Экономика России. Что происходит и что делать?
Во исполнение Указа Президента России распоряжением президента Российской Академии наук в 2023 году при Академии создана Комиссия по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам. Я назначен секретарём Комиссии. На сегодняшний день нами подготовлен проект «Рекомендаций по совершенствованию российской налоговой системы». Отчёт разослан на отзыв российским экспертам. После доработки он будет направлен руководству страны. Моя статья написана на основе материалов указанного отчёта.
Социально-экономическую ситуацию в России сегодня нельзя признать удовлетворительной. Экономика практически не развивается. За 30 лет в стране уничтожены десятки тысяч предприятий. Например, на 1 января 2004 года в РФ было 102 тыс. 138 средних и крупных предприятий и организаций. На 1 января 2017 года их число сократилось до 51 тыс. 986, т.е. за 13 лет – на 50 тыс. 152 предприятия (на 49,1%). Для сравнения: за годы Великой отечественной войны было уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий.
Оставшиеся предприятия не загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в т.ч. в отрасли «Производство машин и оборудования» – 35%, «Электротехника и приборостроение» – 34%, «Производство транспортных средств» – 38%.
Выпуск продукции машиностроения в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214,0 тыс. тракторов, а в 2021 году их было произведено 7,5 тыс., что составило лишь 3,6% от уровня 1990 года; зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2021 г. – 6,8 тыс. (10,4% от 1990 г.); производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%. И т.д.
За последние 10 лет ситуация лучше не стала. После 2013 года российская экономика развивается в разы медленнее, чем в большинстве стран мира. По мнению некоторых экспертов, главной причиной неудач является то, что модернизацию экономики не с того начали: необходимы радикальные институциональные преобразования, в том числе «полноценная политическая демократизация».
Это – не совсем так. Исследования ЦЭМИ РАН показывают, что ни одной стране с бедным населением не удалось обеспечить экономический рост и одновременно построить демократическое общество. Нужны разумные законы, регламентирующие отношения в экономике, и власть, обеспечивающая их неуклонное исполнение. По этому пути шли оккупированные Германия и Япония, коммунистический Китай, диктаторские режимы Южной Кореи, Сингапура, Малайзии, Чили и др. По мере экономического роста строились и демократические институты, хотя и необязательно.
Для нас особенно интересен опыт Китая. На это обратил внимание В.В. Путин. На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 года, обращаясь к нему, Путин сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».
Обратим и мы внимание на некоторые факты, которые, возможно, он имел в виду. В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд., что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн. (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн. (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза. При этом наша доля в мировом ВВП сократилась вдвое.
Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам. Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5,0 тыс. юаней/мес. (по курсу на 12 сентября 2023 года это 63,25 тыс. руб./мес.); МРОТ в Китае в 2023 г. – 2.590 юаней/мес. или на наши деньги 32.763 руб./мес.; у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45% с дохода свыше 100 тыс. юаней в мес., НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% и т.д. У нас, как известно, НДС – 20%, шкала НДФЛ со ставками 13% и 15%, у нас МРОТ – 16.242 руб./мес. и т.д.
Посмотрим, что дало бы России китайское подоходное налогообложение. Согласно Форме 1НОМ ФНС, в 2020 году в России был собран НДФЛ в сумме 4,25 трлн. руб. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд, т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн. руб. Если с этого дохода брать налог 45% (как в Китае), то бюджет получил бы НДФЛ в сумме 6,7 трлн. руб. (т.е. на 57,6% больше, чем было получено в 2020 году), и при этом, при необлагаемом доходе 50,0 тыс. руб./мес. 71,3% работников России были бы освобождены от уплаты налога, и их дополнительный доход, в основном, пошел бы на увеличение спроса.
И чем мы хуже китайцев? Чего нам не хватает, чтобы идти вперед? Судя по всему, у Дэн Сяопина в Китае тоже было всё не так просто. После победы коммунистов Дэн Сяопин сближается с Мао и получает место в правительстве, вскоре становится 2-м министром финансов. Когда же начался «великий скачок», Дэн выступил с критикой методов управления Мао, за что в период «культурной революции» был заключен под домашний арест. Вскоре Дэна исключили со всех должностей, отправив работать на тракторный завод.
В 1973 году Мао решил смягчить воспитательные меры и вернуть талантливого политика «в строй», но при этом заставив его публично извиниться и признать ошибку своих взглядов в 1960-е годы.
В период с 1976 года по начало 1980-х оппозиция во главе с Дэн Сяопином постепенно устраняет сторонников «маоизма» от власти, в стране готовятся великие реформы. Примечательно, что Дэн Сяопин не устраняет физически своих политических конкурентов, что уже отличало его от других политических лидеров эпохи.
Ещё в 1960-е годы Дэн произнёс легендарную фразу: «Не важно, какого цвета кошка – важно, чтобы она ловила мышей». Имелась ввиду политико-экономическая модель государства. Новый коммунистический лидер, учившийся во Франции и СССР периода НЭПа, принял два принципа:
1.Коммунизм – не означает бедность.
2. В экономике может существовать частный капитал.
Дэн Сяопин понимал, что стране нужны передовые технологии, а также иностранный капитал. Привлечь инвестиции можно было с помощью дешёвой рабочей силы, а позже это давало возможность китайцам перенять передовые технологии Запада.
Вторая сфера, где лидер КПК пытался найти кадры, было образование. В стране создаётся несколько учебных заведений, кроме того, правительство выделяет стипендии для получения дипломов китайцами по всему миру. Позже они возвращаются на Родину со знаниями и идеями.
Сам лидер Китая показывал пример открытости, посещая США, Японию, Сингапур и Францию, то есть страны, которые были интересны Китаю в качестве экономических партнеров. Сяопин понимал, что инвестиции не придут туда, чего боятся или не знают. Китай должен открыться миру. Биограф Дэн Сяопина Фогель в книге «Дэн Сяопин и трансформация Китая» отмечает, что больше всего в экономику Китая инвестировала Япония.
В СССР политические протесты приводили к сворачиванию экономических реформ, например, как было с Косыгинской реформой. Но Дэн Сяопин был уверен в правильности экономического пути, поэтому смог отстоять идею соединения рыночной экономики и коммунистической идеологии. Возможно, скоро мы тоже пойдем путём Дэн Сяопина
В коренном реформировании нуждаются почти все наши системы управления государством и, прежде всего, это относится к налоговой системе.
Из-за налогов в России производить не выгодно. Судите сами. На одном из совещаний по развитию агропромышленного комплекса В.В. Путин поинтересовался у промышленника К.А. Бабкина, почему находящийся в Канаде и принадлежащий российским собственникам тракторный завод не переводят в Россию. В ответ была подготовлена Аналитическая записка, из которой следует, что завод в Канаде за 2012 год получил прибыль в размере 16,4 млн. долл., а при переводе его в Россию он получил бы убыток 21,7 млн. долл. Главная причина – высокие налоги в России: в Канаде завод заплатил налоги в сумме 47,9 млн. долл., а в России ему пришлось бы заплатить 74 млн. долл. При этом, на заводе в Канаде работают 14 бухгалтеров, а для работы этого завода в России потребуется 65 бухгалтеров. К тому же, в Канаде заводу дают кредиты под 2,3%, а в России – под 11,2%.
Ещё более печальная картина складывается при сравнении налоговой нагрузки на предприятие в России и в США, где прогрессивная шкала подоходного налога, при которой доход 1 тыс. долл. в месяц налогом не облагается, и максимальная ставка 37%, где социальные взносы 13,3%, где нет НДС (у нас 20%) и налога на имущество предприятий (у нас 2,2%). В США налоги берут с богатых. Там подоходный налог составляет 45% доходов бюджета США (у нас 10% доходов консолидированного бюджета), а 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны в 2018 году были освобождены от уплаты федерального подоходного налога.
От качества налоговой системы зависит уровень развития экономики, объём доходов государства и благосостояние его граждан. И опыт Китая – лучшее тому подтверждение.
В проекте Отчета Комиссии РАН содержатся конкретные рекомендации по совершенствованию нашей налоговой системы. В частности, мы предлагаем:
– ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 30 тыс. руб./мес., 13% – от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше – 1 млн. руб./мес. Именно система подоходного налогообложения во всех развитых странах является главным инструментом борьбы с коррупцией и криминалом;
– снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога, что вдвое снизит трудоёмкость работы бухгалтерии; отменить возмещение НДС экспортёрам сырья; возмещение НДС экспортёрам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; оставлять (как правило) 50% НДС в бюджетах регионов-производителей добавленной стоимости;
– снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и для взносов в ПФР и ФСС отменить предельные суммы, выше которых взносы не взимаются, т.е. отменить регрессию;
– уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объёме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);
– отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только подоходный налог;
– упростить налоговую отчётность для всех; в частности, объём налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции.
Некоторые из наших рекомендаций не являются оригинальными. Например, предложения наших авторов по введению прогрессивной шкалы подоходного налога, по совершенствованию НДС и по сокращению объёма налоговой декларации до 1 страницы, в 2007 году вошли в Специальный доклад Торгово-промышленной Палаты РФ (ТПП РФ) «Бизнес и налоги» и в 2009 году – в доклад «Налоги и модернизация страны», подготовленный рабочей группой при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы Российской Федерации (ГД РФ). К сожалению, до сир пор эти рекомендации не были реализованы и сегодня стали еще более актуальны.
В нашем отчёте дан анализ потерь бюджета РФ и выявлены его резервы.
Установлено, что огромные потери несёт бюджет при внешнеторговых операциях. Разница данных об экспорте и импорте Федеральной таможенной службы (ФТС) России и стран-партнёров достигает 100% и более. Например, по данным ФТС, в 2015 году Россия поставила в Германию товары 27 группы (нефть, газ и др.) на сумму 10,9 млрд долл., а Германия получила эти же товары из России на 27,1 млрд долл., т.е. почти в 2,5 раза больше; в 2019 г. те же товары Россия поставила в США на 6,9 млрд долл., а США получили – на 13,8 млрд долл., т.е. в 2 раза больше. И это касается не только нефти и газа, и не только Германии и США.
Большие злоупотребления имеют место при возмещении НДС экспортёрам. Объём экспорта РФ за 12 лет вырос в 5,2 раза, а возмещение НДС – в 16 раз. Разумными аргументами эту ситуацию объяснить невозможно. Тем не менее, если в соответствии с нашими предложениями отменить возмещение НДС экспортёрам сырья, в бюджете останется дополнительно около 3,0 трлн. руб. ежегодно.
Большие резервы таятся в повышении эффективности изъятия природной ренты. Если бы добываемые в России нефть и газ, например, как в странах ОПЕК, принадлежали государству, то после покрытия всех расходов по добыче в бюджете по данным 2018 года осталось бы 17,5 трлн. руб. Между тем, нефтегазовые доходы Консолидированного бюджета РФ в том же году составили 9,0 трлн руб. Таким образом, доходы бюджета-2018 могли бы быть больше примерно на 8,5 трлн руб., что увеличило бы доходы Консолидированного бюджета на 23,1%, а Федерального – на 43,5%.
Эффект от реализации наших рекомендаций по данным 2019 года (до ковида и СВО) составит 15-16 трлн руб. ежегодно. К тому же налоговая нагрузка на производство будет снижена вдвое.