Почему у Китая ВВП растет, а у нас — нет? - Партия Дела
Присоединиться

Если кто не помнит, в 1992 году ВВП Китая был меньше, чем ВВП России, а в 2015 году их ВВП по номиналу стал больше российского в 8,5 раз и продолжает расти. К тому же, средняя зарплата в Китае на конец 2016 г. на наши деньги — 44 тыс. руб./мес., а необлагаемый подоходным налогом доход — 35 тыс. руб./мес.

Много станет ясным, если прочитать статью китайских ученых Чэн Эньфу (академик Академии общественных наук Китая) и Гао Цзянькуня (доктор экономических наук) «Перспективы макроэкономического развития Китая: десять мер» (перевод А. И. Калганова), опубликованную в журнале «Вопросы политической экономии» , № 1, 2017.

Здесь изложены основные положения статьи.

А не взять ли предлагаемые меры на вооружение разработчикам российских стратегий?

Для обеспечения эффективности экономики Китай использует следующие меры:

1. Поддержание роста экономики на уровне выше 6,5–7,5%.

Темпы роста в 6,7% и 6,9% по-прежнему сохраняют Китай среди первых экономик мира по этому показателю. По данным, опубликованным МВФ, вклад экономики Китая в мировой экономический рост превышает 25%, и страна остается наиболее важным драйвером мирового экономического роста. При этом, экстенсивный рост, основанный на масштабах и темпах, сменился на интенсивный, ориентированный на качество и выгоду. Потребление энергии на единицу ВВП в период 2011—2014 гг. г. ежегодно снижалось соответственно на 2,01%, 3,6%, 3,7% и 4,8%, а в 2015 г. — на 5,6%.

Решающую роль в ускорении экономического роста сыграл внутренний спрос. Вклад конечного потребления в рост ВВП составил 66,4%.

Традиционная модель экономического развития, основанная на факторах производства и инвестициях, трансформировалась в новую модель роста на основе инноваций.

2. Ускорение инновационного развития страны посредством реализации стратегии самостоятельного владения знаниями.

Лишь ключевые технологии в важных областях, разработанные самостоятельно, могут сделать нашу страну более мощной и безопасной. Реализация стратегии инновационного развития зависит от укрепления собственного инновационного потенциала.

3. Более разумное и современное регулирование промышленной структуры.

Во-первых, избыточная производственная мощность должна использоваться как можно более эффективно. В прошлом крупномасштабные инвестиции во многих отраслях промышленности привели к возникновению серьезных избытков производственных мощностей. Конкретная схема распределения избытка производственных мощностей должна быть сформулирована в соответствии с реальными условиями каждой конкретной отрасли и региона.

Во-вторых, необходимо развитие координации между отраслями. Отрасли не могут работать независимо друг от друга, они связаны друг с другом и поддерживаются взаимно.

В-третьих, необходимо повышение научно-технического уровня в различных отраслях промышленности.

4. Защита окружающей среды и эффективное использование природных ресурсов.

Следует четко сформулировать концепцию «экологической цивилизации», включающую гармоничные отношения между человеком и природой в масштабах всего общества. Стремление к чрезмерному экономическому развитию ради краткосрочной выгоды и частных интересов без соблюдения законов природы грозит ухудшением экологии.

5. Ускорение регионального экономического развития.

Развитие региональной экономической координации является непременным условием для полноценного структурного повышения качества экономического развития в условиях новой экономической нормальности.

Во-первых, необходимо развивать инфраструктурную взаимосвязь между этими регионами.

Во-вторых, необходимо развивать связь и координацию систем управления региональными экономиками.

В-третьих, необходимо стимулировать планирование и координацию охраны окружающей среды между регионами.

В Китае, в соответствии с моделями развития, территория подразделяется на четыре основные функциональные области: оптимального развития, концентрированного развития, ограниченного развития и запретительного развития.

В-четвертых, необходимы планирование и координация стратегии внешней открытости между регионами.

6. Разработка стратегии развития в шести областях с ориентацией на улучшение жизни людей.

Стратегия развития, ориентированная на улучшение жизни людей, будет предполагать развитие шести сфер, таких как аккумулирование богатства и распределение доходов, занятость, медицинское обслуживание, жилье, образование и социальное обеспечение, которые являются фундаментальными ценностными ориентирами экономического развития в соответствии с новой нормальностью.

Конечная цель социалистического экономического развития — это постоянное повышение качества жизни на основе всеобщего процветания. Ценностная ориентация на развитие, основанное на улучшении жизни населения, обеспечивает внутреннее единство основных целей экономического развития. Продвижение новой экономической нормальности предусматривает планирование стратегии развития, основанной на улучшении жизни людей в шести областях, и должно ускорить создание и совершенствование соответствующей системы и механизмов.

Среди них — система распределения на основе трудовых заслуг.

Во-первых, необходимо настойчиво совершенствовать систему распределения по труду в государственном секторе экономики. Государственный производственный сектор должен обеспечить разумный уровень вознаграждения за труд и попытаться синхронизировать рост объема вознаграждения за труд и рост производительности труда.

Во-вторых, необходимо настойчиво совершенствовать систему распределения правительством богатства и доходов.

На этапе первичного распределения правительство будет совершенствовать и укреплять соответствующие законы и нормативные акты, касающиеся распределения доходов, и с научной точки зрения регулировать распределение доходов и богатства.

В области перераспределения правительство будет совершенствовать систему налогообложения, чтобы регулировать доходы высокооплачиваемых лиц, систему трансфертных платежей для увеличения доходов людей с низкими доходами, и примет законы для предотвращения получения незаконных доходов.

В-третьих, необходимо создать и совершенствовать основные системы государственных услуг с гарантиями, хотя бы минимальными, с точки зрения занятости, медицинского обслуживания, жилья, образования и социального обеспечения. Базовая система государственных услуг в этих областях будет рассматривать равенство в обслуживании в качестве своей основной цели. Ядром этой цели является выравнивание возможностей разных регионов и групп населения.

7. Приоритетность развития смешанных форм собственности с главенствующей ролью государственных холдингов.

Приоритетность развития смешанных форм собственности с главенствующей ролью государственных холдингов является основным способом сделать государственные предприятия более крупными, сильными и конкурентоспособными.

В условиях новой экономической нормальности как традиционные отрасли, которые необходимо в срочном порядке оптимизировать и модернизировать, так и новые отрасли промышленности и сферы услуг должны развивать смешанные формы собственности с главенствующей ролью государственных холдингов, чтобы извлекать «три вида выгоды» из деятельности находящихся в государственной собственности предприятий, как это сформулировал Си Цзиньпин, т. е. важно сохранять и увеличивать стоимость государственных предприятий, повышать конкурентоспособность государственной экономики и расширять функции государственного капитала.

8. Финансовое развитие послужит развитию реальной экономики, обогащению людей и укреплению государства.

Развитие финансовой системы для обслуживания реальной экономики, обогащения населения и укрепления государства является необходимым условием стабильного функционирования экономики в условиях новой нормальности. Обслуживание реальной экономики является основной функцией финансовой системы. Нормальным проявлением этой функции является адаптация финансовой сферы к скорости и уровню развития реальной экономики. Финансовое развитие, отстающее от развития реальной экономики, не обеспечивает адекватного финансирования реального экономического развития и препятствует ему. В условиях развитии финансовой сферы в отрыве от реальной экономики финансовые риски постоянно аккумулируются, что, в конце концов, приводит к финансовым и экономическим кризисам при отсутствии финансового надзора.

Развитие финансовой системы для обслуживания реальной экономики, обогащения людей и укрепления государства в условиях новой нормальности требует принятия следующих мер:

Во-первых, недопущения в Китае монопольного положения иностранного капитала в финансовой сфере. Чтобы не допустить финансовой монополии иностранного капитала в условиях новой нормальности, необходимо наложить строгие ограничения на размеры долей капитала и на условия интеграции иностранного капитала в коммерческие финансовые учреждения в процессе развития смешанной формы собственности в Китае.

Во-вторых, необходимо быть осторожными в вопросе либерализации и внешней открытости операций с капиталом. Контроль над операциями с капиталом является эффективным средством предотвращения серьезных атак со стороны иностранного капитала на национальную экономику. Степень и скорость открытия счета операций с капиталом должны соответствовать возможностям регулирования финансового рынка и работы органов финансового надзора.

В-третьих, надо укреплять заранее, в процессе и позже контроль над всем процессом, особенно законы и систему надзора на фондовом рынке в целях предотвращения его обвала.

9. Синергичное развитие функции двойного регулирования правительством и рынком.

Синергичное развитие функции двойного регулирования правительством и рынком является фундаментальным механизмом высокоэффективного и устойчивого функционирования экономики в условиях новой экономической нормальности. При распределении ресурсов правительство и рынок могут успешно дополнять друг друга, обеспечивать реальную синергию и антиномию в механизме.

10. Меры по одновременному расширению спроса и проведению структурных реформ в области предложения.

Мы можем органично и эффективно объединить два блока развития: реформу, развитие и управление «тройным» спросом — инвестиционным, потребительским и чисто экспортным, с одной стороны, и также реформу, развитие и управление «новой тройкой» сферы предложения, включающей производственные ресурсы, структурные ресурсы и технологические инновации — с другой.

В настоящее время, когда мы осуществляем умеренное расширение совокупного спроса, мы должны настаивать на серьезных структурных реформах сферы предложения в целях повышения качества и эффективности этой системы, а также усиления стимулов устойчивого экономического роста и развития. Это объясняется тем, что соотношение между спросом и предложением остается сложным и постоянно меняется.
Реклама

Например, предложение (производство) может определять спрос (потребление), так как можно потреблять лишь товары и услуги, предоставляемые производством, но спрос (потребление) может также определять объем поставок (производства), так как поставки и производство товаров и услуг, не отвечающих требованиям покупателей, являются нерациональными.

На данный момент существуют пять ключевых задач, а именно: уменьшение производственных мощностей, сокращение запасов, сокращение доли заемных средств, снижение затрат, а также исправление недостатков:

— уменьшение производственных мощностей будет сосредоточено в нескольких отраслях промышленности, таких как сталелитейная и угольная;

— уменьшение запасов должно сконцентрироваться в сфере недвижимости;

— сокращение доли заемных средств должно быть направлено на уменьшение кредитного плеча предприятия с помощью финансовой системы;

— снижение затрат — направлено на ликвидацию необоснованных платежей предприятия;

— исправление недостатков должно сосредоточиться на увеличении инвестиций, чтобы компенсировать недостатки экономической структуры.

Можно резюмировать, что результаты развития экономики Китая с 2015 г. продемонстрировали — на первом этапе — основные параметры качества и эффективности новой экономической нормальности.

В настоящее время и в обозримом будущем Китай может поддерживать темпы роста ВВП на уровне выше среднего — примерно в 7% — одновременно повышая общее качество и эффективность экономического развития до тех пор, пока четкое понимание логики экономического развития обеспечивает принятие вышеупомянутых мер.

Такие меры развития экономики используют в Китае.

И нам эти меры вполне подошли бы!