Несколько московских глав муниципальных округов и муниципальные депутаты подали в Мосгорсуд иск с требованием признать недействующими недавно внесенные в московский Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) поправки, позволяющие штрафовать за нарушение «режима повышенной готовности» с помощью камер видеонаблюдения и геолокации. Об этом вчера написала газета «Ведомости». Причём издание подчёркивает, что возмущает истцов именно процедура (в результате отслеживания по видеокамерам), а не само привлечение. А ведь именно на то, по каким статьям сейчас штрафуют нарушителей, и нужно обратить самое пристальное внимание.

Так, Федеральным законом «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 6.3 Кодекса административных правонарушений РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» дополнена второй частью. Также в КоАП РФ введена новая статья 20.6.1. «Невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения».

Согласно статье 6.3 нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения грозит штрафом
— для граждан — от 100 до 500 рублей;
— для должностных лиц — от 500 до 1000 рублей;
— для ИП — тот же размер штрафа, что и для должностных лиц, плюс приостановление деятельности на три месяца;
— для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей и также приостановление деятельности на три месяца.
Те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо при карантине влекут наложение штрафа на
— граждан — от 15 000 до 40 000 рублей;
— должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей;
— ИП — от 50 000 до 150 000 и прекращение работы на три месяца;
— юрлиц — от 200 000 до 500 000 рублей и прекращение работы также на три месяца.

Статья 20.6.1 за невыполнение правил поведения при режиме повышенной готовности грозит штрафом для
— граждан — от 1 000 до 30 000 рублей;
— должностных лиц — от 10 000 до 50 000 рублей;
— ИП — от 30 000 до 50 000 рублей;
— юрлиц — от 100 000 до 300 000 рублей.
За те же действия (бездействие), повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, назначен штраф
— для граждан — от 15 000 до 50 000 рублей;
— для должностных лиц — от 300 000 до 500 000 рублей и дисквалификацию на срок от года до трёх;
— для ИП — от 500 000 до 1 000 000 рублей и прекращение деятельности на три месяца;
— для юрлица — то же наказание, что и для ИП.

В целом ряде субъектов протоколы на нарушителей режима самоизоляции были составлены по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ. Им предписано выплатить штрафы в размере 15 000 рублей (например, это предписали Троицкий, Щербинский и Головинский районные суды города Москвы, Пермский районный суд Пермского края и др.). Краснодарский краевой суд привлек 831 человека к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КОАП РФ, прекратил 17 дел за отсутствием в действиях состава административного правонарушения.

Однако есть иной подход к квалификации действий «нарушителей режима». Так, Петроградский районный суд Санкт-Петербурга вернул дело для переквалификации с ч.2 статьи 6.3 на статью 20.6.1 КоАП РФ (видимо, сам не поняв, по чему же всё-таки привлекать). Вахитовский районный суд Казани 4 апреля привлек местного жителя по ч.2 ст 6.3 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 15 000 рублей, а 9 апреля по аналогичному деянию привлек другого жителя к административной ответственности уже по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ и назначил наказание в виде предупреждения.

Из вышесказанного следует вывод, что и судебная система не может определиться с природой введенных режимов. Более того, законодатели создали ещё большую путаницу и неразбериху, принимая региональные статьи, дублирующие федеральный КоАП. Так, в Кодексе города Москвы об административных правонарушениях появилась статья 3.18.1 «Нарушение требований нормативных правовых актов города Москвы, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории города Москвы», по которой тоже грозят штрафы:
— для граждан — до 4 000 рублей (при повторном нарушении и с использованием транспортного средства — до 5 000);
— для должностных лиц — до 40 000 рублей (при повторном — до 50 000);
— для юрлиц — до 300 000 (при повторном — до 500 000).

При этом крайнее недоумение вызывают два вопроса. Первое: режим повышенной готовности может вводиться региональными властями только для органов госуправления, а никак не для граждан и организаций. «Задним числом» полномочия Правительства и руководства субъектов были расширены, но законность данных расширений остаётся под большим вопросом. Так каким образом людей судят по статье 20.6.1 КоАП, которая применяется при режиме чрезвычайной ситуации (или режиме повышенной готовности, вводимом Правительством), который у нас не введён?

И второй: привлечение по статье 6.3 КоАП подразумевает, что было нарушено законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Меры для этого обеспечения вводятся в рамках одноимённого ФЗ («О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») и подразумевают материальную компенсацию гражданам и предпринимателям за действия властей.

Сейчас людей фактически наказывают по этому закону. Но будут ли потом по нему же возмещать причинённый им ущерб?

Источник фото: кадр из фильма «Процесс» по одноимённому роману Франца Кафки

Назад к списку
Поделиться