Что делать конкретно?
Как реформировать российскую экономику?
Вопрос «Что делать?» возникает у многих, кто сталкивается с реальностями нашей жизни. Например, в Интернете публикуется цикл интервью экономиста Сергея Гуриева «Что (же) делать?» — о том, как построить свободную и процветающую Россию и что нужно делать в первую очередь, когда появится возможность для изменений.
Ниже перечислены некоторые проблемы экономики и предложены решения, обоснованность которых приведена в соответствующих публикациях.
Коррупция, непрофессионализм, некомпетентность и кумовство — главные проблемы России. Они — следствие неэффективности и низкого качества институтов и систем управления государством и экономикой, и прежде всего, следствие негодной политической системы.
Требуют немедленного реформирования:
— налоговая система;
— банковская и кредитно-финансовая системы;
— судебная система;
— работа правоохранительных органов;
— таможенная система;
— региональная политика;
— социальная политика (здравоохранение, образование, наука, культура).
Реформы обеспечат стабильный экономический рост за счет:
— устранения монополизма;
— повышения эффективности использования природных богатств;
— деофшоризации экономики;
— разумной национализации и приватизации;
— развития регионов.
Продолжение сегодняшней политики ведет к дальнейшему разрушению государства и его экономики, снижению доходов и уровня жизни населения.
Наши предложения начнем с налогов.
1. Реформирование налоговой системы.
Российская налоговая система препятствует экономическому росту; она неудовлетворительно выполняет фискальную функцию и почти не выполняет стимулирующую, контрольную, распределительную и социальную функции. Она не способствует развитию производства, росту благосостояния и снижению социального расслоения населения. Налоговая нагрузка на труд у нас одна из самых высоких в мире.
Неэффективная налоговая система является важнейшим фактором, обусловливающим деградацию экономики России и разрушение ее промышленного потенциала. Анализ российской налоговой системы и рекомендации по ее совершенствованию даны в книге Р. И. Нигматулин, В. А. Кашин, М. Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан».
С целью оптимизации организационной структуры налоговых органов мы предлагаем:
— передать в ведение единого налогового ведомства все налоги и сборы (включая таможенные пошлины, социальные взносы, и т. д.), дополнить функции этого единого налогового ведомства также и сбором налоговых платежей;
— организационно разделить в этом едином налоговом ведомстве подразделения, занимающиеся приемом и первичной обработкой налоговой отчетности, налоговыми расследованиями, взысканием налоговой задолженности.
С целью повышения эффективности работы с налогоплательщиками предлагаем:
— ввести практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества;
— для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами»;
— вести систему «единого лицевого счета» налогоплательщика, с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» — по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.
С целью совершенствования системы налогообложения предлагаем:
— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., 13% — от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% — от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше — 1 млн. руб./мес.;
— снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; возмещение НДС экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; 50% НДС оставлять в бюджетах регионов (сегодня весь НДС идет в Федеральный бюджет);
— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т. е. отменить регрессию;
— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США — $2 млн. в течение года);
— отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);
— упростить налоговую отчетность для всех, в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий — и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции, где заполненную декларацию предприниматель получает из налоговой инспекции и, при отсутствии замечаний, подписывает ее электронной подписью или пишет свои замечания.
Реализация этих рекомендаций позволит вдвое снизить налоговую нагрузку на производство и, в частности, на фонд оплаты труда, и одновременно увеличить доходы бюджета на 5–6 трлн. руб. ежегодно.
Источник: сетевое издание «Эхо Москвы»
Источник фото: Argus — stock.adobe.com