Мост через Лену - Партия Дела
Присоединиться

Когда говорят, что идея строительства моста через Лену обсуждается с 1985 года – это еще преуменьшение. О возможном гипотетическом мостовом переходе рассуждали с начала прошлого века – с тех времён, когда на уровне руководства Российской империи всерьёз обсуждали перспективу строительства подземного тоннеля под Беринговым проливом, который связал бы железнодорожным сообщением два континента и, соответственно, две великие державы – Россию и Америку.

Но, если вернуться в наши дни, в официальных документах мост через Лену впервые прописан в 2006 году – он появился в поручениях Президента Владимира Путина, сделанных по итогам январского визита в Якутск. В рамках этого визита была согласована продажа акций якутских угольных предприятий «Якутуголь» и «Эльгауголь», средства от которых должны были направить на финансирование железной дороги через Якутию – от Томмота до Якутска. Мост рассматривался, как часть этой железной дороги и изначально должен был быть совмещенным – автомобильным и железнодорожным.

Именно в этом был смысл и была экономическая целесообразность. Столица Якутии, где проживает треть всего населения региона, получила бы в этом случае доступ к круглогодичной доставке грузов по железной дороге.

В 2011 году проект посчитали слишком дорогим (более 70 млрд рублей), и Росавтодор переделал его, оставив только автомобильную часть. Железная дорога остановилась на другом берегу Лены в поселке Нижний Бестях, где пришлось строить перегрузочный терминал. В марте 2014 года состоялся тендер на право его строительства за сумму чуть менее 40 млрд рублей. Выиграл его консорциум российских компаний «Транспортные Концессии Саха». Но почти сразу он был аннулирован, а средства переброшены на строительство Керченского моста в связи с присоединением к России Крыма. Кроме Якутии тогда сняли деньги с ряда других проектов, включая, например, порт Тамань.

В 2018 году к теме строительства моста снова вернулись – новый глава Якутии Айсен Николаев (был назначен врио в апреле того года, а в сентябре избрался) сумел получить визу Путина на документе с проектом моста: «Ситуация дозрела до реализации». Адресована эта реплика была премьер-министру Дмитрию Медведеву, который уже через несколько месяцев вместе с кабинетом министров был отправлен в отставку. Не имея никакой другой конкретики, Айсен Николаев тем не менее развернул бурную активность вокруг проекта и в какой-то момент просто пошел ва-банк, видимо, посчитав, что если начать крупный проект, получивший благословение Владимира Путина, то федеральная сторона не сможет, что называется, «дать заднюю».

Результатом этого ва-банка стало заключение Концессионного соглашения между республикой и ООО «Восьмая концессионная компания» (входит в структуру группы компаний «ВИС»).

Это было двухстороннее соглашение в рамках ГЧП, по которому частный партнер обязывался начать строительство, а правительство республики гарантировало ему возмещение расходов, а также право на взимание средств за проезд по мосту со всего транспорта, кроме легкового, на 20 лет. Основным источником финансирования объекта должен был стать так называемый капитальный грант на сумму 54,3 млрд рублей. Около 6 млрд рублей в этот грант должна была вложить Якутия, а остальное ожидалось в виде поступлений из федерального бюджета.

При этом на момент подписания соглашения никаких гарантий по финансированию у Якутии не было. Не была утверждена даже финансовая модель строительства моста! Столь масштабный объект не попал ни в одну федеральную программу с закрепленным финансированием.

Более того, почти так же все обстоит и по сей день. Единственно, в сентябре 2020 года мост внесли в Национальную программу социально-экономического развития Дальнего Востока, но никакого финансирования там не закреплено.

Финансовой модели так и не появилось.

Зампред правительства России Марат Хуснуллин, курирующий строительство, неоднократно публично заявлял о совершенно разных параметрах финансирования: то 50 на 50 (что региону не вытянуть), то 33/33/33 (федеральный центр/Якутия/частный партнер). Окончательного решения нет. Сам господин Николаев признавался на сессии Госсобрания Якутии, что при отсутствии федерального финансирования проект моста не сможет быть реализован.

В то же самое время в Концессионном соглашении было прописано, что отсутствие средств из федерального бюджета не является основанием для неисполнения регионом обязательств перед частным партнером. И это создает очень непростую ситуацию.

С 2020 года «Восьмая инвестиционная компания» демонстрирует некие работы: геологоразведка, подготовка участка, – стоимость которых предварительно трудно оценить, и тратится на проект моста через Лену, который сегодня сама же отзывает с госэкспертизы в связи с якобы изменившейся ценой (при том, что утвержденной цены как не было, так и нет). Складывается полное ощущение, что таким образом искусственно сохраняется видимость работы над объектом и, как следствие, растет долг Якутии перед частным партнером. Долг, который придется отдавать, независимо от того будет мост или нет.

Примечательно, что терять деньги на несуществующем проекте Якутия умеет прекрасно! В предыдущие годы республика уже потеряла более 240 млн рублей, на проект моста через Лену (еще совмещенного, автомобильно-железнодорожного), который был сделан к 2010-му году, прошел госэкспертизу и просто был выброшен, как потерявший актуальность!

Пикантности ситуации придает тот факт, что вся Якутия в курсе публичного пари главы республики Айсена Николаева с главредом местного издания «Якутск Вечерний» Марией Ивановой, согласно которому господин Николаев обязан будет съесть свой галстук, если мост не появится в конце 2025 года.

 

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»