Учения «Си Бриз» и безопасность Российской Федерации
Июнь, июль 2021 года для РФ стали временем тревожного ожидания во всех измерениях, но наиболее остро тревога проявилась в системе нацбезопасности
Причем как во внешней, так и во внутренней сферах. Не будем останавливаться на проблемах внутренней безопасности (здесь ситуация развивается в соответствии с социальными закономерностями, и охарактеризуем ее одной фразой: в таком состоянии страна долго не живет, поскольку верхи не могут, а низы не хотят).
Акцентируем внимание на внешней стороне системы безопасности, на ее военной составляющей прежде всего. По периметру российских границ сегодня весьма и весьма неспокойно. Никак не можем завершить (естественно победой) войну в Сирии, неспокойно на Кавказе, в Афганистане талибы громят правительственные войска и подбираются к границам стран Центральной Азии, членам ОДКБ. Да и в самом ОДКБ далеко не все гладко, даже в союзнике нашем — Республике Беларусь. Президент Казахстана возводит в ранг национальных героев формирование казахов, воевавших на стороне Гитлера, Кыргызстан подписал соглашения в области безопасности с Анкарой, в Армении снят с должности министра обороны (пророссийский, как считают в Москве) генерал — лейтенант В. Арутюнян. Про российско-китайскую границу промолчу, потому что соотношение сил не поддается никакому сравнению. Япония уже действует с антироссийских позиций не только на Востоке, но и у ее юго-западных границ. И конечно, нас не забывают страны — члены НАТО, усилившие свою активность после посещения штаба альянса Джо Байденом.
В июне начались международные военные учения «Sea Breeze 2021» («Си Бриз — 2021»), основная часть которых проходила на сухопутном ТВД (Украина), в воздушном пространстве Украины и в морской акватории Черного моря. Это плановые учения НАТО, проводившиеся в 19 -й раз. Но на этот раз они носили отличительные особенности. Во-первых, это были самые масштабные маневры подобного типа — формально участвовали вооруженные силы 32 государств, а не только страны НАТО. Отмечены на учениях (кроме членов альянса) даже такие государства как Япония, Новая Зеландия, Австралия, и даже Бразилия. Главной ударной силой выступал Шестой флот США. В заявлении командования Шестого флота ВМС США подчеркивалось, что планируется отработать боевые действия на море, на суше и в воздухе, в том числе предусмотрены высадка десанта, противолодочная и противовоздушная борьба. Во-вторых, главным противником, против которого планировались и осуществлялись «боевые действия» участников учений однозначно выступала Россия. В-третьих, учения «Си Бриз» явились как бы продолжением «учебно-боевого» противостояния в Средиземном море, где РФ начала военно-морские учения своих надводных кораблей и дизельных подводных лодок, во главе с ракетным крейсером «Москва» (ЧФ), а также была усилена авиационная группировка российских ВКС в Сирии, а НАТО усилило свое присутствие в регионе Восточного Средиземноморья международной авианосной ударной группой во главе с флагманом британского флота авианосцем Queen Elizabeth, который сопровождают надводные боевые корабли, а также атомная подводная лодка Королевского флота, оснащенная крылатыми ракетами Tomahawk, и два судна снабжения. На борту Queen Elizabeth размещены восемь британских истребителей пятого поколения F-35B и десять истребителей F-35 ВМС США. Корабли и боевые самолеты противостоящих сторон уже сближались друг с другом. То есть, РФ сосредотачивает военные усилия в Восточном Средиземноморье, а НАТО и их «партнеры» — в зоне Черного моря и на территории Украины.
За два дня до учений «Sea Breeze 2021» в Черное море вошел американский ракетный эсминец USS Ross, который может нести до 56 крылатых ракет Tomahawk с дальностью полета 1,6 тыс. км. «Участие USS Ross в Sea Breeze является реальной демонстрацией поддержки Украины со стороны США, которая сегодня необходима как никогда», — заявила временный поверенный в делах США на Украине Кристина Квинт.
Украина предоставила в распоряжение руководства учениями в общей сложности 1,5 тыс. военнослужащих, 24 корабля и катера, 17 самолетов, 12 вертолетов, 80 единиц вооружения и военной техники. Всего же в «Си Бриз — 21» приняли участие 32 военных корабля и 40 боевых самолетов, 5 тысяч военнослужащих и 18 отрядов специальных и водолазных операций из 17 стран-членов НАТО и партнеров альянса. За пять дней до старта Sea Breeze 2021 ситуацию произошел инцидент с прибывшим в порт Одессы для участия в учениях британским эсминцем Defender. По версии Москвы, он незаконно вошел в территориальные воды РФ у мыса Фиолент в Крыму, по его курсу российским пограничным кораблем был открыт предупредительный огонь, после чего Россия и НАТО оказались близки к прямому боестолкновению не только в Черном море, но и в Восточном Средиземноморье. Не будем исключать и такой фактор, что боевые корабли и подводные лодки ряда стран НАТО и РФ при несении боевого дежурства имеют готовые к применению ядерные средства поражения. Так что, ситуация в июне — июле 2021 года была стратегически весьма драматична. Признаюсь, я не исключал, что корабли НАТО в ходе учений (или по их завершению) выстроившись в кильватер двинутся через «российские» территориальные воды.
Но, похоже, нас пока пощадили, иначе трудно представить развитие ситуации. Да, наши начальники самых высоких рангов заявляли после инцидента с британским эсминцем, о готовности открывать огонь на поражение по кораблям — нарушителем российских территориальных вод, а участники различных теле — шоу на российских телеканалах подогревали «патриотические» страсти и призывали топить всех, кто незаконно войдет в наши воды. Но слава Богу обошлось. Пока. Пограничникам и военным морякам огромное спасибо за их выдержку и мудрость. За их оценку реального соотношения сил. Ведь если оценивать соотношение сил только в Черноморской зоне, где проходили учения «Си Бриз», то оно далеко не в пользу России. В политическом плане — Россия практически страна — одиночка.
Согласно данным Википедии на июнь 2021 года официально признали право РФ на Крым 8 государств: Венесуэла, Куба, Никарагуа, КНДР, Сирия, Судан, Палестина и Афганистан, что означает всеобщее международное признание полуострова за Украиной, а территориальные воды — украинскими. То есть, Россия не получила международного признания присоединения Крыма в 2014 году. Ни один из членов СНГ и ОДКБ не признал Крым российским. Естественно, НАТО, самый мощный военный союз однозначно выступает на стороне Украины. На совете альянса в июне 2021 года главы государств и правительств НАТО (включая президента США Дж. Байдена) подтвердили позицию по вопросу Крыма, поддержали Украину и даже пообещали принять ее (и Грузию) в члены альянса, защитить ее суверенитет и территориальную целостность, а Россию официально «повысили» до статуса главной угрозы безопасности странам НАТО. О чем Дж. Байден и сообщил В. Путину в ходе встречи 16 июня 2021 года. Плюс — наращивание санкционного давления. Даже в 1941 году ситуация не была столь тревожной. Радует лишь заявление главы Роскосмоса о готовности построить атомную станцию на Марсе и подписание на днях соглашения о сотрудничестве с Суданом, беднейшим государством Африки. Теперь о военном соотношении России и ее противников в черноморской зоне противостояния. Москва после воссоединения Крыма и Севастополя с РФ сделала мощных рывок в модернизации корабельного состава ЧФ и поставки новых кораблей и катеров. И сегодня основу корабельного состава составляют ракетный крейсер «Москва» (флагман флота), пять сторожевых кораблей, пять больших десантных кораблей, пять рейдовых катеров обеспечения, восемь дизельных подводных лодок, а также ракетные катера — 6, противолодочные корабли — 3, минные тральщики и другие корабли и катера обеспечения и управления. Правда, на момент учений значительная часть флота находилась в Восточном Средиземноморье.
На первый взгляд соотношение сил показывает, что принявших участие в учении «Си Бриз» сил НАТО и их партнеров недостаточно для обеспечения превосходства на ЧФ. Но это еще (слава Богу) не война, а всего лишь учения. Но вот такая небольшая информационная заметка: к началу учений Турция привела в повышенные степени готовности свои ВМС в составе 160 кораблей и катеров (в том числе — фрегатов — 16, корветов — 10, подводных лодок — 12), а также 130 кораблей и судов обеспечения, 60 самолетов морской авиации и морскую пехоту численностью 4 тыс. человек. Активно проводили полеты турецкие беспилотники. Плюс Турция контролирует проливы Босфор и Дарданеллы, которые с первым боевым выстрелом для России будут закрыты. И это только один из членов НАТО. А ведь в ходе учений высокую активность проявляли даже болгарские моряки, бывшие наши братья по оружию, не говоря уже о румынах и поляках.
Все вышеизложенное говорит не только о системном кризисе внутри страны и отсутствии единой системы управления политическими и социальными процессами в стране, но и о провале внешней политики РФ. Можно сколь угодно твердить о полном враждебном окружении и происках внешних сил, но реалии таковы, что проблемы безопасности и сохранения государственности сегодня находятся под большим вопросом.
2 июля 2021 года президент РФ подписал Указ об утверждении новой «Стратегии национальной безопасности». Кинулся читать в надежде, что будут предложены глубокий анализ критической ситуации в сфере безопасности (внутренней и внешней), сделаны объективные выводы и поставлены конкретные стратегические задачи по немедленному исправлению создавшейся ситуации. Но, увы! Документ размером 43 страницы плотного текста повествует, что все у нас в системе безопасности не просто хорошо, но даже здорово, только немного мешают внешние и внутренние враги, да появляются новые вызовы и угрозы. И далее следуют не постановка стратегических задач конкретным государственным структурам и частному сектору экономики, а некие (даже благие, но безадресные) пожелания. Прослужив 40 лет на военной службе. Не довелось читать подобных «стратегий». Возможно обществу и его военно — ветеранской части прежде всего, совместно с экономическим производительным потенциалом, людьми науки, культуры, образования следует включиться в проблематику государственной безопасности. Иначе можем опоздать.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»