Воображение антикоммуниста Гриневецкого  - Партия Дела
Присоединиться

Как увлекательно изучать материалы работы комиссии ГОЭЛРО двадцатого года! Поразительная целеустремлённость, триумф воли и свободы инженерной мысли.
В собрании совершенно не чиновничьем, а сугубо технократически-инженерном в дело шло всё. Есть труд ректора Московского технлогического института, профессора Василий Гриневецкого «Послевоенные перспективы русской промышленности», изданная впервые в Харькове в 1919? Берём из неё добротный статистический материал и приоритет – «осевую политику» в виде восстановления транспорта. Это позволит поднять основу экономики – промышленность, сельское хозяйство и финансы. (В РСФСР книгу издадут ещё раз 0 в 1922-м). При этом отметим: Василий Гриневецкий – не экономист, а учёный и инженер. Он – светило в области теплотехники, тепловозостроения и основатель школы разработки русских двигателей внутреннего сгорания.

Василий Гриневецкий (1871-1919 гг.) чётко заявляет: нужна электрификация России, причём рисует аналог ГОЭЛРО – сеть силовых станций в промышленных районах, работающих на местных топливных и водных ресурсах. Немудрено, что комиссия использовала в работе книгу профессора. Расходясь с ним в одном: он считал, что для электрификации нужно привлекать и зарубежный капитал (инвестров), и концессии создавать. (Гриневецкий был убеждён, что лучше отказаться от коммунистических лозунгов и строить в стране буржуазную республику). Но, отбросив такую идеологическую подоплёку, «гоэлровцы» брали другие мысли гениального автора. Не нужно следовать его мыслям об отказе от восьмичасового рабочего дня (и его увеличении) – но идею передового технического оснащения предприятий и создания системы подготовки отличных кадров – поднимаем на щит. Профессор, не принявший новую власть, оставался пламенным патриотом. Он писал: «Наше будущее, как бы ни были тяжелы ближайшие политические условия, всё же остаётся в наших руках. Но для того, чтобы можно было реализовать благоприятные возможности, нужен гораздо более интенсивный труд, нужно больше творчества в сфере промышленности и предпринимательства, нужно больше общественной деловитости и энергии, нужна твёрдая вера в национальные силы…»

Именно эта книга, увидев свет в 1919-м, подтолкнула В. Ленина к идее создания плана грядущего России – и он поделился идеей с Кржижановским. Так, антисоветчик Гриневецкий – о, ирония истории! – дал толчок созданию проекта ГОЭЛРО.

Гриневецкого унёс сыпной тиф в страшном 1919-м. Но дело его не пропало. Не только его идеи легли в основу ГОЭЛРО, но и в основу советского моторостроения. Одни его ученики Стечкин и Брилинг чего стоят! А ещё ученики вольнодумного профессора стали основой советской школы теплотехники. Тот же Рамзин с его прямоточными котлами…

Книга баллода, утопия и мечта – могучие производительные силы

Знаете ли вы, что при разработке плана ГОЭЛРО вовсю использовалась умозрительная книга уроженца Латвии и одного из основателей немецкой социал-демократии Карла Баллода «Государство будущего», изданная в Германии в 1898-м? Она описывает мирный переход Второго рейха к социализму и плановому хозяйству – не с насильственной экспроприацией, а с выкупом средств производства у частников (плата вносилась в рассрочку) и в союзе с христианскими церквями. И Ульянов-Ленин, и сам Кржижановский сей труд внимательно читали и высоко ценили.

К. Баллод (1864-1931 гг.) описывал всё-таки смешанную экономику: «Мы поставим государству гораздо более ограниченную задачу: оно обязано заботиться о производстве необходимых предметов потребления, одежды, питательных продуктов и строительных материалов, о государственных зданиях и средствах сообщения. Производство предметов роскоши, мебели, постройку частных жилищ, садоводство и огородничество, домоводство, книгоиздательство и печатание газет оно может без всякого ущерба предоставить частной инициативе…»

Чем-то сие смахивает на нынешнюю китайскую модель. Баллод, ратуя за пенсионную систему, всеобщее образование и вполне частнокапиталистические выплаты вознаграждения изобретателям и конструкторам-новаторам, говорит о высокопроизводительном сельском хозяйстве – механизированном, с обильными удобрениями и передовой агрономией. Процитирую по русскому изданию 1906 года:

«Обработка земли можетъ производиться при помощи электричества, и для этой цѣли слѣдовало бы устроить на каждыя десять хозяйствъ предположенныхъ нами размѣровъ центральную электрическую станцію, которая доставляла бы движущую силу для молотилокъ, соломорѣзокъ, центрофугъ-сепараторовъ и т. п., а также электрическое освѣщеніе…»

Баллод говорит об электрических плугах и многоцелевых агромашинах будущего. Фактически – о комбайнах. Электрические машины обеспечивают и нужное орошение полей. Он предвидит широкую автоматизацию животноводства и доильные автоматы. Новейшая техника и наука у него – могучая производительная сила.
В индустрии К.Баллод рекомендует обязать глав социалистических предприятий раз в 10 лет обновлять оборудование оных за счёт государственных вложений, при этом давая им средства на новации, внедрение изобретений и опытные работы (обеспечение научно-технического прогресса). В чём-то он предвосхищает некоторые черты сталинской модели развития. (Обратите внимание на его стимул для простых работников: чем лучше работаешь – тем быстрее уходишь на хорошую пенсию. Этого в СССР не было, а вот фонд директора предприятия сталинской поры тут отчётливо виден).

«Прежде всего, слѣдуетъ упростить административный механизмъ, чтобы не приходилось изъ-за каждаго гвоздика, который надо вбить въ стѣну, испрашивать особаго разрѣшенія подлежащаго начальства; наоборотъ, управляющій заводомъ или фабрикой долженъ получить на нѣсколько лѣтъ впередъ довольно значительный фондъ, которымъ онъ можетъ распоряжаться по собственному усмотрѣнію, и за который онъ, конечно, отвѣтственъ. Само собой разумѣется, что за исполненіе, превосходящее установленныя напередъ требованія, слѣдуетъ назначить особыя преміи. А что касается рабочихъ, то они едва ли станутъ лѣниться, когда будутъ опредѣленно знать, какой минимумъ средней работы они должны совершить въ данной отрасли производства для того, чтобы заслужить право на государственную пенсію; совсѣмъ напротивъ — они будутъ стараться производить по возможности больше, такъ какъ такимъ путемъ могутъ значительно сократить себѣ срокъ обязательной работы. Тогда сравненіе соціальнаго государства съ рабовладѣльческимъ не выдерживало бы никакой критики; трудоспособность раба незначительна, во-первыхъ, потому что его обыкновенно плохо кормятъ, а во-вторыхъ и главнымъ образомъ потому, что никакой, даже самый напряжённый, трудъ — рабъ это знаетъ — не поможетъ ему, а послужитъ только на пользу рабовладѣльца, и что рабъ остаётся таковымъ на всю жизнь. Всѣ выгоды, якобы свойственныя современной системѣ свободной конкурренціи, крайнее развитіе индивидуальныхъ силъ, легко удастся сохранить и въ соціальномъ государствѣ, если только создать мало-мальски разумныя условія его строя; зато всѣ недостатки и дурныя стороны современнаго строя, необезпеченность и скудость доходовъ неимущихъ классовъ, могли бы быть устранены…»

Удивительно, как Баллод предлагает объединить хлебные, молочные и мясные лавки, создав аналог советских «Гастрономов». Скрупулёзно считает: сколько нужно работников в каждой отрасли при условии технологического рывка в развитии, электрификации и механизации. Его новая урбанизация: постепенное исчезновение привычной деревни и скученных городов – и формирование системы удобных и здоровых вилл. (Это очень напоминает мою мечту о футурополисах, усадебных городах-садах). Всё это стоит на мощной сети современных железных дорог и не только…

«Помимо собственно желѣзнодорожныхъ путей во всѣхъ городахъ и поселеніяхъ должны быть проведены электрическія трамвайныя дороги. Мы считали, что каждая семья получитъ участокъ земли въ ¼ гектара для постройки на немъ собственнаго дома и устройства сада. Ради большаго удобства проведенія дорогъ, слѣдовало бы отмежевывать четырёхугольные участки, напримѣръ въ 25 метровъ ширины вдоль улицы и 100 метровъ длины. Для разселенія всѣхъ жителей въ такихъ колоніяхъ потребуется 10–12 милліоновъ участковъ; дороги и улицы расположатся въ этомъ случаѣ на протяженіи 120.000–150.000 километровъ. Если каждыя 10–12 минутъ будетъ ходить электрическій трамвай, т.-е. если по всѣмъ путямъ 100 разъ въ сутки будутъ проходить трамваи, со скоростью 25 километровъ въ часъ, причемъ для движенія вагона требуется 10 лошад. силъ, то въ годъ надо будетъ израсходовать 2,16 милліона тоннъ каменнаго угля, такъ какъ на 600.000 часовъ работы десятисильнаго трамвая ежедневно потребуется 6.000 тоннъ угля (по 1 клгр. на 1 часъ и 1 силу). Конечно, разбивка и заселеніе виллъ, должно быть, будетъ совершаться только постепенно. Нельзя ожидать, что города и деревни совершенно исчезнутъ; но съ другой стороны несомнѣнно, что въ будущемъ города будутъ оттѣснены на задній планъ сельскими поселеніями. Во всякомъ случаѣ необходимо будетъ сохранить центральные пункты, гдѣ сосредоточится управленіе и будутъ основаны высшія школы, музеи, театры и т. п. учрежденія. Надо думать, что состоятельныя лица по прежнему станутъ проводить зиму въ городахъ, а лѣтомъ будутъ разъѣзжаться на дачи. И обыкновенные рабочіе со временемъ тоже будутъ имѣть возможность воспользоваться такой роскошью, какъ обладаніе двумя квартирами, городскою и деревенской, если у нихъ явится охота затрачивать на это трудъ…»

Высчитав, что для социализма в Германии 1890-х требуется общая мощность машин в 3 миллиона лошадиных сил (и чуть менее шести миллионов рабочих вместо 16,4 млн по переписи 1895-го), К.Баллод надеется на электрификацию:

«Въ общей сложности весь расходъ угля составитъ 49,2 + 4 = 53,2 милліона тоннъ. Между тѣмъ для движенія фабрично-заводскихъ машинъ слѣдовало и можно было бы воспользоваться преимущественно водяной силой. Для этой цѣли у германскихъ рѣкъ можно было бы получить при помощи турбинъ и запрудъ 1 милліонъ лошадиныхъ силъ, т.-е. сравнительно немного, такъ какъ по нѣкоторымъ вычисленіямъ сила ихъ воды оцѣнивается въ среднемъ въ 10 милліоновъ лошадиныхъ силъ. Значительная часть сельско-хозяйственныхъ центральныхъ электрическихъ станцій тоже могла бы пользоваться движущей силой воды. Наконецъ, возникаетъ ещё вопросъ, не удастся ли сократить расходъ угля введеніемъ электрической тяги на желѣзныхъ дорогахъ, такъ какъ топка нѣсколькихъ большихъ центральныхъ электрическихъ машинъ потребуетъ гораздо меньше угля, чѣмъ отопленіе отдѣльныхъ паровозовъ. Если употреблять смѣшанный газъ (Mischgas) для двигателей въ 100 лошадиныхъ силъ и больше, то возможно уменьшить расходъ угля до 0,4 килограмма на лошадиную силу въ часъ, между тѣмъ какъ паровые двигатели рѣдко поглощаютъ менѣе одного килограмма…»

Баллод предлагает массовую газификацию домашних хозяйств. Правда, не за счёт природного газа (его в Германии нет), а получаемого из каменного угля газа светильного и так называемого водяного (из дерева и бурого угля вырабатываемого). И даже рассчитывает: на один дом (виллу) потребуется 10 кубометров в день. Это даст огромный рост качества жизни и благосостояния…

Да, проницательный ум! Даже несмотря на все наивности образца 1898-го. Немудрено, что книга Баллода захватила воображение инициаторов плана ГОЭЛРО! Конечно, их команда ещё не знала, что в Западной Сибири есть гигантские запасы природного газа – на полуострове Ямал – и что их разработка начнётся в 1960-е. А затем всё это станет основой богатства нынешнего бомонда. Потому в ГОЭЛРО «голубое топливо» не включили. А РФ и до сих пор газифицирована на позорно низком уровне. Эх, болваны-начальники! Лучше бы вместо полоумных призывов к женщинам начать рожать сразу после школьной скамьи занялись бы газификацией русских домохозяйств – толку было бы намного больше…