Перспективы Союзного государства
Правда или фикция?
«Белорус есть явление чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла».
Н. В. Гоголь. «Несколько слов о белорусах», 1832 г.
Итак, в Беларуси 9 августа 2020 года состоялись президентские выборы. Победил, естественно, Александр Григорьевич Лукашенко с традиционным для него числом голосов — более 80 процентов «за». Оппозиция, представительница которой набрала чуть более 10 процентов, — тоже устоявшаяся традиция. Разве что более слабого конкурента у Лукашенко еще не было: ни биографии, ни программы, ни харизмы. Сенсацией стало то, что оппозиция, не признав результаты выборов, вывела сторонников на улицы, на что власть отреагировала довольно жестко, подавив силой организованный протест. Российские СМИ очень согласовано с европейскими тут же затрубили про диктатора, подавляющего волю народа, про повсеместные фальсификации итогов голосования и прочее, что также традиционно для любых «демократических» выборов. И в беларуских оппозиционных, и в российских медиа стали приводиться фантастические данные голосования — Лукашенко набрал 5–6 процентов, Тихановская — более 70–80. Но ведь по сей день российские СМИ и аналитики обвиняют Януковича в том, что он своей мягкотелостью спровоцировал майдан и государственный переворот на Украине. И обвиняют бывшего президента как «беркутовцы» — в том, что не дал команду на применение силы, в результате чего погибли их товарищи, так и захватившие власть оппозиционеры — в том, что именно по приказу Януковича погибла «небесная сотня». О провокаторах и снайперах, стрелявших в обе стороны, предпочитают молчать.
Перед Лукашенко стоит пример Украины, да и других стран, где произошли «цветные революции». Отличие событий в Беларуси в том, что не состоялся один обязательный элемент этого сценария — не случилось провокации с гибелью значительного числа людей. И это — главный результат выборного противостояния. А теперь предлагаю представить, как могли бы развиваться события, если погибли бы сотрудники милиции. Боюсь, что в протестующих полетели бы не только резиновые пули. А дальше как в Киеве: баррикады, горящие покрышки, массовые столкновения, захват госучреждений и т. д.
Если же посмотреть на порядок выдвижения и предвыборные действия команды кандидата в президенты Светланы Тихановской, становится очевидным, что все действия были нацелены не на положительный результат на выборах, а на провокацию, а также эмоциональное воздействие на действующего президента. Представим себе, что в ходе ночных протестов произошли инциденты с гибелью людей, как на киевском майдане. Кто бы отвечал за это? Все валили бы на Лукашенко. Таковы законы жанра. Кстати, подобный сценарий в деталях можно было описать еще до выборов. Я, например, изложил похожий в 2011 году в Сирии на встрече с Башаром Асадом. Это сделать совсем не трудно. Важно только отследить подготовительные («предвыборные») мероприятия иностранных спецслужб и внутренней оппозиции. Они практически стандартны и отличаются в деталях, учитывающих психологический характер руководителей (лиц, принимающих решения), против которых проводится операция. Зная твердый эмоциональный характер Лукашенко, остро реагирующего на несправедливость и вранье, планировщики именно на этом строили свою предвыборную программу и действия. Ну как он мог реагировать, когда объявляют, а на Западе и в России тут же подхватывают, что он якобы набрал 5–6 процентов голосов?
Мне трижды довелось участвовать в президентских выборах и референдуме в Республике Беларусь в качестве международного наблюдателя Я регулярно общаюсь с друзьями, сослуживцами и учеными оттуда, неоднократно бывал по службе и по приглашению Александра Григорьевича. Скажу откровенно — критикующие своего президента были всегда, но не много. Но эта критика касалась частных вопросов, в основном профессиональных, бытовых. В целом его политика и внешняя, и внутренняя была самой эффективной и национально ориентированной на всем постсоветском пространстве. Он сохранил экономику страны, производство, образование, медицину, культуру, а главное — независимость. Он не раздал народную и государственную собственность, разрешив при этом частный сектор. Он не пустил во власть людей типа гайдаров, чубайсов, грефов и прочих. Они в Беларуси, как правило, сидят там, где им положено. Любые предложения от народа становились объектом серьезных обсуждений в правительстве и парламенте. И если Лукашенко в чем-то стратегически ошибался, так это в том, что не сразу поверил в возможность государственного переворота, организованного внешними силами. Не осознавал опасности ведущейся против Беларуси многолетней гибридной войны. Войны, в которой нет границ, не видно «невооруженным» взглядом противника, непонятно, кто — союзник, а кто — враг, что слова, улыбки и обещания могут оказаться элементами жестокой «мягкой силы». Что главным объектом воздействия противника является непрерывно атакуемое сознание твоего народа, а не территория и воздушное пространство, и имеющаяся у тебя военная сила не способна защитить от подобных атак, но может выступить на стороне противника даже по твоему не вполне осознанному приказу. В этом опасность мягкой силы, если ее применять как военное искусство.
Да и Союзное государство — это большая фикция, спешно сварганенная в преддверии президентских выборов в России в 1996 году, когда Ельцин катастрофически проигрывал Зюганову, а Госдума приняла постановление о недееспособности Беловежских соглашений о роспуске СССР. Поэтому, объявив о первом этапе воссоздания СССР в виде Союза РФ и РБ, после выборов о нем почти забыли. И сегодня никто ни в России, ни в Беларуси не знает, что это такое. Просто имитируют активную деятельность чиновники, работающие в структурах Союзного государства. Более конкретной работой занимаются военные. После вступления в силу соглашения о Союзном единстве два министерства обороны сформировали единое оборонное пространство, органы управления, совместное боевое дежурство, совместную подготовку войск. Но в других сферах отношений все совсем по-другому.
Посмотрите, как разыгралась ситуация. 1 февраля 2020 года в Минск «заскочил» на 4 часа госсекретарь США Майк Помпео. Ссылаюсь на экспертов Русской службы «Голоса Америки». Вот некоторые фрагменты по визиту.
М. Помпео: «Надеюсь, мы сможем развивать наши отношения, чтобы в Беларуси была возможности иметь суверенитет и независимость». Понятно, независимость от кого: не от США и не от Европы.
Эксперт: «В первую очередь, речь может идти об альтернативных поставках нефти. После тринадцатилетнего перерыва в Минск должен приехать посол США. Напомню, что в 2008 году США ввели экономические санкции против Беларуси, в ответ на что Беларусь отозвала своего посла из Вашингтона и выслала американского из Минска. Теперь же можно попытаться добиться снятия санкций. Конечно, не следует отбрасывать российский фактор, потому что каждый раз, когда в отношениях Минска и Москвы нарастает напряжение, Лукашенко старается искать новые точки опоры. Сейчас отношения Беларуси и России находятся на одной из самых низких точек в своей истории, поэтому визит Майка Помпео в Минск имеет большое символическое значение».
«По традиции президентские выборы могут стать очередной точкой напряжения между Беларусью и Западом. И если все пойдет по драматичному сценарию нового закручивания гаек, приезд посла будет выглядеть опередившим события — приехал, а тут нужно вводить какие-то жесткие меры. Поэтому есть вероятность, что этот вопрос могут отложить до осени».
«Разумеется, все понимают, что США и Европейский союз не заинтересованы в инкорпорировании Беларуси в расширенную зону российского влияния до границ Польши. Поэтому здесь есть определенное лукавство, ведь чем дальше Москва и Минск дистанцированы друг от друга, тем западным игрокам, по большому счету, выгоднее. И поддержку плавного дистанцирования Беларуси от России они будут осуществлять», — считает белорусский эксперт. После переговоров с президентом Беларуси Александром Лукашенко и главой МИД страны Владимиром Макеем госсекретарь США сообщил, что его страна готова обеспечить Беларусь энергоресурсами «на сто процентов по конкурентным ценам». И вскоре первый танкер с американской нефтью прибыл в прибалтийский порт. В заключение визита американский госсекретарь встретился с представителями оппозиции и заверил их в поддержке. В Москве естественно обиделись на батьку, а в Вашингтоне уверовали, что Путин не будет защищать своего «обидчика» и дали команду на проведение операции.
И еще один момент, касающийся отношений населения Беларуси с Россией. В апреле 2019 года в Институте социологии Национальной Академии наук Белоруссии были проведены исследования, касающиеся динамики изменения отношения граждан Республики к проблеме Союзного государства.
Справочные данные исследования: 49,9 процента граждан страны считают, что Белоруссия должна быть независимым государством и строить отношения с Россией на основе международных договоров. При этом 36,1 процента респондентов считают, что два государства должны взаимодействовать друг с другом по принципу равноправного союза с созданием наднациональных органов управления. Число сторонников вхождения Белоруссии в состав России составило лишь 7,7 процента опрошенных. Помимо этого, на 14,9 процента за последние 16 лет выросло число белорусов, выступающих за полную независимость государства, зато на 13,3 процента снизилось число сторонников равноправного союза с Россией…
Согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8% опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4% респондентов. 24,7% опрошенных затруднились ответить.
Так что можно однозначно утверждать, что большинство граждан Беларуси не желают быть в составе Российской Федерации или иметь во главе Союзного государства кого-либо из российских чиновников. Когда президентом РФ стал Дмитрий Медведев, число беларусов, желающих быть вместе с Россией резко сократилось, а беларуские друзья выражали мне соболезнование. Да, и сегодня российская реальность — повсеместная, космических масштабов коррупция, ежедневная гибель десятков (а иногда и сотен) российских граждан на дорогах, при пожарах, наводнениях, в боевых действиях, бандитских разборках, сплошное вранье на телеканалах и пустые обещания чиновников, отсутствие внятной модели и стратегии развития и ускоренное обнищание населения, смертность опережающая рождаемость, — все это пугающе действует на взрослое население Беларуси. Крестясь и поглядывая в сторону России, они, как правило, шепчут: «Не приведи, Господи».
Так что союзное государство под большим вопросом.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА».
Источник фото: Евразия.Эксперт