Россия — самая богатая страна в мире! В России проживает 2% населения Земли, и на Россию приходится 40% мировых природных богатств (в т. ч. нефти — 14%, природного газа — 45%, железной руды — 44%, хромовой руды — 30%, угля — 43%, пресной воды — 23%, древесины — 20%, сланцев — 50%, обрабатываемой земли — 9%).

В эффективности использования нами природных богатств возникают сомнения. Рассмотрим эту проблему на примере нефти и газа в 2018 году.

В разные годы доля нефтегазовых доходов в Федеральном бюджете, по данным Минфина, варьировалась от 36 до 51%, а по итогам 2018 года составила 46%, а именно — 9.018,0 млрд. руб., в том числе НДПИ на углеводороды — 6.010 млрд. руб. и таможенные пошлины — 3.008,0 млрд. руб.

Прикинем, много ли это или мало.

Определим разницу между стоимостью добытых и проданных нефти и газа и себестоимостью их добычи. Более подробный расчет см. в книге Р. И. Нигматулин, В. А. Кашин, М. Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», стр. 123–131.

В 2018 году добыча нефти, включая газовый конденсат, составила 555,8 млн. тонн, в том числе на переработку поступило 295,6 млн тонн, на экспорт — 260,2 млн. тонн.

Среднегодовая мировая цена российской нефти Urals в 2018 году была равна 70 долл. за 1 баррель или 508 долл. за тонну. Таким образом, стоимость нефти, поставленной на экспорт в 2018 г. составила 132,3 млрд. долл.

Добыча газа в 2018 г. составила 733 млрд. куб. м. Из них на экспорт пошло 245 млрд. куб. м на сумму 57,6 млрд. долл.

Итого за поставленную на экспорт нефть и газ Россия получила 189,9 млрд долл., что при среднегодовом курсе 62,94 руб. за 1 доллар, составляет 11.952,3 млрд. руб.

Как сказано выше, 295,6 млн тонн. нефти пошло на переработку, т. е. осталось в России. Стоимость сырой нефти в России при средней цене 25,0 тыс. руб. за тонну составляет 7.267,5 млрд. руб. Внутреннее потребление газа составило 488 млрд. куб. м на общую сумму 3.071,0 млрд. руб. Итого за нефть и газ, оставшиеся в России, было получено 10.338,5 млрд. руб.

Таким образом, общая стоимость нефти и газа, поставленных на экспорт и проданных в России, составила 22.290,8 млрд. руб.

Средняя себестоимость добычи 1000 куб м газа составляет 20 долларов.

Себестоимость добычи нефти «Лукойлом» и «Роснефтью» составляет около $4 за баррель. Есть и другие данные. Примем среднюю себестоимость добычи нефти в России, равной 15 долларов за 1 баррель.

Таким образом, все расходы по добыче нефти и газа в России в 2018 году составили 4.752,5 млрд. руб.

Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении осталось бы 17.303,6 млрд руб. Между тем, как сказано выше, нефтегазовые доходы бюджета РФ составили 9.018,0 млрд руб.

Таким образом, доходы Федерального бюджета-2018 могли бы быть больше на 8,5 трлн. руб., т. е. на 43%.

Это, не считая дополнительные доходы от экспорта продуктов нефтепереработки, удельные значения которых, как правило, существенно больше.

Этих проблем не было бы, если бы нефть и газ принадлежали государству, и оно само занималось бы их экспортом.

Для того, чтобы превратить эти огромные для России деньги (ежегодные 8,5 трлн. руб. плюс те, что идут «мимо кассы» на таможне при экспорте) в дополнительные доходы бюджета руководству страны достаточно всего лишь проявить волю и изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями.

Мы предлагаем использовать в России так называемые «Сервисные контракты», по условиям которых подрядчик выполняет геологоразведочные работы и работы по добыче полезных ископаемых от имени государства за фиксированное вознаграждение. При сервисном соглашении компания не получает никакой собственности в проекте. Все компоненты, включая произведенные нефть и газ, принадлежат государству. Компания получает только платежи за оказанные услуги по разведке и добыче в размере оговоренного тарифа на единицу продукции. Например, компания Saudi Aramco оказывала услуги для национальной компании Саудовской Аравии Petromin. Saudi Aramco как подрядчик нефтегазовых услуг получала 6 центов — с каждого разведанного барреля и 15 центов — с каждого добытого барреля.

На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны, в частности, на такие условия переходит Казахстан.

Эта система привлекательна и для нефтедобывающих компаний. За право работы на таких условиях российские компании ведут борьбу за рубежом. Например, в 2009 г. при проведении тендера в Ираке победила заявка «Лукойла» и Statoil (Норвегия), так как консорциум предложил самые выгодные Ираку условия: государство отдает компаниям в качестве вознаграждения 1,15 долл. за каждый добытый баррель, а консорциум обязуется нарастить добычу до 1,8 млн баррелей в сутки. В таких тендерах принимают участие компании всего мира. Нефтяные компании не могут заработать на повышении мировых цен на нефть, но зато заинтересованы в повышении производительности труда и снижении издержек при добыче.

Поскольку собственником добытого сырья становится государство, то оно получает максимальный возможный доход от эксплуатации природных ресурсов, который включает наряду с обычными налогами и полный объем природной ренты.

Вводить предлагаемый порядок недропользования можно постепенно. Например, сначала проверить его эффективность на новых месторождениях.

И не нужны никакие НДПИ, СРП, НДД, нефтетрейдеры, офшоры и пр.

В результате реализации предлагаемого порядка можно будет вдвое снизить тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т. д.), существенно увеличить инвестиции в экономику и расходы на социальные нужды.

А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 15 руб. за 1 л бензина АИ-95 — вполне нормальная и реальная цена.

Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будут способствовать развитию села; потянут за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.

Кстати, в Манифесте Партии «Единая Россия» от 2002 года сказано, что «в 2004 г. каждый житель России будет платить за тепло и электроэнергию в два раза меньше, чем сейчас, и что в 2005 г. каждый гражданин России будет получать свою долю от использования природных богатств России».

Эти обещания могли бы стать реальностью, если бы добыча нефти и газа в России производилась по сервисным контрактам, т. е. добытые нефть и газ оставались в собственности государства.

Для реализации указанных рекомендаций менять законы не обязательно — достаточно Распоряжения Правительства и политической воли Президента России.

Все виды деятельности, связанные с добычей полезных ископаемых, регулируются законом № 2395-1-ФЗ «О недрах» (ред. от 30.09.17). Согласно ст. 1.2. «Собственность на недра» (третий абзац), «Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности». Достаточно распоряжения Правительства, чтобы Лицензии на разработку нефти и газа выдавали на основе сервисных контрактов.

Вот и всё. Огромным ежегодным нефтяным и газовым потерям навсегда будет положен конец! А бюджет получит существенные дополнительные средства на развитие экономики и на социальные нужды.

Источник: сетевое издание «Эхо Москвы»
Источник фото: портал Trust.ua

Назад к списку
Поделиться