Рекомендации РАН по обеспечению роста экономики России
В экономическом развитии мы безнадежно отстали и процесс отставания продолжается
В статье «Россия без будущего: провал стратегии развития» аудитор Счетной Палаты РФ
В этой связи представляются актуальными «Рекомендации Российской Академии наук по обеспечению роста экономики России», проект которых недавно опубликован на сайте академика Нигматулина Р.И.
Рекомендации разработаны Рабочей группой при «
Налоговая система России нуждается в совершенствовании
Главная причина отсутствия экономического роста состоит в том, что в России производить невыгодно
Показательно сравнение налоговой нагрузки на рабочую силу и предприятия в России и США. У них прогрессивная шкала подоходного налога ранжируется от 0% до 37%, при этом зарплата работников менее 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается. У них социальные сборы составляют 13%, а у нас — 30%. У них налог с продаж в разных штатах от 6 до 9%, а у нас НДС — 20%. У них нет налога на имущество предприятий, а у нас он — 2,2%. У них расходы до 2 млн. долл. в год на приобретение оборудования уменьшают налоговую базу прибыли, у нас — нет. В результате налоговая нагрузка на предприятия у нас 3 раза тяжелее, чем в США…
…Прогрессивная шкала налогообложения доходов и имущества — обязательное условие роста рыночной экономики. Она позволяет сбалансировать экономику, поддерживая покупательский спрос и инвестиционный потенциал, смягчая аномальное экономическое неравенство. Об этом свидетельствует опыт всех развитых и развивающихся стран.
Расчеты ученых РАН показывают, что если бы в России в последние 20 лет была такая же прогрессивная шкала налогообложения, как в среднем в ЕС, то за счет повышения спроса ВВП России стал бы более чем на 30% выше существующего».
Огромные потери несет Россия
…Данные Федеральной таможенной службы об экспорте и импорте России отличаются от данных
Потери бюджета
Необходимо обязать Федеральную таможенную службу выявлять разницу своих данных и данных, предоставляемых
Необходимо повысить эффективность изъятия природной ренты.
В разные годы доля нефтегазовых доходов в Федеральном бюджете варьировалась от 36 до 51%, а по итогам 2018 года составила 46%, а именно — 9 трлн. руб., в том числе НДПИ на углеводороды — 6 трлн. руб. и таможенные пошлины — 3 трлн. руб.
Расчеты показывают, что если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении в 2018 году осталось бы 17 трлн. руб,
Взаимоотношения государства и добывающих компаний должны строиться на основании сервисных контрактов, которыми предполагается, что добытые природные ресурсы, в том числе нефть и газ, право на добычу которых предоставляется компаниям по конкурсу, должны оставаться в собственности государства. А компании должны получать плату за единицу разведанного и добываемого сырья. На таких условиях работают большинство стран ОПЕК и некоторые другие страны.
…Необходимо существенно снизить цены на бензин, мазут, газ, электроэнергию, удобрения на внутреннем рынке за счет вывода из этих цен паразитических издержек, потерь от неэффективного менеджмента и избыточных налогов. Это повысит конкурентоспособность российской экономики и благосостояние населения.
О проблеме деофшоризации
Есть указание Президента России: срочно пересмотреть все имеющиеся налоговые соглашения России с другими странами и самые невыгодные из них — переделать или вообще расторгнуть. И вот уже переделано соглашение с Кипром. На очереди — соглашение с Мальтой. Сообщено о намерении расторгнуть наше соглашение с Нидерландами.
Офшорные юрисдикции из мирового финансового оборота стремительно выпадают. Необходимое пояснение: оффшорными эти страны и территории считались потому, что они отказывались обмениваться налоговой информацией — относительно иностранных граждан, складирующих в них свои капиталы и доходы — со странами, откуда происходят эти граждане. Теперь такие страны как Панама, Швейцария, Кипр, Мальта, острова Джерси и Гернси, остров Мэн, Бермуды и Багамы уже не оффшоры. Теперь все они вынужденно заключают со всеми развитыми странами специальные соглашения об обмене налоговой информацией. И по этим соглашениям они становятся «прозрачными» для налоговых органов этих стран.
Среди развитых стран, интересующихся налоговым контролем в отношении своих граждан и заключающих с этой целью соглашения с этими бывшими оффшорными юрисдикциями, отсутствует Россия. Дело в том, что во всех международных соглашениях подобного рода есть одна существенная оговорка: ни одна страна не может требовать от другой страны предоставления сведений, которые не являются обязательными по законодательству страны, запрашивающей такую информацию. Так вот — чтобы запросить такую информацию из другого государства, надо, чтобы закон требовал ее предоставления в своем государстве. А у нас закон этого совсем не требует!
Для России эти страны
Между тем, Россия находится на четвёртом месте в рейтинге стран по доле ВВП в офшорах — у нас там находится 46% ВВП. Впереди нас Объединённые Арабские Эмираты, Венесуэла и Саудовская Аравия.
Иностранцам принадлежит не менее 65% крупной российской собственности, в том числе в энергетическом машиностроении — 95%; в цветной металлургии — 76%; в чёрной металлургии — 67%; в железнодорожном машиностроении — 75%; в химической промышленности — 50%
Крупнейшие сельхозпроизводители (такие как «Мираторг», «Продимпекс», «Русагро» и др.) и почти все торговые сети зарегистрированы в иностранной юрисдикции.
Российские предприятия надо переводить под российскую юрисдикцию. График такого перевода может быть разработан в течение полугода. И в течение 1–2 лет этот график должен быть выполнен.
Реализация этой меры позволит существенно увеличить инвестиционный потенциал и увеличить доходы госбюджета на 5 — 6 трлн руб. ежегодно.
Решению проблемы могли бы способствовать совершенствование системы подоходного налогообложения и ратификация Статьи 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции». Конвенцию Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20.
Многие предлагаемые меры по совершенствованию налоговой и таможенной систем, повышению эффективности природной ренты несут риски, и их следует реализовывать поэтапно и с коррекцией в течение нескольких лет с привлечением к руководству специалистов. Но только это позволит кардинально улучшить предпринимательский и инвестиционный климат России, в 2 раза снизив налоги на предприятия. Только так повысится платежеспособный спрос, а госбюджет получит дополнительные доходы в размере до 8 трлн руб. в год. Это позволит удвоить расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и поддержку наименее защищенных групп населения, что, помимо решения социальных проблем, будет также повышать покупательский спрос.
В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник: радиостанция «Эхо Москвы»
Источник фото: портал Internationalwealth.info