Какая налоговая система нужна России
Продолжаем обсуждать налоговые проблемы. См. мою статью «Почему надо менять российскую налоговую систему», опубликованную [1] на сайте ПАРТИИ ДЕЛА 20 октября.
29 февраля 2024 г. В.В. Путин в Послании Федеральному собранию указал на необходимость реформирования российской налоговой системы. Актуальность проблемы сомнений не вызывает. Она существует много лет, и Российская Академия наук принимает активное участие в разработке рекомендаций по ее решению. В частности, распоряжением президента РАН Г.Я. Красникова от 24 января 2023 г. создана Комиссия РАН по подготовке материалов по социально-экономическим и технологическим проблемам. Председателем Комиссии РАН назначен член Президиума РАН академик Р.И. Нигматулин. Рекомендации по совершенствованию российской налоговой системы – одна из первых работ, выполненных Комиссией РАН. Отчёт об этой работе был направлен на отзыв экспертам научных организаций и в Комитеты Государственной Думы в июле 2023 года. Ответов практически не было.
Помимо учёных РАН, в состав Комиссии приглашены учёные и эксперты из других отраслей. В частности, для участия в решении налоговых проблем приглашены д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, бывший (2001-2011) зам. директора Института развития налоговой системы при ФНС В.А. Кашин и профессор Московского налогового института РосНОУ, доктор экономики и управления, к.т.н., машиностроитель с пятидесятилетним стажем М.Д. Абрамов (секретарь Комиссии).[2]
Чиновники тоже не сидят сложа руки. 20 июня 2024 года Государственной Думой принят в первом чтении подготовленный Минфином законопроект о налоговой реформе.[3]
В частности, законопроектом предложена прогрессивная шкала подоходного налога со следующими ставками: доходы до 2,4 млн руб./год – 13%; от 2,4 до 5,0 млн – 15%; от 5,0 до 20,0 млн – 18%; от 20,0 до 50 млн – 20% и свыше 50 млн руб./год – 22%. Необлагаемый налогом минимальный доход отсутствует. По расчётам Минфина, указанная прогрессивная шкала НДФЛ оценивается в 2025 г. в 533 млрд руб. дополнительных доходов, а в 2025-2027 гг. с учётом изменения параметров стандартных налоговых вычетов – в 1,4 трлн руб. Кроме того, Минфин намерен получить в бюджет дополнительно 1,6 трлн руб. за счёт предусмотренного реформой повышения налога на прибыль с 20% до 25%. Большое внимание в проекте Налоговой реформы уделено предпринимателям, работающим на специальных налоговых режимах (УСН, ЕНВД, ИП, ЕСХН). К сожалению, существенного влияния на экономику страны эти режимы пока не оказывают. Суммарная доля их поступлений в доходы Консолидированного бюджета РФ в 2019 году (до ковида и СВО) составляла 1,49%.[4] По-видимому, и для них наши налоговые проблемы не способствуют развитию. Проектом Минфина также предлагается целый ряд других более мелких изменений.
К сожалению, Налоговая реформа Минфина и, в частности, предлагаемая в ней прогрессивная шкала НДФЛ никаких российских проблем не решает. Единственное, хотя и сомнительное, её достоинство – такой шкалы нет ни в одной стране в мире.
Между тем главная экономическая проблема России – у нас производить невыгодно. За 30 лет в России уничтожены десятки тысяч предприятий. Например, на 1 января 2004 года в России было 102 тыс. 138 средних и крупных предприятий и организаций. На 1 января 2017 года их число сократилось до 51 тыс. 986, т.е. за 13 лет – на 50 тыс. 152 предприятия (на 49,1%).[5] Для сравнения: за годы Великой Отечественной войны было уничтожено 32 тыс. промышленных предприятий.[6]
Выпуск продукции машиностроения в натуральном исчислении сократился в десятки раз. Например, в 1990 году в России выпускалось 214 тыс. тракторов, а в 2021 году их было произведено 7,5 тыс., что составило лишь 3,5% от уровня 1990 года; зерноуборочных комбайнов в 1990 г. было выпущено 65,7 тыс., а в 2021 г. – 6,8 тыс. (10,4% от 1990 г.); производство металлорежущих станков относительно 1990 года составило около 6%.[7]
Именно налоговая система привела к тому, что Россия вошла в первую пятёрку стран по социальному неравенству. У нас 1% населения страны владеет 47,7% национального богатства. По такому неравенству Россия опережает Мексику (46,9%), Турцию (36,9%), США (34,9%), Китай (31%), Германию (29,7%), Украину (28,2%), Канаду (25%), Японию – 24,5% и другие страны. Больше неравенства, чем у нас только в ЮАР (55%), Чили (49,6%), Бразилии (48,9%) и Ливане (48,2%).[8]
Интересен опыт Китая. На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 г., обращаясь к нему, В.В. Путин сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».[9]
Обратим внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду В.В. Путин.
В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд, что составляло 3,4% [10] мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза. При этом доля России в мировом ВВП сократилась в два раза.
Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам.
Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (по курсу это около 70,0 тыс. руб./мес.), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45% для дохода свыше 100,0 тыс. юаней/мес. (более 1,3 млн руб./мес.), НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% [11] и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платили подоходный налог, и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.[12]
У нас, как известно, НДС – 20%, шкала НДФЛ со ставками 13% и 15%, необлагаемый налогом минимальный доход отсутствует и т.д.
Посмотрим, что дало бы России китайское подоходное налогообложение. Согласно Форме 1НОМ ФНС, в 2020 году в России был собран НДФЛ в сумме 4,25 трлн руб. Также известно, что совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд[13], т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн руб. Если с этого дохода брать налог 45% (как в Китае), то бюджет получил бы НДФЛ в сумме 6,7 трлн руб. (т.е. на 57,6% больше, чем было получено в 2020 году), и при этом, при необлагаемом доходе даже 50,0 тыс. руб./мес. 71,3%[14] работников России были бы освобождены от уплаты налога, и их дополнительный доход в основном пошёл бы на увеличение спроса.
На основе выполненных исследований Комиссия РАН предлагает:
С целью оптимизации организационной структуры налоговых органов:
— передать в ведение единого налогового ведомства все налоги и сборы (включая таможенные пошлины, социальные взносы и т.д.), дополнить функции этого единого налогового ведомства также и сбором налоговых платежей;
— организационно разделить в этом едином налоговом ведомстве подразделения, занимающиеся приёмом и первичной обработкой налоговой отчётности, налоговыми расследованиями, взысканием налоговой задолженности.
С целью повышения эффективности работы с налогоплательщиками:
— ввести практику выявления подлежащих налогообложению доходов граждан по критерию прироста их чистого имущества; поручить эту работу ФНС;
— для целей аналитической деятельности активно использовать сведения из СМИ и информацию, предоставляемую так называемыми «третьими лицами»;
— вести систему «единого лицевого счёта» налогоплательщика, с «дебетованием» этого счёта начислениями (по всем видам налогов), и «кредитованием» – по возвратам налогов и по предоставленным налоговым льготам.
С целью совершенствования системы налогообложения:
— ввести прогрессивную шкалу подоходного налога с необлагаемым доходом до 30 тыс. руб./мес., 13% – от 30 тыс. руб. до 250 тыс. руб./мес., 30% – от 250 тыс. до 1 млн. руб./мес. и 50% свыше – 1 млн. руб./мес.;
— снизить ставку НДС до 10%; считать НДС прямым способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога; отменить возмещение НДС экспортёрам сырья; возмещение НДС экспортёрам продукции с высокой долей добавленной стоимости производить на основе представляемых калькуляций;
— снизить ставку социальных взносов с 30% до 20% и отменить предельные ставки для взносов в ПФР и ФСС, т.е. отменить регрессию;
— уменьшать налогооблагаемую базу прибыли, если она инвестируется в производство в объёме до 50 млн руб. в год (для справки: в США – $2 млн в течение года);
— отменить все формы налогообложения фермеров, оставив только налог на уровне розничной торговли (НДС или налог с продаж);
— упростить налоговую отчётность для всех, в частности, объём налоговой декларации сократить до одной страницы для всех предприятий – и крупных, и мелких, как это сделано, например, в Швеции.
С целью совершенствования внешнеторговых операций:
— обязать Федеральную таможенную службу с применением «зеркальной статистики» объяснять руководству страны и подкреплять документами разницу своих данных об экспорте и импорте и данных, представляемых странами-партнёрами. Сегодня эта разница достигает 100% и более.
С целью повышения эффективности изъятия природной ренты:
— добычу нефти и газа поручать компаниям на основе сервисных контрактов с оплатой им за единицу добываемой или разведанной продукции. Нефть и газ оставлять в собственности государства, которое реализует их экспорт и продажу внутри страны.
Предлагаемые меры в корне улучшат предпринимательский климат в России.
Известно, что допустимые значения налоговой нагрузки предприятия-производителя продукции определяются следующими факторами:
— ценой, за которую продукцию можно продать;
— зарплатой, на которую можно найти работников;
— производительностью труда на предприятии.
При отсутствии оборотных средств и доступа к дешёвым кредитам на устаревшем оборудовании трудно добиться высокой производительности труда. Поэтому основные резервы – в уклонении от уплаты налогов.
На низкую зарплату трудно найти квалифицированных работников. А повысить зарплату не представляется возможным, т.к. вырастет цена, продукция станет неконкурентоспособной рядом с импортом; особенно с контрабандой и контрафактом. Например, известно, что «нелегальный оборот на российском розничном рынке достиг почти 5 трлн руб. ежегодно, а доля нелегальных товаров по итогам 2023 года составила 10,1%. Это пятикратно превышает общемировой показатель. Среди лидеров по незаконной продукции – одежда, табачная продукция и продукты питания».[15]
Сегодня у нас налоговая нагрузка слишком велика. Чтобы выдать работнику на руки, например, 10.000 рублей, предприниматель должен назначить ему зарплату 11.494 руб. и заплатить в бюджет в виде налогов на зарплату – подоходный налог 13% (1.494 руб.), ЕСН 30% (3.448 руб.), страховку от травматизма на производстве в среднем 2% (230 руб.) и НДС 20% от суммы зарплаты и налогов (3.034 руб.). Для простоты другие налоги (на прибыль, на имущество и др.) не учитываем. Если не платить налоги, то из того же дохода можно заплатить работнику 18.206 рублей, т.е. существенно (на 82%) больше. Не в этом ли одна из причин того, что многие платят и получают зарплату в конвертах? Аргумент, что без накопительных отчислений в пенсионный фонд работник может лишиться небольшой прибавки к пенсии через 20-25 лет, вряд ли на кого-нибудь действует.
Можно, конечно, начать «закручивать гайки», но прежде, надо существенно снизить налоги для производителей, чтобы они добровольно могли выйти из тени, так как при «закручивании» пострадают первыми.
Такой, как у нас, налоговой нагрузки на производство нет ни в одной стране мира.
Оптимизация системы налогообложения – одна из основных задач государства. Средства решения этой задачи общеизвестны: налоговое регулирование и совершенствование администрирования. Судя по достижениям нашей экономики, указанные средства использованы не в полной мере.
Расчёты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.[16]
Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растёт. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.
Например, по данным Центробанка РФ, чистый отток капитала (ввоз минус вывоз) в 2021 г. составил 72 млрд долл.[17] (или 5,3 трлн руб. при курсе $1 = 73,68 руб.), а в 2022 году он составил 217 млрд долл.[18] или 14,04 трлн руб. (при курсе $1 = 64,49 руб.), что составляет 50,5% доходов Федерального бюджета в 2022 году (27,8 трлн руб.)[19]
Рассматривая структуру занятости населения [20], можно заметить, что из 71,2 млн работающих граждан России 61,2 млн трудятся в отраслях, не испытывающих конкуренцию с зарубежной продукцией – в сырьевых отраслях, в сферах финансов, торговли, услуг, образования, медицины, в армии, милиции и т.п.
На первом этапе по рекомендациям РАН можно было бы снизить налоги для обрабатывающих отраслей, для которых эта мера могла бы дать существенный эффект без дополнительных инвестиций и при минимальных потерях бюджета РФ.
Доля этих отраслей в ВВП России в 2022 году составляла около 22% ВВП России. Численность занятых в обрабатывающих отраслях в 2022 году составила всего 10,0 млн чел. По данным Росстата, средняя зарплата в обрабатывающих отраслях России в 2022 году составила 59 861 рубль. Минимальная зарплата – в отрасли «Производство одежды» – 27,4 тыс. рублей.[21]
Посмотрим, что даст предлагаемое Комиссией РАН реформирование налоговой системы на примере модельного предприятия, работающего на Основной системе налогообложения (ОСН) со следующими параметрами:
Реализация – 200,0 млн руб.
Численность предприятия – 100 чел.
Услуги сторонних организаций – 50,0 млн руб. В том числе:
— сторонние организации – плательщики НДС – 40 млн руб.; в том числе сторонние – продавцы основных средств – 5 млн руб. (в предлагаемом варианте уменьшает налоговую базу прибыли).
— сторонние организации, освобождённые от уплаты НДС, – 10 млн руб. (в сегодняшнем варианте увеличивают базу НДС к уплате).
Шкала НДФЛ с необлагаемым доходом 30 тыс. руб./мес., 13% до 250,0 тыс. руб./мес.
Рассмотрим четыре варианта;
Вариант 1. Существующая сегодня ОСН. Зарплата – 60 тыс. руб./мес.
Вариант 2. Предлагаемая шкала. Зарплата – 60 тыс. руб./мес.
Вариант 3. Предлагаемая шкала. Зарплата – 70 тыс. руб./мес.
Вариант 4. Предлагаемая шкала. Зарплата – 80 тыс. руб./мес.
Результаты расчётов показывают, что предлагаемые меры позволят снизить налоговую нагрузку на указанное модельное предприятие более, чем на 40%, и одновременно существенно увеличить зарплаты работникам.
Выпадающие доходы бюджета будут с избытком компенсированы за счёт получателей больших доходов по ставкам от 30% до 50%.
Именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет, увеличивать покупательский спрос внутри страны, перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и снижать имущественное неравенство.
Но проблема в том, что решение о параметрах прогрессивной шкалы сегодня должны принимать люди, которых эта шкала конкретно «ударит по карману». И эти люди трижды подумают, прежде чем предлагаемую шкалу поддерживать. И вряд ли они из-за сомнительных (на их взгляд) улучшений захотят потерять почти половину своих доходов. Даже ради всеобщего блага. Об этом говорит и шкала подоходного налога, предлагаемая реформой Минфина. В Интернете можно найти примеры высоких зарплат россиян.
Тем не менее расчёты показывают [22], что меры, предлагаемые Комиссией РАН, помогут Президенту РФ в корне изменить экономическую ситуацию в России: обеспечить экономическое развитие и за счёт перераспределения имеющихся ресурсов по данным 2022 года получить в бюджет РФ дополнительные доходы от 13,0 до 15,0 трлн руб. В том числе:
1,0-1,5 трлн. руб. – за счёт совершенствования НДС;
2,0-2,5 трлн. руб. – совершенствование подоходного налогообложения;
2,0-2,5 трлн. руб. – наведение порядка на таможне;
8,0-8,5 трлн. руб. – изменение порядка добычи нефти и газа.
В дальнейшем доходы будут расти за счёт роста налогооблагаемой базы. В России станет работать выгодно, и в Россию пойдут инвестиции.
[1] https://partyadela.ru/blogs/mikhail-abramov/pochemu-nado-menyat-rossijskuyu-nalogovuyu-sistemu/
[2] Моя статья написана по материалам Комиссии РАН
[3] https://www.interfax.ru/business/967348
[4] Форма 1НОМ ФНС, Консолидированный бюджет РФ, https://roskazna.gov.ru/ispolnenie-byudzhetov/konsolidirovannyj-byudzhet/,
ФТС, https://customs.gov.ru/activity/results/summy-tamozhennyx-platezhej,-postupayushhix-v-byudzhet/document/221936
[5] https://www.rationalnumbers.ru/all/chislo-krupnyh-i-srednih-predpriyatiy-i-organizaciy-v-rf-2004-20/
[6] https://fingazeta.ru/ekonomika/russia/447973
[7] http://modern-rf.ru/netcat_files/93/47/06.08.20_Verstka_Nalogi_dlya_Rossii.pdf
[8] 26.01.2022, https://www.rbc.ru/economics/26/01/2022/61f14cbf9a79470ffe6b80b8
[9] http://prezident.org/tekst/stenogramma-vstrechi-vladimira-putina-s-predsedatelem-knr-si-czinpinom-20-03-2023.html
[10] https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-sovremennoy-ekonomiki-rossii/viewer
[11] 2022-2023, https://take-profit.org/statistics/bank-lending-rate/
[12] https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.57ab7b5e-63f9c5e7-cdc7a3d0-74722d776562/https/www.economist.com/china/2018/12/01/why-only-2-of-chinese-pay-any-income-tax
[13] https://news.rambler.ru/sociology/46602567-pereraspredelenie-v-polzu-bogatyh-kak-rf-vyshla-v-lidery-po-neravenstvu/
[14] https://zen.yandex.ru/media/economics_channel/raspredelenie-rabotnikov-po-razmeru-zarplaty-v-rossii-5ddcfbaf18c060160cc4c7a0
[15] 05.06.24, https://www.rbc.ru/industries/news/666025189a79475e081bdc00
[16] А.Ю. Шевяков, А.Я. Кирута, Неравенство, экономический рост и демография: неисследованные взаимосвязи, ИСЭПН РАН, М., 2009
[17] https://finance.rambler.ru/business/47960235-chistyy-ottok-kapitala-iz-rossii-v-2021-godu-vyros-v-1-4-raza/
[18] https://ria.ru/20230412/ottok-1864761330.html
[19] https://ach.gov.ru/audit/oper-2022?ysclid=lwlvr7uhs8763767410
[20] Росстат. Труд и занятость в России – 2023., табл. 3.7, стр. 87
[21] https://buhexpert8.ru/1s-zup/glavnaya-1s-zup/novosti-zup/rosstat-opublikoval-pokazateli-srednemesyachnyh-zarplat-za-2022-god.html
[22] Р.И. Нигматулин, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», М., изд. «Перо», 140 с., https://modern-rf.ru/netcat_files/93/47/06.08.20_Verstka_Nalogi_dlya_Rossii.pdf