Налоговая реформа Минфина нуждается в корректировке - Партия Дела
Присоединиться

20 июня 2024 года Государственной Думой принят в первом чтении подготовленный Минфином законопроект о налоговой реформе.

В частности, законопроектом предложена следующая прогрессивная шкала подоходного налога (табл. 1):

По расчётам Минфина, указанная в табл. 1 прогрессивная шкала НДФЛ оценивается в 2025 г. в 533 млрд руб. дополнительных доходов, а в 2025-2027 гг. с учётом изменения параметров стандартных налоговых вычетов — в 1,4 трлн руб.

Кроме того, Минфин намерен получить в бюджет дополнительно 1,6 трлн руб. за счёт предусмотренного реформой повышения налога на прибыль с 20% до 25%.

Проектом также предлагается целый ряд других более мелких изменений. Стоило ли городить огород с прогрессивной шкалой за 533 млрд руб. Ведь это 1,59% доходов Федерального бюджета в 2025 году, или 0,3% ВВП.

И общее впечатление об авторах налоговой реформы не очень хорошее. Судя по всему, они не ведают, что творят. Возможно, поэтому в их шкале отсутствует необлагаемый налогом доход. Это противоречит и науке здравому смыслу. Судите сами: в ст. 41 НК РФ: «доходом для целей налогообложения признаётся экономическая выгода в денежной или натуральной форме». Здесь всё правильно и понятно, есть доход, есть выгода – есть налог, нет дохода, нет выгоды – нет налога. Но вот наш работник работает по найму. Он должен питаться, одеваться, нести затраты на проезд к месту работы, и т.д. И если он зарабатывает ровно столько, сколько нужно, чтобы покрыть эти затраты, то он, очевидно, никакой «экономической выгоды» не получает. И это обстоятельство не только знают все экономисты, оно учитывается и в законах всех стран мира – в форме «необлагаемого минимума заработной платы».

А в нашем НДФЛ этого необлагаемого минимума вовсе нет. Другими словами, человек может не иметь «экономической выгоды» от своей деятельности, но всё равно должен платить налог. А поскольку покрывать эти затраты ему нужно в любом случае, это – условие его существования, то наш НДФЛ прямо отказывает работнику в праве на его существование. В праве на жизнь!

Тем не менее решить экономические проблемы и устранить вопиющее социальное неравенство в нашей стране можно только применением нормальной прогрессивной шкалы подоходного налога.

Россия вошла в первую пятёрку стран по социальному неравенству. У нас 1% населения страны владеет 47,7% национального богатства. Впереди нас ЮАР (55%), Чили (49,6%), Бразилия (48,9%) и Ливан (48,2%). Меньше неравенства в Турции (36,9%), США (34,9%), Индии (33%), Китае (31%), Германии (29,7%), Украине (28,2%) и в других странах.

Совокупное состояние 500 российских миллиардеров в 2020 году выросло на $207 млрд т.е. их официальный доход по курсу $1 = 72,1 руб. составил 14,9 трлн руб., т.е. в 1,5 раза больше всех официальных доходов населения РФ, с которых был собран подоходный налог.

Единственное и сомнительное достоинство шкалы, предлагаемой Минфином, состоит в том, что такой шкалы подоходного налога нет ни в одной стране мира.

Нашу шкалу со шкалами развитых стран и Китая сравнивать не приходится. Например, бурный рост ВВП Китая за последние 25-30 лет во многом предопределили применяемая налоговая система и низкие ставки по кредитам.

В Китае не облагают подоходным налогом и социальными взносами доход до 5000 юаней/мес. (по сегодняшнему курсу это 61,1 тыс. руб./мес.), у них прогрессивная шкала подоходного налога с максимальной ставкой 45%, НДС – 13%, ставка по кредитам – 2,75% и т.д. По данным на 1 декабря 2018 г., только 2% китайцев платят подоходный налог, и Правительство хочет поднять этот показатель до 15%.

Кстати, и в США подоходный налог платят в основном богатые. Например, в 2018 году 76,4 млн американцев или 44,4% трудоспособного населения страны были освобождены от уплаты федерального подоходного налога. При этом доходы граждан являются главным источником доходов Федерального бюджета США. У них подоходный налог составляет 45% бюджета, а у нас лишь 10%.

Очевидно, предлагаемая Минфином прогрессивная шкала никаких российских проблем не решает.

Вместе с тем, расчёты Института социально-экономических проблем народонаселения РАН показывают, что, если бы в нашей стране была среднеевропейская прогрессивная шкала, ВВП России был бы на 30-50 процентов выше, чем в реальности.

Объяснение очень простое. Если у большинства населения нет денег, то нет покупательского спроса, и ВВП не растёт. А богатые тратят в России ровно столько, сколько надо на достойное существование, а основные средства хранят за рубежом и там же покупают недвижимость и предметы роскоши (яхты, футбольные клубы и др.). Или занимаются бизнесом, т.е. на выкачанные из России деньги развивают экономику других стран, что также не способствует росту производства и ВВП в России.

Например, по данным Центробанка РФ, чистый отток капитала (ввоз минус вывоз) в 2021 г. составил 72 млрд долл. (или 5,3 трлн руб. при курсе $1 = 73,68 руб.), а в 2022 году он составил 217 млрд долл. или 14,04 трлн руб. (при курсе $1 = 64,49 руб.), что составляет 50,5% доходов Федерального бюджета в 2022 году (27,8 трлн руб.).

Именно прогрессивная шкала позволяет наполнять бюджет, перераспределять доходы наиболее оптимальным образом и снижать имущественное неравенство.

Такая шкала разработана для нашей страны Комиссией Российской Академии наук (РАН) в рамках Проекта «Разработка рекомендаций по совершенствованию российской налоговой системы».

Помимо учёных РАН, в состав Комиссии включены учёные и эксперты из других отраслей. В частности, для участия в решении налоговых проблем приглашены д.э.н., государственный советник налоговой службы II ранга, бывший зам. директора Института развития налоговой системы при ФНС В.А. Кашин и профессор Московского налогового института РосНОУ, машиностроитель с пятидесятилетним стажем М.Д. Абрамов (секретарь Комиссии). Проект Рекомендаций РАН был разослан на отзыв в июле 2023 года в научные организации РФ и Комитеты Государственной Думы.

Проектом РАН предложена следующая шкала подоходного налога:

Расчёты показывают, что использование указанной шкалы и других мер совершенствования российской налоговой системы (см. ниже) при том же объёме реализации и доле покупных позволят снизить налоговую нагрузку на предприятие почти на 30-40% и одновременно увеличить зарплаты работникам от 20% до 50%. Выпадающие доходы будут с избытком компенсированы за счёт получателей больших доходов.

Расчёты производились по данным 2019 года. Судя по информации, приведённой в таблице 3, распределение доходов населения в 2022-2023 годах по сравнению с 2019 годом изменилось не существенно, и данные 2019 г. могут быть использованы и сегодня.

По данным за 2019 год, из общего числа налогоплательщиков 70 млн чел. доля получающих доходы свыше 50 тыс. руб./мес., составила 28,7%, а свыше 75,0 тыс. руб./мес. – 13,3% всех налогоплательщиков. При этом около 43% налогоплательщиков (30 млн чел.) получали доход до 30,0 тыс. руб./мес., т.е. будут освобождены от уплаты подоходного налога и социальных взносов. Доля получающих повышенные доходы (свыше 250 тыс. руб. в месяц, составляет 0,8% от всех налогоплательщиков, т.е. около 560 тыс. чел.

Богатства наших богатых постоянно растут. Количество долларовых миллионеров в России с 2018 по 2019 год выросло со 172 тыс. до 246 тыс. человек, в том числе 7% из них обладали богатством от 10 до 100 млн долларов, а богатство других составляло от 1 до 10 млн долл.; число долларовых миллиардеров увеличилось с 74 до 110 человек.

Если предположить, что средний доход долларового миллионера составляет 0,6 млн долл./год или при курсе $1=60 руб. 36 млн руб./год (3 млн руб./мес.), то при необлагаемом минимуме 30 тыс. руб./мес. (360 тыс. руб./год) при ставке подоходного налога 13% с дохода до 3 млн руб. НДФЛ составит 390 тыс. руб.; при ставке 30% с дохода свыше 3,0 млн до 12 млн. руб. НДФЛ составит (12,0-3,0)х0,3 = 2,7 млн руб., а при ставке НДФЛ 50% с суммы выше 12 млн руб. до 36 млн руб. НДФЛ составит (36-12)х0,5 = 12 млн руб.

А всего на одного миллионера НДФЛ к уплате составит (0,39+2,7+12,0) = 15,09 млн руб. Т.е. с 246 тыс. долларовых миллионеров был бы собран НДФЛ в сумме 15,09х246 тыс. = 3,71 трлн руб. Фактически в 2018 году с 70 млн налогоплательщиков был собран НДФЛ в сумме 3,65 трлн руб., т.е. практически столько же, сколько могли бы собрать НДФЛ только с долларовых миллионеров по предлагаемой нами шкале.

Помимо рекомендаций по совершенствованию подоходного налогообложения, в Отчёте Комиссии РАН содержатся и другие рекомендации. В частности, Комиссия РАН предлагает:

— основную ставку НДС установить равной 10%; в качестве налоговой базы Налога на добавленную стоимость принимать добавленную стоимость предприятия, а не реализацию (как сегодня), что позволит вдвое уменьшить трудоёмкость работы бухгалтерии; отменить возмещение НДС экспортёрам сырья; до 50% собранного НДС оставлять (как правило) в регионах-производителях добавленной стоимости; расчёты показывают, что благодаря отсутствию возможностей манипуляций с возмещениями НДС, поступления НДС в бюджет при предлагаемой ставке НДС 10% будут выше, чем при ставке 20% в существующей системе;

— социальные взносы установить в размере 20%; предельные ставки, выше которых взносы не взимаются (регрессию), отменить;

— ставку налога на прибыль оставить равной 20%; при этом снижать базу налога на прибыль на сумму расходов на производство до 50 млн руб. в год;

— упростить налоговую отчётность; объём Налоговой Декларации сократить до 1-2 стр.

Налоговое администрирование в России усложняется с каждым днём и просветов не видно. Число поправок в Налоговый и трудовой Кодексы: 2021 г. – 455 поправок, 2022 г. – 550 поправок, в 2023 г. – 640 поправок.

Реализация рекомендаций РАН позволит упростить налоговую отчётность и почти вдвое снизить налоговую нагрузку на производство. Производить в России будет выгодно, и в Россию пойдут инвестиции.

Реализация предлагаемых РАН рекомендаций позволит за счёт перераспределения имеющихся ресурсов получать в бюджет РФ дополнительные доходы в размере от 13,0 до 15,0 трлн руб. ежегодно.