Снизим налоги вдвое
Тем самым мы поможем себе и малому бизнесу
Согласно исследованию АСИ (2017), малые и средние предприятия (МСП) в России представлены, в основном, микропредприятиями (95% от общего числа субъектов МСП), где занят один работник. Отраслевой состав МСП — это, в основном, торговля и услуги населению. В настоящее время в Российской Федерации осуществляют деятельность более 5,7 млн. МСП, которые создают рабочие места для 19 млн. граждан. Вклад сектора МСП в ВВП страны составляет около 20 процентов.
В развитии малого бизнеса мы существенно отстаем от развитых стран, где доля малого бизнеса в ВВП достигает 50–70%; при этом значительная доля МСП занята в производстве.
Уже десятки лет президент и правительство говорят о необходимости развития малого бизнеса, а проблема практически не решается.
В настоящее время Проблемам малого и среднего бизнеса посвящен Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации.» Специальный раздел, посвященный малому и среднему бизнесу, есть в Указе Президента России от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
По сравнению с другими странами в России производить не выгодно. Наконец-то это начали понимать и в Минфине: «30% одних страховых взносов! Я уж не говорю про НДС, про подоходный налог. В других странах нет такой нагрузки. И здесь мы проигрываем конкуренцию, конкурентоспособность нашей налоговой системы по сравнению с другими странами», — заявил Силуанов в ходе панельной сессии «Налоговая система России: образ будущего» на Гайдаровском форуме в январе 2018 г. в Москве. [1]
Ни в Постановлении Правительства, ни в Указе Президента решение этой проблемы не предусмотрено.
К сожалению, не волнуют эти проблемы и оппозицию — и формальную, и не формальную. Возможно, они об этом просто не говорят.
Между тем, при существующем в России предпринимательском климате развитие невозможно, независимо от выбранного курса. Имеющиеся в России механизмы и инструменты развития требуют замены или капитального ремонта. Это относится к системе управления, к налоговой, кредитно-финансовой, таможенно-тарифной и судебной системам. Для исправления ситуации, в первую очередь, необходимо коренным образом реформировать российскую налоговую систему.
Экспертно-аналитический центр «Модернизация» много лет разрабатывает предложения, направленные на развитие экономики России. По заданиям руководства страны мы разработали рекомендации, реализация которых могла бы в корне улучшить предпринимательский климат в нашей стране и получать в бюджет дополнительно 15–16 трлн. руб. ежегодно.
Эти рекомендации обсуждались на самых разных совещаниях, публиковались в научных и популярных журналах и направлялись руководству страны, от которого мы получали отписки. Ни одно из наших предложений не принято.
Тем не менее, если вдруг у кого-то возникнет желание изменить экономическую ситуацию в России к лучшему, наши рекомендации его заинтересуют, а мы готовы помочь в их реализации.
В области налогообложения, в том числе и для малого бизнеса, мы предлагаем:
— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., 13% — от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% — от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше — 1 млн. руб./мес.;
— снизить ставку НДС до 8% и считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья;
— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т. е. отменить регрессию;
— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США — $2 млн. в течение года);
— отменить налог на имущество предприятий;
— отменить Упрощенную систему налогообложения (УСН) и упростить налоговую систему для всех, в частности, сократить объем налогового отчета (декларации) до 1–2 страниц.
Сравним налоговую нагрузку при существующей и предлагаемой нами шкале налогообложения для предприятий, работающих на ОСН (Основной системе налогообложения), на УСН-1 (Упрощенной системе налогообложения, 15% от «доходы минус расходы») и УСН-2 (6% от «дохода») со следующими параметрами:
1. Численность — 100 чел. (максимальная численность для УСН)
2. Средняя зарплата — 40.000 руб./мес.
3. Годовой фонд оплаты труда (ФОТ) — 48,0 млн. руб.
4. Реализация (доход) — 150,0 млн. руб. (максимальный доход для УСН)
5. Стоимость основных средств и имущества — 100 млн. руб.
6. Амортизационные отчисления — 7,28 млн. руб.
7. Годовая прибыль — 30 млн. руб.
8. Добавленная стоимость («ФОТ + прибыль + амортизация + налоги без НДС» или, что то же самое, «доходы минус расходы») — 100,0 млн. руб.
9. Стоимость покупных (расходы) — 50 млн. руб., в том числе:
— у плательщиков НДС — 20 млн. руб.
— у неплательщиков НДС — 10 млн. руб. (включается в налогооблагаемую базу НДС).
— основные средства — 20 млн. руб. (уменьшает базу налога на прибыль)
Результаты вычисления налоговой нагрузки на предприятие при существующей и предлагаемой системах налогообложения представлены в таблице:
Показатели | ОСН | УСН (база – доходы минус расходы) | УСН (база – доходы) | Предлагаемая шкала | ||||
Ставка | Сумма, млн руб. | Ставка | Сумма, млн руб. | Ставка | Сумма, млн руб. | Ставка | Сумма, млн руб. | |
БФОТ | — | 48,0 | — | 48,0 | — | 48,0 | — | 48,0 |
НДФЛ | 13% | 6,24 | 13% | 6,24 | 13% | 6,24 | 0-50% | 3,12 |
База соц. взносов | 48,0 | 48,0 | 48,0 | 48,0 | ||||
Социальные взносы | 30% | 14,4 | 30% | 14,4 | 30% | 14,4 | 20% | 9,6 |
Налоговая база НДС | — | 110,0 | — | — | — | — | — | 100,0 |
НДС | 18% | 19,8 | — | — | — | — | 8% | 8,0 |
База налога на прибыль | — | 30,0 | — | — | — | — | — | 10,0 |
Налог на прибыль | 20% | 6,0 | 20% | 2,0 | ||||
Налог на имущество | 2,2% | 2,2 | — | — | — | — | 0 | 0 |
Налоговая база УСН | — | — | — | 100,0 | — | 150 | — | — |
Налог для УСН | — | — | 15% | 15,0 | 6% | 9,0 | — | — |
Итого к уплате | — | 48,64 | — | 35,64 | — | 29,64 | — | 22,72 |
К предлагаемой шкале | 214% | 157% | 130% | 100% |
Из таблицы видно, что предлагаемые нами меры позволяют снизить налоговое бремя на модельное предприятие, работающее на ОСН, в 2,14 раза, что в корне улучшит предпринимательский климат в нашей стране.
На эту же шкалу мы предлагаем перевести предприятия, работающие на УСН. Им это будет выгодно. В зависимости от режима УСН, для них налоговая нагрузка при работе по предлагаемой нами шкале будет ниже в 1,57 раза или в 1,3 раза. При этом будет существенно повышена их конкурентоспособность, т. к. они станут плательщиками НДС, и с ними будет выгодно работать предприятиям, работающим по Основной системе налогообложения. А объем налогового отчета мы предлагаем сократить до одной страницы для всех предприятий — и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции. Форма такого отчета нами разработана.
За счет оптимизации налоговых ставок, совершенствования администрирования и повышения собираемости налогов, дополнительные доходы бюджета РФ составят не менее 5 трлн. руб. Подробности см. в отчете ЭАЦ «Модернизация». [2]
А если снизить налоги на производство в 2 раза в соответствии с нашими рекомендациями, Россия станет другой страной — будет и рост ВВП, и рост благосостояния граждан, и импортозамещение, и здравоохранение, и образование, и цифровизация, и прорыв, и т. д.
[1] РБК, 17.01.2018
[2] Программа практических мер по восстановлению производительного потенциала России
Источник: «Эхо Москвы»
Фото: Питер Брейгель Младший, Уплата налога, 1640 год