19 марта на пресс-конференции председатель Центрального Банка России Эльвира Набиуллина заявила, что «экономика растет быстрее ожиданий, и этот рост приобретает более устойчивый характер». Что, видимо, и стало одной из причин повышения (впервые с 2018 года) ключевой ставки — до 4,5%.

11 марта 2021 года Владимир Путин провел совещание об улучшении инвестиционного климата в России. По своей представительности это совещание масштаба послания Федеральному собранию. В видеоконференции участвует 81 человек — весь экономический блок правительства, Центробанк, налоговая, члены Госсовета и руководители 66 гигантов всех отраслей российской промышленности. В. В. Путин сообщил, что «благодаря своевременным, просчитанным мерам поддержки отраслей, бизнеса нам удалось преодолеть спад в экономике и выйти на ее восстановление. Видим это по динамике внутреннего спроса, постепенному снижению уровня безработицы».

Интересно, что такая же оценка состояния российской экономики дана в докладе А. Аслунда и Л. Гозмана «Россия после Путина: как восстановить государство», опубликованного 24 февраля с. г. Атлантическим советом на английской языке. На русском языке этот доклад опубликовал А. Н. Илларионов 7 марта с. г. Вот что пишут авторы доклада: «В отличие от 1991 года, российская экономика сегодня не вызывает особых опасений благодаря реформам Ельцина-Гайдара-Чубайса в начале 1990-х годов… В настоящее время в России достаточно стабильная макроэкономика с низкой инфляцией, минимальным бюджетным дефицитом и государственным долгом, а также большими международными валютными резервами. Она имеет сильный центральный банк и министерство финансов, а также достаточно хорошо функционирующую налоговую систему. Эти институты не требуют серьезной реформы. В России также существует хорошо функционирующая рыночная экономика, даже при чрезмерном государственном вмешательстве. Наконец, в стране есть множество малых и средних частных предприятий. Структура экономики полностью изменилась с советских времен».

По мнению авторов доклада, «основная причина нынешнего экономического застоя в России — это попытки правящего путинского круга обогатиться за счет эксплуатации природных ресурсов».

Между тем, по нашему мнению, картина в экономике не такая благополучная, как это представлено на совещании у Путина. Также не убедительны тезисы экономической части доклада А. Аслунда и Л. Гозмана.

На самом деле, ситуация в российской экономике плачевная и, прежде всего, у нас никуда ни годные налоговая и финансово-кредитная системы. Сегодня в России производить и инвестировать не выгодно. Например, прямые иностранные инвестиции в Россию в 2018 году составили $8,8 млрд, а внутренние инвестиции были равны нулю.

За 30 лет в России уничтожены десятки тысяч предприятий. Начало было положено в 1991 году. В двухтысячные годы разрушение продолжалось. На 1 января 2004 года в России было 102,1 тыс. средних и крупных предприятий и организаций. За 13 лет на 1 января 2017 года их число сократилось на 50,1 тыс. или на 49,1%. Заметим, что за годы Великой Отечественной войны в СССР было разрушено 32 тыс. предприятий.

Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214,0 тыс. тракторов, а в 2018 году было произведено 7,8 тыс., что составило лишь 3,6% от уровня 1990 года; зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2018 г. — 5,1 тыс. (7,8% от 1990 г.); производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%, и т. д.

Оставшиеся предприятия не загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в том числе в отрасли «Производство машин и оборудования» — 35%, «Электротехника и приборостроение» — 34%, «Производство транспортных средств» — 38%.

Экономическая ситуация в России ухудшается с каждым годом и перспектив не видно. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян по итогам 2020 года упали на 3,5%. Теперь они отстают более чем на 10% от уровня 2013 года — последнего года устойчивого роста доходов. За чертой бедности, т. е. с доходом менее 11.653 руб./мес. живут 19,6 млн россиян.

В. В. Путин, выступая на 27 января 2021 г. на Давосском форуме заявил, что «выход из бедности является ключевым социально-экономическим вызовом для всего мира» и обратил внимание на недопустимость игнорирования социально-экономических проблем. По его словам, это чревато серьезными последствиями.

С этим нельзя не согласиться. Рост благосостояния и соответствующий рост платежеспособного спроса населения — важнейший фактор улучшения предпринимательского климата в России. У населения должны быть деньги. Но они не должны быть «вертолетными» — раздача денег населению может привести к инфляции. Поэтому одновременно с раздачей денег необходимо обеспечить рост предложения со стороны отечественных производителей. Чтобы решить эту задачу, правительство должно создать условия, обеспечивающие конкурентоспособность отечественных производителей на мировом рынке. Как показано выше, здесь у нас большие проблемы.

Ситуацию усугубляет пандемия коронавируса. В рамках борьбы с пандемией на срок июнь 2020 г. — декабрь 2021 г. правительством разработан «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике».

Между тем, не все резервы задействованы и не все проблемы решаются.

Прежде всего, надо поднять настроение народных масс. Наше телевидение делает для этого всё возможное. Но кое-что могло бы сделать и правительство.

Например, следует отменить пенсионную реформу 2018 года. Судя по опросам, отношение россиян к подъёму пенсионного возраста было безоговорочно негативным. А дополнительные доходы бюджета не столь высоки — в 2020 году они составили 50 млрд. руб., что не так много — например, годовой доход российских миллиардеров в 2020 году составил 11 млрд. долл. или около 800 млрд. руб. по среднегодовому курсу.

Хорошей мерой повышения благосостояния населения могло бы стать повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума хотя бы до 20 тыс. руб. в месяц. В 2021 году у нас МРОТ равен 12.792 руб./мес., а прожиточный минимум — 11.653 руб./мес. В самой бедной стране Европы — в Болгарии МРОТ с 1 января 2021 г. равен 650 левов (около 29 тыс. руб.) в месяц.

В рамках борьбы с коррупцией было бы целесообразно ратифицировать Статью 20 «О незаконном обогащении» Конвенции ООН «О противодействии коррупции», которую Россия ратифицировала в 2006 году, но без Статьи 20. Напомним текст данной статьи: «Статья 20. При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Глядишь, и коррупции станет меньше — ведь иметь доход и его не тратить практически невозможно.

Большие резервы роста экономики таит наша налоговая система.

Здесь мы коснёмся лишь подоходного налога и НДС.

Прежде всего, необходимо ввести в России прогрессивную шкалу налогообложения доходов физических лиц. Это — обязательное условие роста рыночной экономики. Прогрессивная шкала позволяет сбалансировать экономику, поддерживая покупательский спрос и инвестиционный потенциал, смягчая аномальное экономическое неравенство. Об этом свидетельствует опыт большинства стран. Мы предлагаем шкалу со следующими ставками:

— 0% — для дохода до 20 тыс. руб./мес.; в развитых странах необлагаемый минимум — около $1000 в месяц, в Китае — $750 (5.000 юаней) в месяц;
— 13% — от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес.; доход свыше 250 тыс. руб./мес. в России получают менее 0,8% работников; снижение налоговой нагрузки почувствуют более 99,2% работников;
— 30% — от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес.;
— 50% — для дохода свыше — 1 млн. руб./мес.

Весомость налога в доходах бюджетов регионов является одним из факторов, из-за которых не вводится прогрессивная шкала с необлагаемым минимумом дохода — выпадение доходов из бюджета (около 2 трлн. руб.) из-за введения необлагаемого минимума — один из аргументов противников прогрессивной шкалы.

Откуда возьмутся дополнительные доходы?

Доходы бюджета возрастут за счет повышения ставок налогов на большие доходы. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 тыс. до 246 тыс. человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн. долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн. долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек. Если предположить, что средний годовой доход на 1 долларового миллионера составляет 0,6 млн. долл. или 36 млн. руб. (3 млн. руб./мес. при курсе $1=60 руб.), то при ставке подоходного налога 50% с суммы выше 1 млн. руб./мес. с 246 тыс. долларовых миллионеров был бы собран НДФЛ в сумме не менее 4,1 трлн. руб. Фактически в 2018 году был собран НДФЛ всего в сумме 3,65 трлн. руб., т. е. на 450 млрд. руб. меньше, чем если бы НДФЛ собирали только с долларовых миллионеров по предлагаемой нами шкале.

А всего, дополнительные доходы бюджета, благодаря прогрессивной шкале, составят не менее 3–4 трлн. руб. в год.

В совершенствовании нуждается НДС.

Мы предлагаем снизить ставку НДС с 20% до 10%; показатель «добавленная стоимость» рассматривать в качестве важнейшего показателя деятельности предприятия, считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; остальным экспортерам возмещать НДС на основе представляемых калькуляций; сократить число льготников; 50% НДС оставлять в бюджетах регионов, что повысит их заинтересованность в росте добавленной стоимости и позволит, как минимум, вдвое снизить число дотационных регионов (сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет; дотации получают 72 субъекта Федерации из 85).

Сегодня собираемость НДС не превышает 30%. Например, в 2018 году, согласно данным ФНС (форма 1НОМ) и Росстата, с отраслей, облагаемых НДС, был собран НДС в сумме 3,37 трлн. руб., а валовая добавленная стоимость этих отраслей составила 63,92 трлн. руб. Эффективная ставка НДС составила не 18%, а 5,3%, т. е. собираемость НДС в 2018 г. составила 29,4%.

Большие потери несет бюджет из-за незаконного возмещения НДС при экспорте, который НДС не облагается. Например, с 2000 по 2012 год экспорт России вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС — в 16 раз. Это значит, что значительная доля НДС (более 65%) возмещалась незаконно. Можно предположить, что примерно такая же доля НДС незаконно возмещается и сегодня. Речь идет о ежегодных потерях бюджета 2–2,5 трлн руб. и федеральные налоговая и таможенная службы должны обратить внимание на этот факт.
О некоторых других мерах обеспечения роста экономики России, а также подробности и расчеты по вышеуказанным мерам см. в книге «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан».

Реализация наших рекомендаций позволит увеличить ежегодные доходы бюджета России на 13–15 трлн. руб., а также существенно улучшить предпринимательский климат в России, вдвое снизив налоговое бремя на производство.

В блогах публикуются оценочные суждения, выражающие субъективное мнение и взгляды автора, которые могут не совпадать с позицией Всероссийской политической партии «ПАРТИЯ ДЕЛА»
Источник фото: газета «Известия»

Назад к списку
Поделиться