С пенсионной реформой следует подождать
Проблема существует. Государству не хватает денег на расходы
Премьер-министр Дмитрий Медведев 14 июня объявил о повышении пенсионного возраста. «Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году», — заявил председатель правительства.
По словам Д. А. Медведева, увеличение пенсионного возраста позволит направить высвободившиеся средства на увеличение текущих пенсий сверх уровня инфляции.
Пенсии для нынешних пенсионеров, по расчетам властей, будут увеличиваться на 1 тыс. руб. в год благодаря пенсионной реформе, однако чиновники не уточняли, будет ли ежегодная тысяча прибавкой в текущих или постоянных ценах (если в текущих, то прибавка будет с каждым годом обесцениваться). В реальном выражении пенсии в России не растут с 2013 года, показывают данные Росстата.
Если пенсионный возраст не повысить, коэффициент зависимости пожилых людей (измеряет численность пенсионеров в процентах к численности трудоспособного населения) возрастет с 45,5% в 2018 году до 55,4% к 2036 году, отмечают аналитики Moody’s [1] со ссылкой на прогнозные данные Росстата.
Сейчас страховые пенсии нынешним пенсионерам только на 70% обеспечиваются страховыми взносами, собираемыми с зарплат работников, следует из отчета ПФР за 2017 год. Соответственно, остальную часть обеспечивает трансферт из федерального бюджета, составивший в 2017 году 2,07 трлн. руб., или 2,25% ВВП.
Проблема пенсионного обеспечения в нашей стране действительно существует. Но объявление правительства о пенсионной реформе прозвучало, как гром среди ясного неба.
Судя по публикациям, против предлагаемой правительством пенсионной реформы возражает население и большинство независимых экспертов. Возможно, реформу в предлагаемом виде президент не утвердит.
Четкие и убедительные аргументы против пенсионной реформы изложены в статье М. Миронова «В чем несправедливость пенсионной реформы?». Статья [2] опубликована на сайте «Эха Москвы» 19 июня 2018 года. С доводами М. Миронова нельзя не согласиться.
Тем не менее, проблема существует. Государству не хватает денег на расходы, которые постоянно растут. Пенсионеры — одна из категорий лиц, за счет которых правительство решило поправить ситуацию. Отметим, что оно не гнушается и другими источниками увеличения доходов бюджета за счет своих граждан — повышение НДС с 18 до 20%, повышение цен на бензин, где налоги и акцизы составляют более 60% цены, дорожные сборы «Платон», сборы за капитальный ремонт жилья и т. д.
Правительство не может увеличить доходы бюджета за счет роста добавленной стоимости и увеличения богатства страны. Оно не может даже создать условия для решения этой задачи. Поэтому единственным источником дополнительных доходов являются поборы с населения России.
Между тем, именно за счет эффективного и справедливого перераспределения имеющихся ресурсов и за счет совершенствования администрирования доходы бюджета России могут быть существенно увеличены.
Нами предложены меры, реализация которых позволит увеличить доходы бюджета на 15–16 трлн. рублей, вдвое снизить налоговое бремя на производство и коренным образом улучшить предпринимательский климат в нашей стране именно за счет указанных источников. В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налоговой базы. Подробности и дополнительные обоснования см. в нашем Отчете [3].
1. Мы предлагаем ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым минимальным доходом 20 тыс. руб./мес., 13% — для дохода от 20 до 250 тыс. руб./мес., 30% — от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес., и 50% — свыше 1 млн. руб./мес. Это — одна из главных мер улучшения социально-экономической ситуации в России. Расчеты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, то ВВП России был бы на 30–50 процентов выше, чем в реальности. [4]
Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растет. А богатые тратят в России ровно столько, сколько нужно на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т. е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России. По нашим расчетам, дополнительные доходы бюджета составят 2–3 трлн. руб. [5] При этом, значительная часть населения будет освобождена от уплаты налогов. Средний класс изменения шкалы почти не почувствует.
2. Мы предлагаем усовершенствовать НДС, а именно: установить единую ставку НДС, равную 8%; сократить число льгот по НДС; НДС к уплате считать «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога (сегодня налоговая база НДС — стоимость реализованной продукции); добавленной стоимостью считать разность стоимости реализованной продукции и стоимости товаров и услуг сторонних организаций, включая стоимость основных средств; по опыту Китая отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья; 50% НДС оставлять регионам, что компенсирует им потери при введении предлагаемого нами необлагаемого подоходным налогом минимума в 20 тыс. руб./мес. (см. выше).
Эти меры улучшат предпринимательский климат, предприятию будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно он платит НДС в бюджет, позволит снизить розничные цены для населения, существенно сократят число дотационных регионов, повысят собираемость НДС с 30% до 90% и дадут бюджету дополнительно 2,0–2,5 трлн. руб.
3. Мы предлагаем снизить ставку социальных взносов с 30 до 20% и одновременно ликвидировать предельные суммы доходов, с которых не берут взносы в пенсионный и социальный фонды. По данным 2015 года, это даст бюджету дополнительно 300 млрд. руб.
4. Мы предлагаем прибыль в объеме до 50 млн. руб. в год, расходуемую на приобретение оборудования или технологий, не облагать налогом на прибыль. Это бюджету ничего не даст, но существенно увеличит инвестиционные возможности предприятий.
5. Огромные потери несет бюджет из-за неэффективной работы таможни. Мы предлагаем, обязать Федеральную таможенную службу (ФТС) на основе «зеркальной» статистики внешней торговли с приложением соответствующих документов объяснять разницу данных об экспорте или импорте России и страны-партнера. Это даст бюджету дополнительно 2,5–3,0 трлн. руб. [6] За счет чего? Вот пример: в 2015 году Россия поставила Германии нефтепродукты на 10,7 млрд. долл., а Германия получила за тот же период от России нефтепродукты на 27,1 млрд. долл. Этот случай не единичный и касается не только нефтепродуктов, и не только Германии.
6. Мы предлагаем коренным образом повысить эффективность изъятия природной ренты. Нефтегазовые доходы, включающие НДПИ на углеводороды, экспортные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ, в 2017 г. составили около 40% от общих поступлений в госбюджет. [7] Но могло бы быть существенно больше.
Мы предлагаем, по примеру стран ОПЕК и некоторых других нефтедобывающих стран, изменить порядок взаимодействия российского государства с добывающими компаниями: право добычи нефти, газа и др. следует давать компаниям на конкурсной основе с фиксированной платой за единицу добываемого сырья. При этом сырье остается в собственности государства, которое продает его по разумным ценам внутри страны и за рубеж без использования офшоров и посредников. Это даст бюджету дополнительно около 3,0 трлн. руб. В результате реализации вышеуказанных мер можно будет вдвое снизить тарифы на энергоресурсы (бензин, дизтопливо, электроэнергию, тепло и т. д.) и существенно увеличить расходы на социальные нужды и на инвестиции в экономику.
А цены на бензин внутри страны правительство России могло бы регулировать, исходя из задач развития нашей страны. И 15 рублей за 1 литр бензина АИ-95 — вполне нормальная и реальная цена. [8] Снижение цен на нефтепродукты (бензин, солярка, мазут) будут способствовать развитию села; потянут за собой снижение цен на электроэнергию, тепло и услуги ЖКХ.
7. И наконец, пора разобраться с офшорами. Преодоление офшорной зависимости и принудительная деофшоризация позволит увеличить доходы Федерального бюджета на 5–6 трлн. руб. Президент России неоднократно ставил вопрос о преодолении офшорной зависимости и о необходимости принудительной деофшоризации системообразующих российских компаний. Но правительство решило [9] этого не делать. Проект постановления о деофшоризации получил отрицательное заключение. Чиновники пришли к выводу, что «принудительные меры перевода широкого круга системообразующих организаций в юрисдикцию РФ создаст значительные риски для экономики страны… Риски возникнут из-за ослабления конкурентных позиций на мировых рынках и неисполнения контрактов во внешнеэкономической сфере». Это говорится в докладе первого вице-премьера Игоря Шувалова». Речь идет о 199 юридических лицах, на которые приходится 70% валового национального дохода. В этот список входят «Алроса», «Газпром», «Башнефть», «Норникель», «Роснефть», крупнейшие розничные сети, сотовые операторы и другие компании. Но теперь И. Шувалова в правительстве нет, и вопрос можно пересмотреть.
Из вышесказанного очевидно, что поиск необходимых доходов надо начинать не с пенсионной реформы. Условия для нее еще не созрели.
Свои рекомендации мы докладывали на многочисленных конференциях и совещаниях, публиковали в научных и популярных журналах, направляли руководству страны. Никому ничего не надо. Им и так хорошо. У правительства России совсем другие заботы и соображения и ничья помощь им не нужна.
[1] Аналитики Moody’s назвали плюсы повышения пенсионного возраста в России, РБК 21.06.18
[2] В чем несправедливость пенсионной реформы? М. Миронов, Профессор IE Business school (Мадрид)
[3] Программа практических мер по восстановлению производительного потенциала России, ЭАЦ «Модернизация», 2018 год
[4] А. Ю. Шевяков, А. Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009
[5] По мнению мнению академика С. Ю. Глазьева, введение прогрессивной шкалы подоходного налога даст бюджету дополнительно 5 трлн. руб.
[6] Ученые РАН придумали способ увеличить доходы бюджета на 2,5 трлн. руб., РБК, 30 июля 2015 г.
[7] Слезаем с «иглы» или возвращаемся в «нулевые»?, «Накануне. RU»
[8] Дорог ли бензин в России?, М. Абрамов. 06.06.18
[9] Правительство отказалось от идеи принудительной деофшоризации системных компаний, «Интерфакс», 2 октября 2017 г.
Источник: «Эхо Москвы»
Фото: CC0 Creative Commons