» крылся всё тот же неистовый протопоп Аввакум.
Такие «техноцерковники» подвижнически изобретали и трудились: в новосибирском Академгородке и научно-исследовательских институтах, академических и прикладных. На предприятиях высокотехнологичной индустрии, в самых разнообразных КБ и центрах научно-технического творчества молодёжи. А подчас – и в негосударственных, «подвальных» лабораториях и конструкторских бюро «самодельщиков».
Конечно, у такой «техноцеркви» не успели сложиться оргструктуры, не появилось своего «патриарха» и «епископов». Но пантеон «святых» возник. И там мы видим и русских: Константина Циолковского, Сергея Королёва, Петра Капицу, Игоря Курчатова, и евреев: ядерного академика Герша Будкера или открывателя феномена электровзрыва Льва Юткина. Грузина, ракетчика Александра Надирадзе и итальянца авиаконструктора-визионера Роберта Бартини.
Увы, в СССР могучую энергию такой «техноцеркви» полностью задействовать не смогли. А затем по такому отряду общества буквально косой прошлись горбачёвщина и последующий развал СССР. Как, впрочем, и торжество сырьевого мародёрства и деиндустриализации в 1990‑е.
Часть «техноцерковников» обманулась и пошла за «реформаторами», но в итоге лишилась и среды своей деятельности, и средств к существованию. Так и не получив возможности осуществить изобретения и передовые разработки. Остальных просто душили нищетой и безработицей. Погибли великие журналы и студии научно-популярных фильмов. Относится к сему отряду общества и автор сих строк, считая «техноцерковь» одним из ликов русского кода. Нас не добили. От времён СССР остались ценнейшие кадры. Возьмите хоть главу Института ядерной физики (ИЯФ) СО РАН академика Павла Логачева (1965 года рождения). Сын простых медиков из кемеровской глубинки, он в 1980 году, как одарённый школьник, стал учеником физико-математической школы в Новосибирске и впервые пришёл в ИЯФ тогда же. А после окончания Новосибирского госуниверситета трудился в этом центре отечественной атомной науки. Трудами и его предшественника, и его самого ИЯФ смог сохраниться даже в условиях мизерных бюджетных ассигнований в 1991–2020 годах, не потеряв уникальную производственно-технологическую базу и выжив за счёт участия в международных проектах. А если взять моего ровесника Алексея Вуля, дончанина и строителя дизелей, опережающих по характеристикам иностранные? Он сам зарабатывает на своё КБ.
Есть и новые энтузиасты, уже из тех, кто родился или формировался после гибели СССР. Для меня олицетворением их выступают глава конструкторов беспилотника-носителя малых дронов Пётр Кривохижин и Вадим Жернов, директор частного КБ «Око», делающего максимально удешевлённые БПЛА ближнего и дальнего действия. В условиях полного отсутствия казённого финансирования, на кооперации с другими подвижниками и на сборе народных средств. Так возрождается наше племя. А если в РФ начнётся последовательная индустриализация, то рать энтузиастов науки и техники опять вырастет и окрепнет.
И в час суровый и решительный такие «техноцерковники» станут плечом к плечу с верующими.
Такова русскость, с точки зрения меня, грешного…