Кремль – Белый Дом: начало положено
Россия в среду в ускоренном режиме ратифицировала соглашение о продлении Договора о стратегических наступательных вооружениях — СНВ-3
Во вторник президенты РФ и США Владимир Путин и Джо Байден провели телефонный разговор, по итогам которого появились сообщения, что уполномоченным ведомствам и структурам предписано срочно предпринять необходимые шаги для продления документа.
В этот же день Путин внес в Госдуму законопроект о ратификации соответствующего соглашения. Дума, естественно, единодушно проголосовала «за». Практически без обсуждения. Действие Договора СНВ-3 продлевается на пять лет, до 2026 года в том виде, как он был изначально подписан. Такое продление предусматривалось Договором.
Десятилетний срок его действия истекал 5 февраля 2021 года, и Москва выступила с инициативой пролонгировать договор, не внося никаких изменений. Но президент США Дональд Трамп, связанный выборными обстоятельствами, не желая создавать ещё одно поле для критики, объявил его невыгодным для Вашингтона и заявил о необходимости выработки нового документа с привлечением к переговорам Китая. Российская сторона предложила продлить Договор без всяких условий на год, при этом Москва заявила о готовности вместе с США взять на себя политическое обязательство, чтобы заморозить на данный период количество имеющихся у сторон ядерных боезарядов, но без дополнительных требований. Однако эта инициатива
так и осталась без ответа администрации Трампа.
Суть Договора СНВ-3
Напомню некоторые параметры ДСНВ-3, этого, пожалуй, самого простого соглашения в сфере ограничений и сокращений стратегических наступательных вооружений (СНВ) между США и РФ (СССР). Устанавливалось общее число носителей стратегического ядерного вооружения (800) и число боезарядов (1550). А боевой состав СНВ оставался уделом стран-подписантов. В число носителей включались межконтинентальные баллистические ракеты наземного базирования и ракеты подводных лодок, а также стратегическая авиация. К боезарядам относились боеголовки баллистических ракет, авиационные бомбы и крылатые ракеты большой дальности, без ограничения их мощности.
В ходе переговоров возникло одно серьезное препятствие: американцы вышли из Договора по противоракетной обороне (ПРО — 1972 г.), который являлся составляющей общего процесса ограничений и сокращений СНВ. Причем, переговоры велись в условиях активного строительства Соединенными Штатами глобальной системы ПРО, в то время как Россия такой программы не имела и по экономическим причинам не могла ее реализовывать. То есть, по факту получалось, что защищенные ПРО американские ударные средства имеют серьезное преимущество перед не защищенными русскими ракетами. Но это препятствие было «обойдено» компромиссным решением — РФ оставляла за собой право выйти из Договора, если американская система ПРО станет носить угрожающий характер.
Но специалисты обеих стран, готовившие соглашение, понимали и другое обстоятельство, которое могли не видеть политики и депутаты: глобальная ядерная война становилась (после достижения в 80-х г.г. прошлого столетия) невозможной. Потому что, она стала взаимоуничтожающей. Да, собственно, вела к уничтожению жизни на земле. И ядерное оружие стало лишь оружием сдерживания, особенно для американцев. Под Соединенными Штатами «кипит» мощный супервулкан, и когда он рванет — неизвестно. Но любой ядерный удар по территории США может спровоцировать его извержение. Да и в целом, ядерное оружие заставляет более сдержанно относиться к развязыванию обычных войн, которые могут привести к необходимости использовать тактическое ядерное оружие. И, видимо, совсем не случайно сегодня в моде гибридная война, где доминирует так называемая мягкая сила и негосударственные вооруженные группировки.
Но вернемся к пролонгации договора СНВ-3. Её главная польза сегодня — это не отведение угрозы ядерной войны — таковой в принципе быть не может. Да и США уже много лет не развивают СНВ. Так, где-то, что-то модернизируют, подкрашивают, но ни одного нового носителя за последние полвека они не создали: те же носители крылатых ракет В-52 выпуска 60–70 г.г., а «новый» В-2 «невидимка», сбитый в 1999 году сербами, может нести только ядерную бомбу. Полвека не обновляются подводные лодки «Огайо» и ракеты к ним типа «Трайдент», а также наземные комплексы «Минитмен». После так называемого ядерного обзора США в 2000 году основой военной стратегии США стала концепция Быстрого глобального удара, в сущность которой заложены высокоточные сверхскоростные крылатые ракеты в безъядерном оснащении или с тактической ядерной боеголовкой. И в целом, ХХI век изменяет сущность человечества и содержание войн. Излагаю кратко эти изменения:
Состояние современного миропорядка:
Подчеркнем изменение миропорядка за прошедшие 10 лет с момента подписания Договора СНВ-3:
— кардинально изменилась сущность категории безопасность. Из географического пространства трех сфер (суша, море, воздушно-космическая среда), она переместилась в геополитическое пространство интеллекта, духовную, финансовую и в виртуальную сферы;
— государства утратили в результате глобализации прежние функции субъектов международных отношений, формирования современного политического процесса и определения вектора движения человечества, отдав эти функции ТНК и ГК, мировым банкам и теневым структурам;
— изменяется сущность войн и вооруженных конфликтов, роль и функции военной силы;
— государства превращаются из государства-нации в корпорации-государства, обслуживающие интересы крупного капитала;
— гибридные войны становятся наиболее «эффективными» и обретают глобальный характер.
«Соответственно, и армия как структурный элемент нации-государства становится элементом политической системы корпорации-государства и служит не интересам общества в целом, но интересам ТНК и ГК, то есть, превращается в структурный элемент финансово-экономической империи».
(Комлева Н.А, д.п.н., профессор, вице-президент Академии геополитических проблем, руководитель Уральского отделения АГП)
Военное противостояние, угрозы и вызовы также перемещаются из географических (суша, море, воздушно-космическая среда) в другие геополитические пространства — интеллектуальное, финансовое, кибернетическое. Война обретает гибридный характер, ракетно-ядерное оружие является лишь оружием сдерживания и масштабное его применение практически исключается. На поле интеллектуального сражения в гибридной войне будут применяться новые виды оружия массового поражения: информационно-психологическое, климатическое, кибернетическое, психотронное, вирусологическое и др. Особенностью применения гибридной войны против России является то, что ведется она не только со стороны внешнего противника, так и со стороны «пятой колоны» внутри страны.
Геополитическая операция представляет собой совокупность, проводимых под единым руководством, по единому замыслу и плану, согласованных по месту времени, целям и задачам, способам и формам, операций «мягкой силы» и применения специальных видов оружия (вирусы, кибер оружие, психотронное, экологическое и т. д.), а также боевых действий группировок вооруженных сил, и регулярных формирований, операций спецслужб, и иных действий государственных и негосударственных структур, банков и ТНК, органов и организаций информационной войны, специальных политико-дипломатических мероприятий для достижения геополитически значимых целей.
О современной войне
— Мировая война с применением ядерного оружия между ведущими мировыми игроками становится маловероятной, вооруженные конфликты регионального уровня будут нарастать, возможно применение тактического ядерного оружия;
— основным типом войны становится гибридная война, а ее содержанием геополитические операции с применением новых, более мощных видов оружия массового поражения;
— заказчиком современных войн является крупный капитал (ТНК, ГК, мировые банки) а также теневые глобальные структуры, которым классическая, а тем более мировая ядерная война абсолютно не нужна;
— широкое применение приобретают в качестве оружия массового поражения генная инженерия, боевые вирусы, искусственный интеллект, биологические, цифровые, информационно — психологические технологии, переформатирование людей, через изменение сознания, в «служебного человека», кибероружие и т. д.
Возможно, осознавая всё это, Россия и США так легко решили вопрос о продлении срока действия Договора СНВ-3. Но, легко решив этот вопрос, как помеху, стороны совершили более важные действия: вновь избранный президент США и президент РФ использовали СНВ-3 для установления личных связей и продемонстрировали готовность к конструктивному выстраиванию отношений. И тут же мы в России почувствовали смягчение позиции США по более важному для нас вопросу — по Северному потоку — 2. Он сегодня важнее СНВ-3, потому как изменений по ядерной программе США не прогнозируется в сторону наращивания, а с экономикой проблемы нарастают.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: Colonelcassad.livejournal.com