Налог на добавленную стоимость (НДС) требует совершенствования - Партия Дела
Присоединиться

Непосвящённому человеку может показаться, что посчитать добавленную стоимость и налог с неё – задача для младшего школьника: купил за 100 руб., что-то доделал, «наварил» и продал за 150 руб., из них 50 руб. – добавленная стоимость; 20% от 50 руб. и есть НДС.

Но профессионалы знают, что всё не так просто. Более половины своего времени бухгалтеры тратят на НДС – на выколачивание счетов-фактур от поставщиков, проверку правильности их заполнения, подготовку документов для встречных проверок и т.д.

Налоговые органы тоже большую часть своего времени тратят на проверку уплаты НДС; в отношении уплаты этого налога проводится более половины встречных проверок и выносится судебных исков. Например, абсолютное большинство (около 86%) дел по налоговым проблемам в Московском арбитражном суде посвящено НДС.

Вместе с тем, НДС – один из основных источников доходов бюджета. В 2019 году (до ковида и СВО) был собран НДС в сумме 7,1 трлн. руб., в том числе Федеральной налоговой службой (ФНС) собраны 4.262,6 млрд. руб. за товары, произведённые и реализованные в России, и Федеральной таможенной службой (ФТС) – 2.837,5 млрд. руб. – за импорт. НДС составил 18,0% консолидированного бюджета РФ и 35,6% Федерального бюджета. Именно весомость НДС для бюджета требует особого внимания к способам и порядку реформирования этого налога.

Существующая процедура расчёта НДС превратила налог в «глобальную головную боль». Манипуляции со счетами-фактурами или отсутствие счетов-фактур искажают реальную картину. Ситуацию усугубляет наличие разных ставок НДС для разных видов товаров, работ и услуг и разных налогоплательщиков. Те, кто применяет упрощённую систему налогообложения, НДС платить не должны. Основная ставка НДС равна 20%, но для многих видов продукции (продукции сельхозпроизводителей, некоторых видов продуктов питания, товаров для детей, книг и др.) ставка НДС составляет 10%, для некоторых – 0%. Экспорт НДС не облагается. Заметим, что недополученная сумма НДС (1,4 трлн. руб.) за товары (работы, услуги), освобождённые от уплаты НДС в соответствии со ст. 149 НК РФ, превысила в 2006 г. сумму НДС за товары (работы, услуги), реализованные в России (924,2 млрд. руб.). В последующие годы соотношения, по-видимому, сохранились.

Парадокс, но, согласно Налоговому кодексу, налоговой базой налога на добавленную стоимость является не добавленная стоимость, а стоимость реализованной продукции. Ещё один парадокс – НДС взимают с авансов, т.е. когда добавленная стоимость ещё не создана. Третий парадокс – показателя «добавленная стоимость» и его определения вообще нет в Налоговом Кодексе.

Существующие методика расчёта НДС и система его администрирования открывают недобросовестным налогоплательщикам большие возможности для уклонения от уплаты налога и создают дополнительные проблемы для тех, кто хочет «заплатить налоги и спать спокойно». Именно с НДС связаны многочисленные конфликты между налоговиками и налогоплательщиками.

В России одни уклоняются от уплаты налогов, чтобы выжить; другие – из принципа «зачем платить, если можно не платить».

Один из способов снижения остроты проблемы НДС – приведение содержания налога в соответствие с его названием. Он ведь называется налогом на добавленную стоимость, так пусть добавленная стоимость и станет его базой.

Значение добавленной стоимости в составе реализованной продукции следует определять прямым счётом из данных бухгалтерского учёта как рыночною стоимость продукции, произведённой фирмой, за вычетом понесённых затрат вне фирмы (стоимости приобретённых у поставщиков сырья, материалов, услуг) или как сумму фонда оплаты труда, прибыли, налогов и амортизации. При этом счет-фактура остаётся обязательным первичным документом в соответствии с НК РФ. Но перестаёт быть актуальной п. 2 Статьи 169 НК РФ с требованиями к счетам-фактурам поставщиков. В связи с тем, что счета-фактуры заполняет контрагент, добросовестный налогоплательщик обеспечить эти требования не может, что служит причиной большинства его конфликтов с налоговыми органами. Для тех, кто не будет пользоваться «вычетами» и «возмещениями», эта проблема отпадает. Кроме того, вырастет конкурентоспособность предприятий, работающих на упрощённой системе налогообложения (УСН) и не платящих НДС – покупаемая у них продукция не будет влиять на сумму уплачиваемого налога плательщиком НДС. В настоящее время плательщики НДС избегают что-то покупать у неплательщиков.

Что делать конкретно? Мы предлагаем:

— ввести показатель «добавленная стоимость» в качестве налоговой базы НДС и основного отчётного показателя деятельности предприятия;

— снизить основную ставку НДС с 20% до 10%;

— считать НДС, подлежащий уплате в бюджет, «прямым» способом как произведение ставки налога на добавленную стоимость, которая определяется как сумма зарплаты, прибыли, амортизации и уплаченных налогов, – в этом случае возмещения НДС будут не нужны;

— 50% НДС, как правило, оставлять регионам, что компенсирует их потери из-за предлагаемого нами введения минимального необлагаемого подоходным налогом дохода в размере 30 тыс. руб./мес. – сегодня подоходный налог полностью поступает в бюджет регионов;

— отменить или существенно уменьшить ставку возмещения НДС экспортёрам сырья и полусырья (нефти и нефтепродуктов, газа, удобрений, металлов).

Добавленная стоимость в расчётном периоде равна валовой выручке предприятия от продажи всех товаров и услуг, минус расходы на закупки товаров и услуг (включая и закупки основных средств) от других бизнесов.

Посмотрим, что дало бы экономике снижение ставки НДС до 10% и расчёт НДС «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога в 2018 году.:

В 2018 году был собран НДС 6,01 трлн. руб., в том числе Федеральной налоговой службой (ФНС) собраны 3,57 трлн. руб. за товары, произведённые и реализованные в России, и Федеральной таможенной службой (ФТС) – 2,44 трлн. руб. – за импорт.

База для ФНС: показанная Росстатом добавленная стоимость отраслей, облагаемых НДС, – 63,92 трлн. руб.; ставка – 10%; собираемость примем равной 90%.

НДС = 63,92 х 0,1 х 0,9 = 5,75 трлн. руб. – столько будет собрано ФНС за продукцию, произведённую и реализованную в России. Т.е. на 5,75 – 3,57 = 2,18 трлн. больше, чем было собрано по принятой методике.

Учтём потери от снижения ставки НДС при импорте. При снижении ставки НДС до 10% будет собрано 2,44:18х10 = 1,36 трлн. руб., т.е. на 2,44-1,36 = 1,08 трлн. руб. меньше.

В целом дополнительные доходы составят 2,18-1,08 = 1,1 трлн. руб.

Кроме того, в бюджете останутся около 2,27 трлн. руб. за счёт отмены возмещения НДС экспортёрам сырья.

Одновременно улучшится предпринимательский климат – упростится администрирование НДС, будут исключены проблемы уплаты НДС с авансов (платить не надо, т.к. авансы не являются добавленной стоимостью) и незаконных возмещений, станут ненужными книги покупок и продаж, встречные проверки, судебные споры по всем этим поводам, снизится налоговая нагрузка на предприятие и ему будет безразлично, является ли плательщиком НДС его поставщик и насколько честно он платит НДС в бюджет.

Трудозатраты бухгалтерии предприятий снизятся, как минимум, вдвое. Кроме того, будут снижены розничные цены, сократится число дотационных регионов, повысится собираемость НДС с 30% до 90%.

Идея существенного снижения ставки НДС и считать этот налог «прямым» способом как произведение добавленной стоимости на ставку налога без возмещений не нова. В 2007 году она обсуждалась с Президентом России. Авторы идеи член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА М.Д. Абрамов (к.т.н., в 2007 году директор малого машиностроительного предприятия и член Экспертного совета «Деловой России») и член Генерального Совета ПАРТИИ ДЕЛА В.А. Кашин, (д.э.н., первый заместитель директора ФГУП «Институт развития налоговой системы», государственный советник налоговой службы II ранга, бывший начальник Управления МНС по администрированию и сбору налогов) подготовили предложения, обсудили их с экспертами «Деловой России», ОПОРЫ и РСПП и не получили никаких возражений по существу. Вопросов не было. Только после этого председатель «Деловой России» Б.Ю. Титов с этой идеей обратился к В.В. Путину, который отнёсся к ней вполне благожелательно.

Показ по телевидению и благожелательная реакция Президента вызвали ажиотажный интерес СМИ к этой проблеме. Корреспонденты обратились к налоговым экспертам за комментариями и разъяснениями. Развернулась интенсивная дискуссия. Судя по опубликованным «разъяснениям», предложения «Деловой России» многие эксперты услышали впервые из телевизионной программы и теоретические обоснования не читали. Некоторые эксперты знакомились с материалами более подробно. Тем не менее, большинство опубликованных мнений экспертов содержали сомнения и возражения. Предварительную отрицательную оценку предложений с конкретными замечаниями дал и Минфин России. На все замечания и возражения авторами были даны развёрнутые пояснения и обоснования в статье «Об исчислении НДС прямым способом», опубликованной в журнале «Налоговые споры: теория и практика», № 2, 2008 г. Но это не помогло.

Идеи по совершенствованию НДС были похоронены. Причины простые: сегодняшняя система выгодна и недобросовестным предпринимателям, и коррумпированным чиновникам. Ещё одна возможная причина – с ноября 2007 по июнь 2008 года баррель нефти Brent стоил от 90 до 140 долларов США. И без реформы НДС дела шли неплохо.

Но сегодня ситуация изменилась. Пришло время и для совершенствования НДС.