Проблемы в экономике России появились не сегодня, но решать их пока никто не собирается - Партия Дела
Присоединиться

Вспомните статью Д.А. Медведева «Россия, вперед!» опубликованную 10 сентября 2009 года, когда он был Президентом России, вступив в должность 7 мая 2008 г. Вот выдержки из его статьи:

«…Какую бы сферу ни затрагивали преобразования, их цель в конечном итоге одна – повышение качества жизни в России.

Создание условий для обеспечения граждан жильем, работой, медицинской помощью. Забота о пенсионерах, защита детей, поддержка людей с ограниченными возможностями – прямая обязанность властей всех уровней.

Я приглашаю всех, кто разделяет мои убеждения, к сотрудничеству. Приглашаю к сотрудничеству и тех, кто не согласен со мной, но искренне желает перемен к лучшему.

Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать. Терпеливо, прагматично, последовательно, взвешенно. Действовать прямо сейчас. Действовать завтра и послезавтра. Мы преодолеем кризис, отсталость, коррупцию. Создадим новую Россию. Россия, вперед!».

А ведь хорошо сказано! Лично я с ним согласен. Более того, я надеюсь, что он так и думал. В 2009 году уже всем было очевидно, что мы едем не в ту сторону и многое надо менять.

Прежде всего, надо было менять налоговую и таможенную системы. От их качества зависит уровень коррупции в нашей стране. Эти системы обеспечивают бюджет России доходами, они являются главными инструментами экономической политики и эти системы уже к 2009 году работали из рук вон плохо.

Вот мнение о Российской налоговой системе ее тогдашнего руководителя М.П. Мокрецова: «Налоговое законодательство меняется чересчур часто. Эти законы очень некомфортны, непонятны, запутаны, дают возможность двойного рассмотрения. Это порождает правовой нигилизм. Но мы не являемся субъектом законодательной инициативы. Налоговую политику определяет Минфин, а мы исполняем то законодательство, которое сложилось. Его нестабильность создает и для нас массу проблем. Мы неоднократно высказывали Минфину свое мнение… Декларации раздуты непомерно. Декларацию по НДФЛ нормальный человек заполнить не может. В декларации, заполняемой по прибытии, содержится практически вся 25-я глава Налогового кодекса, страшная. Декларация по НДС, когда налог появился, была полторы странички, а сейчас 17 страниц. Декларации можно сократить до того уровня, который устроит и нас, и налогоплательщиков. Поэтому мы уже несколько лет говорим Минфину, чтобы они отдали нам эти полномочия…».

В 2010 году В.П. Мокрецов был снят с должности и переведен на работу в Министерство обороны.

До 50% доходов Федерального бюджета дает Федеральная таможенная служба. Вот мнение ее руководителя А.Ю. Бельянинова, высказанное им 27 августа 2009 года: «Все системные правовые документы в этой сфере принимались в те годы, которые отличались правовым нигилизмом. Их писали умные люди, умеющие мыслить на перспективу. Они обеспечили безбедное существование не только себе, но и своим детям, а может быть, даже и внукам… Недостатки в таможенном законодательстве, заложенные в те годы, хотим мы того или нет, позволяют как угодно трактовать его, что зачастую приводит к коррупции. И мы не только это видим, но и стремимся кардинально изменить ситуацию уже сейчас… Как экономист, хотел бы отметить, что мы убили собственного экспортера и продолжаем его хоронить…».

С тех пор прошло более семи лет, и экономическая ситуация в стране стала еще хуже.

В том, что качество работы ФТС не отвечает интересам России, мы могли убедиться, выполняя в 2013 году по заданию Комитета Госдумы по транспорту исследование «Администрирование внешнеторговых грузопотоков». По итогам нашей работы, Межведомственная комиссия, созданная в 2015 году при Государственной Думе, установила, что потери бюджета из-за недопоступления таможенных пошлин и НДС составили в 2013 году 2,5 трлн. руб. Среди прочих товаров «утекает мимо кассы» значительная часть экспортируемых углеводородов. Например, по данным ООН, представленным Россией, в 2015 году Россия поставила в США нефтепродукты на $3 млрд., а по данным, представленным США, они получили их на сумму $9 млрд. По этому поводу в США открыто уголовное дело. Соотношение данных по нефтепродуктам с Германией составляют $10,9 млрд. и $27,1 млрд. Т.е. эти две страны получили в 2,6 раза или на $22,2 млрд. больше, чем мы им поставили. «Мимо кассы» идет почти половина российского импорта и экспорта.

Меры, предлагаемые для уменьшения контрабанды и в борьбе с коррупцией очень простые: Федеральная таможенная служба должна объяснять разницу своих данных и данных, представляемых странами-партнерами, указанных на сайте ООН.

Кроме того, любой гражданин должен быть готов дать разумные объяснения происхождению своих богатств (недвижимости, акций, антиквариата, банковских счетов и др. в России и за рубежом), не соответствующих получаемым доходам, и подкрепить их декларациями об уплате налогов. Это касается не только таможенников, но всех граждан России.

Между тем, из-за налогов (в том числе таможенных пошлин, акцизов и др.) разрушается промышленное производство; по данным Минпроторга, в 2014 году доля импорта продукции стратегических отраслей на российском рынке составляет от 80 до 90%. Соответственно российская – от 20 до 10%. И эта доля продолжает падать. Если считать «дном» полное прекращение производства, то мы идем к нему семимильными шагами. Например, согласно Росстату, в 2015 году выпуск ткацких станков, экскаваторов, бытовых пылесосов, шерстяных тканей составлял менее 2% по сравнению 1990 годом, а выпуск тракторов, металлорежущих станков, часов всех видов, кузнечно-прессовых машин, мотоциклов – менее 5%. С другими видами продукции дела ненамного лучше.

Можно ли называть министерство, ответственное за эти результаты, министерством экономического развития? Более верное для него название – министерство разрушения российской экономики. То, что происходит последние 25 лет, никак нельзя назвать развитием. И никто не несет за это ответственности. Между тем, ответственность должны нести и экономический блок правительства, и обеспечивающие его теоретическими обоснованиями институты – прежде всего, Высшая школа экономики, Академия народного хозяйства и государственной службы, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и др.

Но власть, по-видимому, будет сохранять существующую налоговую систему до последнего работающего предприятия, до последнего барреля нефти, продаваемой за рубеж.

Ответ на вопрос «почему так происходит и что надо делать» хотелось бы услышать от выступающих на Гайдаровском экономическом форуме. Но они не в курсе дела. Об этом прямо и честно сказал ректор Российской академии народного хозяйства и один из организаторов форума В.А. Мау в передаче «В круге Света» на «Эхе Москвы» 17 января 2017 г.: «Мы реально не понимаем, что происходит с экономикой. И это очень важно». Чтобы ни у кого не оставалось сомнений, он повторил это трижды в течение 1 минуты. Для В.А. Мау и для его единомышленников, к которым относятся весь экономический блок правительства России и его «придворные» институты – НИУ ВШЭ, РАНХиГС, Институт экономической политик им Е.Т. Гайдара и др., раньше было «хорошо» и неожиданно стало «плохо». На самом деле, плохо стало с самого начала (с 1991 года), когда экономикой стали управлять люди, которые в ней «не понимают». Единственное, что они могут – это «по-научному» объяснить причины неудач и «запудрить мозги» руководству страны. Тем более, как говорил А.С. Пушкин в аналогичной ситуации: «Ах, обмануть меня не трудно, я сам обманываться рад».

Тех, кто «понимает», они близко не подпускают ни на свои форумы, ни к обсуждениям, ни, тем более, к участию в принятии решений.

Почему же все-таки это происходит?

Многим ясно, что российская налоговая система требует коренного реформирования. По-видимому, это ясно и некоторым чиновникам Минэкономики. Но налоговая система находится в ведении Минфина, которое за развитие экономики ответственности не несет, а корпоративная этика не позволяет чиновникам Минэкономики нагружать чиновников Минфина работой, которую те делать не умеют и не хотят.

С другой стороны, Минфину не хватает денег для финансирования уже существующих обязательств. Поступления сократились, а сокращать госрасходы и заниматься перераспределением ресурсов, которые в стране пока есть, опять же мешает корпоративная этика – ведь потребуется залезть кому-то в карман.

Казалось бы, почему бы по опыту Китая не отменить экспортерам сырья возмещение НДС, уплаченного предприятиями других секторов народного хозяйства? Ведь речь идет, по меньшей мере, о триллионе рублей.

Или почему бы не ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, увеличив налоговое бремя на 1% российского населения, доходы которого, по некоторым данным, превышают доходы остальных 99%? Такая шкала есть во всех странах ОЭСР, «двадцатки», БРИКС и др. Ведь здесь тоже речь идет дополнительных триллионах для российского бюджета и о возможности удвоения расходов на культуру, науку, образование, здравоохранение.

Есть и другие достаточно простые и эффективные меры.

Но нет! Никому в карман из 1% они не полезут – корпоративная этика не позволит. А если и полезут, то по-честному, ко всем 100% – например, введут налог с продаж или используют для заделки «дыр» в бюджете накопительную часть пенсии. Или еще что-то придумают.

И никакие санкции не заставят наших чиновников поступиться принципами.

Интересные объяснения происходящему дали известные экономисты В.Л. Иноземцев и А.А. Мовчан.

По мнению В. Иноземцева, «основная цель российской власти – максимальное личное обогащение и единственный фактор, который может повлиять на нее – это невозможность обогащаться, как прежде».

По мнению А. Мовчана, «наше правительство не делает ничего, оно просто наблюдает за картинкой. Но может оно и к лучшему, потому что все, что правительство делало, оно обычно оборачивалось к плохому…».

Трудно сказать, кто из этих экономистов прав больше. Похоже, они оба правы.

Мы (эксперты ЭАЦ «Модернизация») много лет занимаемся проблемами промышленной политики и, в частности, налоговой системы. Мы точно знаем что и как надо делать. Более того, мы надеялись, что наконец-то наши наработки будут востребованы, т.к. в своем Послании в декабре 2016 года В.В. Путин поручил Правительству вместе с учеными и предпринимателями подготовить предложения по совершенствованию налоговой системы. В январе с. г. мы направили свои предложения в администрацию Президента, в Правительство и в Думу. От всех получили отписки. Общаться с нами никто не желает. Наши регалии и уровень компетентности для них не имеет значения. Как говорил Д.А. Медведев, «у них все есть, их все устраивает».

С подробностями о нас, а также с нашими работами и рекомендациями можно ознакомиться на нашем сайте www.modern-rf.ru.