Налоговая система – главный инструмент стратегии развития экономики России - Партия Дела
Присоединиться

(Текст к Презентации доклада на Пленарной конференции № 3 «Новое индустриальное общество XXI века на III международном экономическом конгрессе в Санкт-Петербурге 27 марта 2017 года)

Как сказал классик, неизбежны лишь смерть и налоги. Государственное управление, образование, здравоохранение, наука, культура, оборона и другие нужды государства финансируются за счет собираемых налогов (в т.ч. социальных сборов, таможенных пошлин и др.), т.е. того, что государство безвозмездно и принудительно изымает у граждан и предприятий.

Налоги могут способствовать развитию экономики, но могут этому препятствовать.  Наша система налогообложения разрушает экономику.

Изучением налоговых проблем и разработкой рекомендаций по их решению мы (Экспертно-аналитический центр «Модернизация») занимаемся много лет и многое нам понятно. Мой доклад подготовлен на основании НИР, выполненных в 2010-2017 г. г. Наши рекомендации можно рассматривать как теоремы, т. е. мы можем доказать их справедливость и целесообразность.  

В России производить не выгодно. Главная причина – высокие налоги. Например, если сравнить налоговую нагрузку на «модельное предприятие», предложенное Минфином в «Основных направлениях налоговой политики», в России и в США, мы увидим, что налоговая нагрузка на это предприятие в России в 5-8 раз выше, чем на такое же предприятие в США.

В результате, производство в России неконкурентоспособно и сходит на нет. По данным Минпромторга, доля импортной продукции стратегических отраслей на российском рынке составляет от 80 до 90%; соответственно, доля российской – от 20 до 10%. И эта доля снижается.

Собираемость налогов в России не превышает 50%. Например, подоходный налог и социальные взносы в 2015 году были собраны с налоговой базы 22 трлн. руб., а доходы населения, согласно Росстату, составили около 50 трлн. руб. Собираемость НДС не превышает 30%.

Но одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить». Если обеспечить среднеевропейскую собираемость налогов, российская экономика получит большие проблемы.

При малых и средних доходах физических лиц налоговая нагрузка на фонд оплаты труда в России существенно выше, чем в развитых странах. Например, необлагаемый налогом годовой доход одиночки в Германии составляет в 2016 году в переводе на рубли 46 тыс. руб./мес., а во Франции – 32 тыс. По данным ВЦИОМ медианная зарплата на руки в России составляет 20,5 тыс. руб., т.е. половина населения получает зарплату больше этой суммы, а половина – меньше. Если бы при сегодняшних зарплатах в России была французская шкала, то от налога были бы освобождены 60% населения; а если бы немецкая – 70-80%.

Мы рассмотрели результаты расчета месячной зарплаты по немецкой и российской шкалам в трех вариантах при фонде оплаты труда (включая НДФЛ и социальные сборы) в размерах 1000, 2000 и 3000 евро в месяц. Установлено, что налоговая нагрузка в России существенно выше, чем в Германии: при 1 и 2 тыс. евро в месяц в два раза, при 3 тыс. – в полтора раза.

Рассматривая шкалы подоходного налога в разных странах в 2016 году и место этих стран в рейтинге коррупции, можно заметить, что, чем ниже максимальная ставка подоходного налога, тем выше уровень коррупции. По-видимому, это не случайно.

Мы предлагаем для России прогрессивную шкалу, при которой доходы до 20 тыс. руб. в месяц налогом не облагаются, до 250 тыс. руб. – ставка 13%, до 1 млн. – 30% и свыше 1 млн. руб. в месяц – ставка 50%. Предлагаемая шкала почти не затронет средний класс. При этом почти половина населения будет освобождена от уплаты налога. Существенное повышение налогов почувствуют 1-2% населения. При этом доходы бюджета вырастут на 1,5-2,0 трлн. руб.

Анализ собираемости НДС показал, что при номинале 18% реальная эффективная ставка НДС в 2015 году не превышала 3,6%. Расчет простой: сумму собранного НДС делим на добавленную стоимость, указанную Росстатом. Собираемость НДС равна 22%. Кто-то скажет, что так считать нельзя. Но такая же цифра 22% получена при изучении реальных отчетных данных на примере налоговой инспекции Курской области.

Мы предлагаем установить единую ставку НДС 8%, сократить число операций, не облагаемых НДС, считать НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога, отменить возмещение НДС при экспорте сырья, 50% НДС оставлять регионам (как правило). Реализация предлагаемых мер улучшит предпринимательский климат, повысит собираемость НДС до 90% и даст бюджету дополнительно 2,0-2,5 трлн. руб.

Сложность и запутанность налоговых процедур мешает работать. Ситуация ухудшается с каждым днем. Электронная отчетность проблем не решает. Она упрощает подготовку и сдачу отчета, но увеличивает вероятность разорения предприятия по надуманным поводам. Например, объем полной квартальной Декларации по НДС для малого предприятия (12 чел.) – 1 тысяча 444 страницы.  На бумажном носителе сдавать отчет не нужно, но ошибка на любой странице может привести к последствиям вплоть до уголовных.

Мы предлагаем, по примеру Швеции, ввести форму Налогового отчета по всем налогам на 1-2 страницах. Единственный «недостаток» этой формы – в ней будет все видно. Чем занимается предприятие и надо ли его проверять. В существующих формах ничего понять невозможно.

Половина импорта и экспорта России идет «мимо кассы». Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе по итогам нашей работы, установила, что потери бюджета недопоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб.

Среди прочих товаров «утекает мимо кассы» значительная часть экспортируемых углеводородов. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они получили их на сумму $9 млрд. По этому поводу в США открыто уголовное дело. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляют $10,9 млрд. и $27,1 млрд.  Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. больше, чем мы им поставили. С информацией может познакомиться любой желающий на сайте ООН.

Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба с применением «зеркальной статистики» должна объяснять и подкреплять документами разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами.

Кроме того, любой гражданин должен быть готов дать разумное объяснение происхождению своих богатств (недвижимости, акций, антиквариата, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не подкрепленных декларацией об уплате налогов, или не соответствующих получаемым доходам.

Более радикальное решение: пересмотреть правила взаимодействия государства с добывающими компаниями – право добычи нефти, газа и др. следует предоставлять по конкурсу тем добывающим компаниям, которые предложат меньшую цену за единицу добываемого сырья. Само сырье остается в собственности государства, которое продает его без офшоров и посредников. Так работают страны ОПЕК, Норвегия и российские компании за рубежом.

Заключение.

Когда-то Ломоносов сказал, что «может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов российская земля рождать». Он и в страшном сне не мог представить, что его потомки родят «Платона» в виде дорожного сбора.

Реализация предлагаемых нами мер коренным образом улучшит предпринимательский климат в России и только за счет перераспределения имеющихся ресурсов даст бюджету на социальные нужды и для инвестирования дополнительно от 8,0 до 11,0 трлн. руб. «Бюджет РФ – 2018» может стать «Бюджетом развития». «Платон», Налог с продаж и другие придумываемые наспех налоговые меры будут не нужны. В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы.