Экономика России - Партия Дела
Присоединиться

Оценка ситуации

В экономическом развитии Россия отстает от других стран. И это отставание растет. Например, в 1913 году доля Российской империи в мировом ВВП составляла 8,5%, СССР в 1973 году – 9,4%,[1] а в 2020 году доля России в мировом ВВП составляла менее 2%.

За 30 лет в России уничтожены десятки тысяч предприятий. Начало было положено в 1991 году. В двухтысячные годы разрушение продолжилось. На 1 января 2004 года в России было 102 тыс.138 средних и крупных предприятий и организаций. На 1 января 2017 года их число сократилось до 51 тыс. 986, т.е. на 49,1%.[2]

Оставшиеся предприятия не загружены из-за отсутствия спроса. Коэффициент использования мощностей (КИМ) в обрабатывающей промышленности составляет около 60%, в том числе, в отрасли «Производство машин и оборудования» – 35%, «Электротехника и приборостроение» – 34%, «Производство транспортных средств» – 38%.[3]

Выпуск продукции в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214 тыс. тракторов, а в 2018 году их было произведено 7,8 тыс., что составило 3,6% от уровня 1990 года; зерноуборочных комбайнов в 1990 году было выпущено 65,7 тыс., а в 2018 г. – 5,1 тыс. (7,8% от 1990 г.), производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило 6%. И т.д.

Если считать дном полное прекращение производства, то мы идем к нему семимильными шагами.

Среди главных проблем – некомпетентность управленцев, коррупция на всех уровнях, никуда не годные системы – налоговая, кредитно-финансовая, судебная.

Высокие налоги на производство и сложные налоговые процедуры ухудшают предпринимательский климат, снижают конкурентоспособность отечественной продукции в сравнении с зарубежной, а также делают производственные предприятия неконкурентоспособными на рынке труда внутри страны в сравнении с предприятиями, не имеющими ограничений по цене, и продукция которых конкуренцию с зарубежной продукцией не испытывает, – оборонные предприятия, банки, добывающие и страховые компании, услуги населению, торговля и т.п.

Какие налоги мы платим сегодня? Сегодня в России с работников взимают подоходный налог (НДФЛ) в размере 13% от фонда оплаты труда (ФОТ), социальные взносы в размере 30% ФОТ, включающего НДФЛ, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве (НС) от 0,2% до 8,5% (примем равным 1%), а также налог на добавленную стоимость (НДС) в размере 20% от суммы ФОТ и соц. и страх. взносов. Налоги за работника платит предприятие (налоговый агент).

Прикинем размер налоговой нагрузки на трудовые доходы граждан, работающих на производстве, – налоги на ФОТ. Для простоты расчетов предположим, что предприниматель хочет выплатить работнику на руки 100 руб. При этом он должен уплатить НДФЛ, соц. взносы, взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и НДС. Приведем расчет полностью, чтобы каждый мог его проверить и увидеть, что это не экспертное мнение, а реальность, подтвержденная элементарными расчетами.

ФОТ = 100:0,87 = 114,94 руб. (включая НДФЛ); НДФЛ = 114,94х0,13 = 14,94 руб.; соц. взносы = 114,94 х 0,3 = 34,84 руб.; НС = 114,94 х 0,01 = 1,15 руб.; НДС = (114,94 + 34,84 +1,15) х 0,2 = 30,19 руб.

Итого сумма налогов составит:

14,94 + 34,84 + 1,15 + 30,19 = 81,12 руб.

Таким образом, если предприниматель хочет выплатить работнику на руки 100 руб., он должен заплатить государству 81,12 руб. в виде налогов, т.е. более 81% от 100 рублей, а минимальный (без прибыли) доход предпринимателя должен быть равен 181,12 руб. Т.е. налоговая нагрузка в данном случае составляет 81,12 : 181,12 х 100% = 44,79% от дохода. Кроме того, предприниматель платит налог на прибыль, на имущество, на землю и др. «Золотой Орде» и князьям в старые времена русичи платили не более 20%.

Такой высокой налоговой нагрузки на труд, как в России, нет больше нигде.

Неэффективная и несправедливая система налогообложения – главная причина разрушения российской промышленности и больших социальных проблем.

Решение проблем может быть достигнуто за счет:

— совершенствования системы налогообложения;

— повышения эффективности работы таможни;

— повышения эффективности изъятия природной ренты;

— деофшоризации России.

Рекомендации

Совершенствование налоговой системы

С целью оптимизации организационной структуры налоговых органов мы предлагаем:

— передать в ведение единого налогового ведомства все налоги и сборы (включая таможенные пошлины, социальные взносы, и т.д.), дополнить функции этого единого налогового ведомства также и сбором налоговых платежей;

— организационно разделить в этом едином налоговом ведомстве подразделения, занимающиеся приемом и первичной обработкой налоговой отчетности, налоговыми расследованиями, взысканием налоговой задолженности.

С целью повышения эффективности работы с налогоплательщиками предлагаем:

— ввести практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества;

— для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами»;

— вести систему «единого лицевого счета» налогоплательщика, с «дебетованием» этого счета начислениями (по всем видам налогов) и «кредитованием» – по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.

С целью совершенствования системы налогообложения предлагаем:

— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 20 тыс. руб./мес., 13% – от 20 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% – свыше 1 млн. руб./мес.;

— снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортерам сырья; возмещение НДС экспортерам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций; 50% НДС, как правило, оставлять регионам, в которых создана добавленная стоимость;

— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию;

— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объеме до 50 млн. руб. в год (для справки: в США – $2 млн. в течение года);

— отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);

— упростить налоговую отчетность для всех, в частности, объем налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных и мелких, как это сделано, например, в Швеции.

С целью совершенствования внешнеторговых операций предлагаем:

— обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» объяснять руководству страны и подкреплять документами разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнерами. Сегодня эта разница достигает 100% и более.

С целью повышения эффективности изъятия природной ренты предлагаем:

— добычу нефти и газа поручать компаниям на основе сервисных контрактов с оплатой им за единицу добываемой или разведанной продукции. Нефть и газ оставлять в собственности государства, которое реализует их экспорт и продажу внутри страны.

Заключение

Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в России.

Налоговая нагрузка на предприятия будет снижена почти вдвое. См. таблицу для модельного предприятия со следующими параметрами:

Численность – 100 чел.;

Средняя зарплата – 40 тыс. руб./мес.;

Реализация (доходы) – 150 млн. руб./год;

Сторонние (расходы) – 50 млн. руб./год., в том числе

— на закупки у неплательщиков НДС – 10 млн. руб. (при существующей системе это увеличивает налогооблагаемую базу НДС);

— на основные средства – 20 млн. руб. (уменьшает налогооблагаемую базу прибыли);

Прибыль – 30 млн. руб./год

Таблица. Налоговая нагрузка на предприятие при разных налоговых режимах  

Благодаря реализации наших рекомендаций дополнительные доходы бюджета РФ составят от 13,0 до 15,0 трлн. руб. за счет перераспределения имеющихся ресурсов.

В том числе:

1,0-1,5 трлн. руб. – за счет совершенствования НДС;

2,0-2,5 трлн. руб. – совершенствование подоходного налогообложения;

2,0-2,5 трлн. руб. – наведение порядка на таможне;

8,0-8,5 трлн. руб. – изменение порядка добычи нефти и газа.

В дальнейшем доходы будут расти за счет увеличения налогооблагаемой базы. В России станет работать выгодно, и в Россию пойдут инвестиции.

Бюджет РФ должен стать «Бюджетом развития», получив средства на социальные нужды и на реализацию Национальных проектов по Указам Президента РФ.

[1] Коммерсантъ от 23 января 2018 г., https://www.kommersant.ru/doc/3466834

[2] https://www.rationalnumbers.ru/all/chislo-krupnyh-i-srednih-predpriyatiy-i-organizaciy-v-rf-2004-20/

[3] Анализ важнейших структурных характеристик производственных мощностей обрабатывающей промышленности России. ЦСР, ЦМАКП, М., 2017, https://www.csr.ru/wp-content/uploads/2017/01/Doklad_promyshlennye-moshhnosti.pdf