НДС: что происходит и что делать!?
Бюджету не хватает денег.
Обостряется борьба бизнеса, желающего уклоняться от уплаты налогов, и государства, желающего получать от бизнеса как можно больше. Проблема состоит в том, что бизнес не однороден – одни не доплачивают, чтобы выжить, а другие из принципа: зачем платить, если можно не платить. Отличить одних от других государство не может и стрижет всех под одну гребенку.
Жестокая борьба разворачивается вокруг НДС. Сложность сбора (администрирования) НДС настолько велика, что ФНС фактически смирилась с уклонениями и следит лишь за соблюдением статус кво, т.е. чтобы было собрано не меньше, чем в прошлый раз. Для этого в каждом регионе установлена «безопасная доля вычетов», которая в среднем по России составила 90% – ее не должны превышать налогоплательщики. Безопасную долю вычетов для Вашего региона можно увидеть здесь. Сегодня собираемость НДС не превышает 30-40%. Но в связи введением в 2015 году Федеральной налоговой службой системы АСК НДС-2, обеспечивающей контроль уплаты НДС всеми участниками цепочки поставщиков и покупателей, все нарушения будут выявляться. И именно от ФНС теперь будет зависеть скорость дальнейшего разрушения российской экономики. Например, по данным ЦМАКП только в марте 2015 года обанкротились около 1,5 тыс. предприятий. Возможно, не все из-за НДС. Но и НДС сыграл свою убийственную роль.
При подготовке статьи мне попался в Интернете такой текст: «…Тема НДС, его администрирования и возмещения приобрела черты национального бедствия… Идет «подковерная борьба», преследующая интересы тех или иных крупных финансово-промышленных групп, для многих из которых так называемый возврат НДС стал одним из наиболее стабильных и надежных источников доходов. Вот, в частности, откуда взялись и многочисленные льготники по НДС, и те поправки, изменения и дополнения к закону об НДС, которых сегодня насчитывается более сотни и в которых утонет любая надежда найти зерно справедливости при распределении налогового бремени…».
Я думал, что речь едет о России. Оказалось, это сказано на Украине депутатом Одесского облсовета в 2006 году, спустя два года после «майдана-2004». На «вопиющий в пустыне глас» никто не обратил внимания. Через десять лет – «майдан-2014», разруха, гражданская война.
Примерно в те годы по приглашению организаторов я принимал участие в налоговой конференции в Киеве и делал доклад на тему совершенствования НДС. Говорил примерно то же самое, что и сегодня. Помню, после конференции один из организаторов мне сказал: «у нас (т.е. у них на Украине) – демократия, у вас (т.е. в России) – диктатура, а бардак – одинаков». По поводу диктатуры он, конечно, клеветал, а по поводу бардака мы были единодушны. Налоги уничтожают производство и у них, и у нас.
В Послании 1 декабря 2016 года В.В. Путин поставил задачу поправить нашу налоговую систему. Надеюсь, что теперь идеи нашего Центра (в том числе по НДС), с которыми мы носимся и постоянно шлифуем много лет, наконец-то будут востребованы.
В России НДС действует с 1 января 1992 года. Порядок исчисления налога и его уплаты первоначально был определён законом «О налоге на добавленную стоимость», с 2001 года регулируется главой 21 Налогового кодекса РФ. Максимальная ставка НДС в Российской Федерации после его введения составляла 28%, затем была понижена до 20%, а с 1 января 2004 года составляет 18%. Для некоторых продовольственных товаров, книг и товаров для детей в настоящее время действует также пониженная ставка 10%; экспорт и многие другие виды добавленной стоимости НДС не облагаются, т.е. ставка 0%.
НДС – один из основных источников дохода бюджета. В 2015 году был собран НДС в сумме 4,1 трлн. руб., в т.ч. 1.510,6 млрд. руб. за импорт. В 2016 г. запланировано собрать НДС в сумме 4.409,0 млрд. руб., или 31,97% доходов Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.
Существующие методика расчета НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками. Больше половины налоговых дел в арбитражных судах посвящены НДС. Злоупотребления процветают и при экспорте, и при реализации продукции внутри страны.
О собираемости НДС (резервах бюджета) говорят данные ФНС о собранном НДС и данные Росстата о добавленной стоимости (см. Таблицу):
Таблица. Структура НДС, собранного ФНС (форма 1-НОМ), и добавленной стоимости (Росстат) по отраслям, млрд. руб.
|
Отрасли народного хозяйства |
|
Доля отраслей в собран-ном НДС |
Валовая добавленна cтоимость отраслей России, в 2013 году |
Доля отраслей в добавленной стоимости России |
Эффективная ставка НДC для отраслей
|
1 |
2
|
3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
По России, в том числе: | 2.589,4 | 100% | 57.476,9 | 100% |
4,51% |
|
1 | Добыча полезных ископаемых | 168,9 | 6,52% | 6 217,9 | 10,82% | 2,72% |
2 | Обрабатывающие производства | 509,7 | 19,68% | 8 519,3 | 14,82% |
5,98% |
3 | Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 208,9 | 8,07% | 1 949,8 | 3,39% | 10,71% |
4 | Строительство | 299,4 | 11,56% | 4 159,2 | 7,24% | 7,20% |
5 | Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов | 384,0 | 14,83% | 10 471,6 | 18,22% | 3,67% |
6 | Гостиницы и рестораны | 31,9 | 1,23% | 582,8 | 1,01% | 5,47% |
7 | Транспорт и связь | 271,2 | 10,48% | 4 885,4 | 8,50% | 5,55% |
8 | Финансовая деятельность | 105,5 | 4,07% | 2 819,2 | 4,90% | 3,74% |
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг | 471,4 | 18,2% | 6 922,7 | 12,04% | 6,81% | |
10 | Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг | 55,3 | 2,13% | 944,5 | 1,64% | 5,85% |
Всего в 2015 году в бюджет поступил НДС в сумме 4.100,0 млрд. руб., в т.ч. 2.589,4 млрд. руб. за продукцию, произведенную и реализованную в России (форма 1-НОМ), и 1.510,6 млрд. руб. за импорт (данные ФТС).
Из таблицы видно, что эффективная ставка НДС в целом по России составляет 4,51%. Если ставку НДС снизить с 18% до 8% и считать НДС, как мы предлагаем, прямым способом как произведение официальной добавленной стоимости предприятия (зарплата+прибыль+амортизация+налоги) на ставку налога, то за продукцию, произведенную и реализованную в России бюджет получит дополнительно около двух триллионов рублей. А если, по примеру Китая, отменить возмещение НДС при экспорте продукции добывающих отраслей и частично сократить льготы, дополнительные доходы бюджета будут еще больше. Будут компенсированы и потери (около 750 млрд. руб.) из-за снижения ставки НДС на импорт. А если выявить теневую добавленную стоимость, которая по некоторым данным превышает 40% ВВП, то дополнительные доходы бюджета станут еще больше. И существенное (c 18% до 8%) снижение ставки НДС будет этому способствовать. И никаких возмещений НДС и споров с налоговым инспектором по этому поводу! И «обналичка» будет почти не нужна. И населению это понравится, т.к. будут снижены розничные цены, которые включают в себя НДС.