Налоговая реформа Минфина: гора родила мышь
Суть налоговой реформы, предлагаемой Минфином:
Необлагаемый минимальный доход отсутствует; доход до 2,4 млн руб./год – ставка 13%, от 2,4 до 5,0 – 15%, от 5,0 до 20 – 18%, от 20 до 50 – 20%, свыше 50 млн руб. в год – 22%; налог на прибыль для компаний, применяющих общую ставку, предлагается повысить с нынешних 20% до 25%. Минфин РФ оценил дополнительные доходы бюджетной системы РФ от налоговых изменений в 2,6 трлн рублей в 2025 году, из них 1,6 трлн рублей от повышения налога на прибыль до 25% и 533 млрд рублей от расширения прогрессии по НДФЛ с учётом всех вычетов. Действующая ставка для дивидендов сохраняется в размере 13% до суммы 2,4 млн рублей. Свыше – 15% без дальнейшей прогрессии.
Таковы предложения Минфина. Заметим, что 533 млрд – это 1,59% от 33,552 трлн руб., запланированных на 2025 год доходов Федерального бюджета, или 0,3% ВВП. Гора родила мышь! Очевидно, налоговая реформа, предлагаемая Минфином, ни одной российской проблемы не решит.
А как в США?
У них прогрессивная шкала с необлагаемым доходом около $1000 в мес. и максимальной ставкой 37%. В США налоги платят богатые. Например, в 2018 году в США 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны были освобождены от уплаты федерального подоходного налога. При этом доходы граждан являются главным источником доходов Федерального бюджета США. У них подоходный налог составляет 45% бюджета, а у нас лишь 10%.
Аналогичная картина в странах Европы, а также в Японии, Австралии, Южной Корее.
А как в Китае?
На встрече с Си Цзиньпином 20 марта 2023 г., обращаясь к нему, В.В. Путин сказал: «За последние годы Китай сделал колоссальный рывок вперёд в своём развитии. Во всём мире это вызывает неподдельный интерес, и мы даже немножко вам завидуем».
Обратим внимание на некоторые факты, которые, возможно, имел в виду В.В. Путин.
В 1991 году ВВП России составлял $496 млрд, что составляло 3,4% мирового ВВП, а ВВП Китая – $415,6 млрд. В 2021 г. ВВП России – $1,77 трлн (1,7% мирового ВВП), а ВВП Китая – $17,5 трлн (17,9% мирового ВВП). За 30 лет ВВП Китая вырос в 42 раза, а ВВП России – в 3,6 раза. При этом доля России в мировом ВВП сократилась в два раза.
Бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам. Например, в Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (по сегодняшнему курсу это 61,1 тыс. руб./мес.), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог, и правительство хочет поднять этот показатель до 15%.
Вместе с тем, расчёты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.
Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растёт. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.
Например, по данным Центробанка РФ, чистый отток капитала (ввоз минус вывоз) в 2021 г. составил 72 млрд долл. (или 5,3 трлн руб. при курсе $1 = 73,68 руб.), а в 2022 году он составил 217 млрд долл. или 14,04 трлн руб. (при курсе $1 = 64,49 руб.), что составляет 50,5% доходов Федерального бюджета в 2022 году (27,8 трлн руб.)
Именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет, перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и снижать имущественное неравенство.
Сегодня распределение доходов в России нельзя назвать справедливым. Например, совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд, т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн руб., т.е. в 1,5 раза больше всех официальных доходов населения РФ, с которых был собран подоходный налог.
Россия вошла в первую пятёрку стран по социальному неравенству. У нас 1% населения страны владеет 47,7% национального богатства. Впереди нас ЮАР (55%), Чили (49,6%), Бразилия (48,9%) и Ливан (48,2%). Меньше неравенства в Турции (36,9%), США (34,9%), Индии (33%), Китае (31%), Германии (29,7%), Украине (28,2%) и в других странах.
Наличие прогрессивной шкалы – обязательное (хотя и не единственное) условие развития России. Такая шкала есть у всех стран ОЭСР, «Двадцатки», БРИКС и многих других.
Комиссией Российской Академии наук предлагаются следующие налоговые новации:
— шкала НДФЛ – 30 тыс. руб./мес. налогом не облагается; 13% – для дохода до 3,0 млн руб./год, 30% – св. 3,0 до 12 млн/год, 50% – свыше 12 млн/год;
— НДС – основная ставка 10%, налоговая база НДС – добавленная стоимость предприятия, а не реализация (как сегодня); отменяется возмещение НДС экспортёрам сырья; до 50% собранного НДС остаётся в регионах-производителях добавленной стоимости;
— социальные взносы – 20%; предельные ставки ФСС и ФОМС (регрессия) отменяются;
— налог на прибыль – 20%; при этом инвестиции в производство до 50 млн/год снижают базу налога на прибыль;
— упростить налоговую отчётность; объём Налоговой Декларации сократить до 1-2 стр.
С расчётами и обоснованиями рекомендаций можно ознакомиться в книге Р.И. Нигматулин, В.А. Кашин, М.Д. Абрамов, «Налоги для России. Пособие для министров и информация для граждан», изд. «Перо», М., 2020 г., 140 с. См. здесь.
Посмотрим, что это даст предприятию со следующими показателями (см. табл. 1):
Реализация – 200,0 млн руб.
Сторонние организации – 50,0 млн руб. В том числе:
— сторонние организации – плательщики НДС – 40 млн руб.; в том числе сторонние – продавцы основных средств – 20 млн руб. (в предлагаемом варианте уменьшает налоговую базу прибыли).
— сторонние организации, освобождённые от уплаты НДС – 10 млн руб. (в сегодняшнем варианте увеличивают базу НДС к уплате).
— численность предприятия – 100 чел.
Вариант 1. Сегодняшняя шкала. Зарплата – 50 тыс. руб./мес.
Вариант 2. Предлагаемая шкала. Зарплата – 50 тыс. руб./мес.
Вариант 3. Предлагаемая шкала. Зарплата – 60 тыс. руб./мес.
Вариант 4. Предлагаемая шкала. Зарплата – 75 тыс. руб./мес.
Таким образом, использование предлагаемой нами шкалы подоходного налога при том же объёме реализации и доле покупных позволят снизить налоговую нагрузку на предприятие почти на 30-40% и одновременно увеличить зарплаты работникам от 20% до 50%. Выпадающие доходы будут с избытком компенсированы за счёт получателей больших доходов.
По данным за 2019 год, из общего числа налогоплательщиков 70 млн чел. доля, получающих доходы свыше 50 тыс. руб./мес., составила 28,7%, а свыше 75,0 тыс. руб./мес. – 13,3% всех налогоплательщиков. При этом около 43% налогоплательщиков (30 млн чел.) получают доход до 30,0 тыс. руб./мес., т.е. будут освобождены от уплаты подоходного налога и социальных взносов. Доля получающих повышенные доходы (свыше 250 тыс. руб. в месяц, составляет 0,8% от всех налогоплательщиков, т.е. около 560 тыс. чел.
Богатства наших богатых постоянно растут. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 тыс. до 246 тыс. человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек.
Если предположить, что средний доход долларового миллионера составляет 0,6 млн. долл./год или при курсе $1=60 руб. 36 млн. руб./год (3 млн руб./мес.), то при необлагаемом минимуме 30 тыс. руб./мес. (360 тыс. руб./год) при ставке подоходного налога 13% с дохода до 3 млн руб. НДФЛ составит 390 тыс. руб.; при ставке 30% с дохода свыше 3,0 млн до 12 млн руб. НДФЛ составит (12,0-3,0)х0,3 = 2,7 млн руб., а при ставке НДФЛ 50% с суммы выше 12 млн руб. до 36 млн руб. НДФЛ составит (36-12)х0,5 = 12 млн руб.
А всего на одного миллионера НДФЛ к уплате составит (0,39+2,7+12,0) = 15,09 млн руб. Т.е. с 246 тыс. долларовых миллионеров был бы собран НДФЛ в сумме 15,09х246 тыс. = 3,71 трлн руб. Фактически в 2018 году с 70 млн налогоплательщиков был собран НДФЛ в сумме 3,65 трлн руб., т.е. практически столько же, сколько могли бы собрать НДФЛ только с долларовых миллионеров по предлагаемой нами шкале.
Дополнительные доходы бюджета, благодаря предлагаемой прогрессивной шкале, составят не менее 3-4 трлн руб. в год. А главное, производить в России будет выгодно, и в нашу страну пойдут инвестиции. К сожалению, реализация наших предложений в настоящее время маловероятна.
Проблема в том, что решение о параметрах прогрессивной шкалы должны принимать люди, которых эта шкала конкретно «ударит по карману». И эти люди трижды подумают, прежде чем предлагаемую шкалу поддерживать. И вряд ли они из-за сомнительных (на их взгляд) улучшений захотят потерять почти половину своих доходов. Даже ради всеобщего блага. Так что всё обстоит не так просто.