Экономика России - Партия Дела
Присоединиться

7 мая 2017 года на сайте «Макспарк» я опубликовал статью «Экономика России. Кто виноват и что делать?».[1] Статья вызвала интерес читателей (ее прочитали более 6,5 тыс. чел.) и множество комментариев (213). С тех пор прошло более пяти лет. Почти все идеи статьи сегодня стали еще более актуальными. Я решил опубликовать ее под тем же названием с небольшим редактированием и с дополнением некоторых конкретных рекомендаций.

Уже почти 30 лет идет разрушение экономики России. Многие предприятия прекратили существование. Многие из тех, что остались, влачат жалкое существование.

Коррупция захватила все сферы нашей жизни. Она развращает и разрушает Россию. Увеличением числа «посадок» проблему коррупции решить нельзя. Если сажать всех, кто участвует в коррупционных действиях, в т.ч. и тех, кто дает взятки для решения вопроса, получает зарплату в конверте и не платит с нее налог и др., то на воле никого не останется. Актуальная шутка: предпринимателя посадили в тюрьму и не сказали за что. Мысли о том, что он ни в чем не виновен, у него нет. Он лишь перебирает, за что бы его могли посадить? За «незаконное» возмещение НДС по счетам-фактурам, которые он получает от поставщиков, или за получение «необоснованной налоговой выгоды», или за «откаты» покупателю, без которых тот отказывается покупать, или за выдачу зарплаты рабочим в «конвертах», что позволяет ему платить им на 30-40% больше, чем без конвертов, или за взятку Санэпидемстанции, чтобы она не закрыла производство, или за что-то еще. Так сделано, чтобы работать и одновременно не нарушать, было невозможно. А может быть, так и задумано?

А что делать? Очень просто! Надо делать то, что делали и делают во всех странах, добившихся успеха. Рецепт один – разумные законы и жесткий контроль их исполнения. В каждой стране законы могут отличаться. Такие законы надо создать и вразумительно объяснять народу их необходимость.

Ситуация в стране критическая. Такой она может оставаться еще несколько лет, а может взорваться в любое время. Правительство со стоящими перед ней задачами не справляется, но менять ничего не хочет.

Правительство, а также люди и партии, претендующие на власть, должны предложить народу России конструктивную программу. Пока такие программы никто не предложил. Многочисленные «Стратегии развития», разрабатываемые разными авторами и коллективами, выглядят неубедительно. Ни одна из стратегий не предлагает конкретных инструментов и технологий. Во всех стратегиях много критики, но ни одна из них не содержит доказательств эффективности своих рекомендаций.

Но одной критики, даже справедливой, сегодня недостаточно. Тем более недостаточно одних «доколе?» и «долой!». Такие программы и стратегии народ не поддержит. А менять «шило на мыло» он не хочет. Тем более что есть недавний печальный опыт: в 1996 году рейтинг президента России Б.Н. Ельцина опустился до двух процентов, и тогдашние «демократы» решали проблему сохранения власти, забыв все, чему они нас учили, и используя способы, против которых выступали раньше и выступают теперь.

Ответ на вопрос «почему так происходит и что надо делать?» хотелось бы услышать от правительства или, например, от экономистов, выступающих на проходящих форумах. Но они не в курсе дела.

С проблемой непонимания процессов в экономике сталкиваются не только в России. Например, английский экономист и член палаты лордов Великобритании Роберт Скидельски в статье, опубликованной 27 декабря 2016 года, пишет: «Никто, особенно экономисты, не понимают, что происходит с мировой экономикой… Ключевая причина такой слепоты среди экспертов – это простое отсутствие интеллектуального кругозора… Экономисты – это «учёные идиоты» (idiots savants) нашего времени»[2].

Таково мнение английского лорда.

Но сравнивая «у них» и «у нас», надо понимать, что у них веками шлифовались инструменты управления экономикой – налоговая, денежно-кредитная, судебная и другие системы, которые у нас не выдерживают никакой критики. И если у них легкий насморк, то у нас воспаление легких. Трудно сделать что-то хорошее, не имея ни знаний, ни надежных инструментов.

Известно, что экономика (от др.-греч. οἰκονομία, буквально – «искусство ведения домашнего хозяйства») – совокупность общественных наук, изучающих производство, распределение и потребление товаров и услуг. И в других определениях экономики на первом месте всегда производство товаров и услуг, т.е. того самого «простого продукта», о котором говорили Адам Смит и А.С. Пушкин.

Наши экономисты – и в науке, и в правительстве, и в оппозиции (и в системной, и в несистемной) – до простого продукта не опускаются. С реальным производством они, как правило, дела не имеют и никогда не имели. Одни говорят надо делать то, другие – это. А как сделать, чтобы «то» или «это» было делать выгодно и с высоким качеством, и те, и другие не знают и знать не хотят. Такие «пустяки», как принципы подоходного налогообложения, формы отчетности, ставки налогов, методы расчета НДС и многие другие конкретные вопросы, как правило, не интересуют не только придворных экономистов, но и оппозиционеров. Их причитания о необходимости снижения налогов и удешевления кредитов выглядят убедительно, но неконструктивно. Также убедительно они могли бы утверждать, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным

Особенность России – некомпетентность экономической элиты, т.е. тех, кто принимает решения на разных уровнях и в разных отраслях народного хозяйства. Это касается не только чиновников и ученых, но и крупных предпринимателей.

Большинство наших промышленников не являются создателями своих производств, а получили их в готовом виде. Для успеха были необходимы ум, сообразительность и стечение обстоятельств. Профессиональных знаний и производственного опыта большинство из них не имеет. Однако личный финансовый успех дает им уверенность в истинности своего экономического мировоззрения, которое и стало господствующим. Мнения, не попадающие в рамки этого мировоззрения, заведомо считаются ложными. Именно эти люди проводят экономическую политику в нашей стране. Кто сегодня персонально представляет бизнес, а кто сидит в руководстве предпринимательских союзов или в правительстве, принципиального значения не имеет. В тонкости причин стагнации нашей промышленности не углубляются ни те, ни другие, ни третьи.

В результате в России создана экономика, в которой производству почти нет места. Есть банки, биржи, курсы акций и валют, фьючерсы, эмиссии, деривативы, свопы и многое другое, имеющее к производству лишь косвенное отношение. В этой экономике чем больше потратил, тем больше ВВП, и тем выше производительность труда; выгодней купить за рубежом, чем сделать самому. Именно этим можно объяснить тот факт, что за годы реформ было уничтожено больше заводов и фабрик, чем за годы Великой Отечественной войны. Промышленность постепенно сходит на нет. По данным Минпромторга, доля продукции российских предприятий в стратегических отраслях (станкостроении, тяжелом машиностроении, легкой, радиоэлектронной, медицинской и фармацевтической промышленности) на нашем рынке в 2014 году составила от 20 до 10%, а от 80 до 90% составил импорт.

Если считать «дном» полное прекращение производства, то мы идем к нему семимильными шагами. Производство многих видов продукции сократилось в десятки раз по сравнению с советским временем. Например, в 2015 году производство ткацких станков, экскаваторов, бытовых пылесосов, шерстяных тканей, согласно Росстату, составило от 0,23% до 1,9% относительно уровня 1990 года, а производство тракторов, металлорежущих станков, часов всех видов, кузнечнопрессовых машин, мотоциклов – от 3,0% до 4,8%. С другими видами продукции дела ненамного лучше.

1 мая 2017 года состоялась демонстрация трудящихся на Красной площади в Москве. Среди демонстрантов не было рабочих АЗЛК, «Красного пролетария», телевизионного завода «РУБИН», Второго часового завода «Слава», Станкостроительного завода им. Серго Орджоникидзе, завода «Динамо», фабрики «Трехгорная мануфактура», Пресненского машиностроительного завода, завода «Станколит» и многих, многих других. Эти предприятия прекратили существование в результате реформ 1991-2017 годов. А всего в России за годы реформ прекратили существование около 70 тыс. заводов и фабрик.

Типична и печальна судьба гиганта нашей индустрии – завода ЗИЛ, созданного еще до революции. В 70-80 годы на заводе ежегодно выпускалось около 200 тыс. машин, работали около 80 — 85 тыс. человек. 1200 рабочих стояли у 700-метрового конвейера. Каждые полторы минуты с него сходил грузовик. На 1 января 2014 года списочная численность работников составила 2305 человек. На июль 2016 года на ЗИЛе работали 600 человек. 2 августа 2016 г. отметили 100 лет ЗИЛу. Китайцы, для которых ЗИЛ построил автомобильный завод в Китае[3], приезжавшие на праздничные мероприятия на ЗИЛ, были в шоке от того, что уничтожили такой завод.

Интересно, на сколько нас хватит? Пора создавать «Бессмертный полк № 2», в котором пройдут сотрудники уничтоженных предприятий и их потомки.

Можно ли называть министерство, ответственное за эти результаты, министерством экономического развития? Более верное для него название – министерство разрушения российской экономики. То, что происходит последние 30 лет, никак нельзя назвать развитием. И никто не несет за это ответственности. Между тем, ответственность должны нести руководство страны, экономический блок правительства и обеспечивающие его теоретическими обоснованиями институты.

Суть проблемы достаточно четко и убедительно сформулировал Д.А. Медведев еще в 2009 году в статье «Россия, вперед!»:

«Нашей работе будут пытаться мешать влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». Они хорошо устроились. У них «все есть». Их все устраивает. Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Они не создают ничего нового, не хотят развития и боятся его».

Видимо, правильно понимать суть проблемы не значит ее решить.

Наш Центр (ЭАЦ «Модернизация») много лет работает над экономическими проблемами России, привлекая к их решению лучших ученых и специалистов нашей страны. С работами можно ознакомиться на сайте www.modern-rf.ru в разделе «Наши труды». В то время, когда нам говорят, что «денег нет, но вы держитесь!», мы предлагаем правительству меры, реализация которых улучшит предпринимательский климат в нашей стране и даст бюджету необходимые средства.

Для улучшения ситуации мы предлагаем[4]:

  1. Понизить базовую ставку НДС до 10%; для продовольственных товаров собственного производства ставки НДС установить на уровне 5% (в Японии базовая ставка НДС – 6%, в Великобритании пищевые продукты облагаются по ставке в 0%); изменить методику исчисления НДС: за налоговую базу налога на добавленную стоимость (НДС) принять добавленную стоимость (а не реализацию, как это есть сегодня), считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам непереработанного  сырья; возмещение НДС экспортерам продукции с повышенной долей  добавленной стоимости производить по дифференцированной шкале с более высокой нормой возврата для продукции высоких переделов. 50% НДС, как правило, оставлять в бюджетах регионов, в которых создана добавленная стоимость.
  2. Отменить налог на имущество организаций.
  3. Ввести льготы по налогу на прибыль для реинвестируемой в производство части прибыли предприятий. Например, уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);
  4. Установить необлагаемый налогами и сборами минимум заработка на уровне 25 тыс. руб./мес. (примерно $400 в мес.; для справки: необлагаемый налогом доход в США — $1000/мес., в Китае — $750/мес.). Ставку 13% оставить для дохода от 25,0 до 250,0 тыс. руб./мес., (для справки: в России доход свыше 250 тыс. руб./мес. получают менее 0,8% плательщиков налога). Для дохода свыше 250,0 тыс. руб./мес. установить максимальную ставку 45%. (Для справки:[5] из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании она составляет 55,8%, в Германии — 47,5%, в Китае, Великобритании, Испании, Франции и ЮАР — 45%, в США — 37%. Принять меры по выявлению и привлечению к налогообложению особо высоких доходов спекулятивного и серого происхождения.
  5. Отменить все формы налогообложения индивидуальных фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);
  6. Упростить налоговую отчетность – в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий — и крупных, и мелких, — как это сделано, например, в Швеции.
  7. С целью повышения эффективности внешнеторговых операций предлагаем обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» объяснять руководству страны и подкреплять документами разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнерами. Сегодня эта разница иногда достигает 100% и более. Например, в 2018 году Россия поставила в США нефтепродукты на сумму 4,9 млрд. долл., а по данным США, они получили из России нефтепродукты на 10,7 млрд. долл.
  8. Добычу и разведку нефти и газа следует поручать компаниям на основе сервисных контрактов с оплатой им за единицу добываемой или разведанной продукции. Нефть и газ оставлять в собственности государства, которое реализует их экспорт и продажу внутри страны. Это позволит России вступить в ОПЕК и снизить стоимость бензина на заправках до 10-15 руб. за 1 литр. Нефтегазовые доходы Консолидированного бюджета РФ, например, в 2018 году составили 9,0 трлн. руб. Если бы нефть и газ принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в его распоряжении осталось бы 17,3 трлн. руб., т.е. на 8,3 трлн. руб. больше

 

Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в России. Налоговая нагрузка на предприятия будет снижена почти вдвое.

Благодаря реализации наших рекомендаций дополнительные доходы бюджета РФ, по данным 2019 года, составили бы от 13,0 до 15,0 трлн. руб. за счет увеличения налоговой базы и перераспределения имеющихся ресурсов.

В том числе:

1,0-1,5 трлн. руб. – за счет совершенствования НДС;

2,0-2,5 трлн. руб. – совершенствование подоходного налогообложения;

2,0-2,5 трлн. руб. – наведение порядка на таможне;

8,0-8,5 трлн. руб. – изменение порядка добычи нефти и газа.

В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы. В России станет работать выгодно, и в Россию пойдут инвестиции.

Расчеты и обоснования рекомендаций можно посмотреть в книге Р.И. Нигматулин, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан» (изд. «Перо», М., 2020 г.).[6]

Бюджет РФ должен стать «Бюджетом развития», получив средства на социальные нужды и на реализацию Национальных проектов по Указам Президента РФ.

[1] https://maxpark.com/user/4134458730/content/5818807

[2] https://zakonvremeni.ru/analytics/8-4-/29687-skidelski-ekonomisty—eto-uchyonye-idioty.html

[3] https://zen.yandex.ru/media/carshistory/bezvozmezdnaia-pomosc-kak-sssr-kitaiskim-tovariscam-avtoprom-sozdal-5f4cbd9dacfad64182345ff8

[4] Рекомендации подготовлены в 2022 году К.А. Бабкиным, В.А. Кашиным, М.Д. Абрамовым

[5] https://www.rbc.ru/newspaper/2020/11/06

[6] http://modern-rf.ru/netcat_files/93/47/06.08.20_Verstka_Nalogi_dlya_Rossii.pdf